Семинар – практикум на тему «Формирование коммуникативных качеств у дошкольников»
материал по теме

Николаева Светлана  Владимировна

 Правильная  речь -  это   главное  условие  успешного  обучения  детей  в  школе  и  их  дальнейшего  благополучия. В  данной  работе  рассказывается,  о  том как  правильно  развивать   нашу  речь  и  умение  общаться  друг  с  другом. Приведены   примеры  наиболее  интересных  методов  и  приёмов,  с  помощью  которых  можно  научить  ребёнка  правильно  строить  своё  речевое  поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_temy.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

на  тему  «Формирование  коммуникативных  качеств  у  дошкольников»

Актуальность темы.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Коммуникация (общение) с взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игра, труд, продуктивная деятельность и др.), так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенно формы речевого общения усложняются: в ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждения

Коммуникативно-речевые  критерии

• активность в общении (стремиться к общению по собственному желанию, является

   инициатором общения);

• умение слушать и понимать речь;

• умение строить общение с учётом ситуации;

• умение вести диалог;

• лёгкость вхождения в контакт с детьми и взрослыми;

• ясность и последовательность выражения своих мыслей;

• использование форм речевого этикета;

Целевые установки.

·создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;

·обучать умению слушать и слышать другого;

·учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

·развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

·учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

·воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

На  занятиях:

  1. создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;
  2. обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
  3. стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
  4. осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
  5. широко  используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Формирование коммуникативных умений в партнерском взаимодействии строится на базе следующих видов детской деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, познавательно - исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.

На  что  нужно  обратить  внимание

Общение со взрослыми.

1.Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

.Умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.

.Насколько внимателен ребенок к взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.

II. Общение со сверстниками.

1.Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова.

.Внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.

.Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их различает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.

.Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Таким образом, определив критерии коммуникативных умений, такие как внимание и интерес к другому ребенку, эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание, чувствительность ребенка к тому отношению, которое проявляет к нему партнер - мы выделили показатели коммуникативных навыков: содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; мотивы, побуждающие ребенка к нему; средства, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Высокий уровень сформированности коммуникативных умений предполагает умение детей вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу. Ребенок всегда разговаривает спокойно, не перебивая говорящего. Внимательно относится к взрослому: проявляет заботу, внимание, сочувствие. Дошкольник приветлив со сверстниками: здоровается и прощается, называет по имени. Внимателен, старается помочь другому, считается с мнением других детей. В конфликты вступает редко. В конфликтных ситуациях умеет уступать, не кричит. Ровные и доброжелательные отношения со сверстниками.

К среднему уровню относятся те дети, которые знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются. Дошкольник употребляет вежливые слова по напоминанию взрослого или другого ребенка. Умеет разговаривать с взрослыми спокойно, но иногда перебивает говорящего. Выполняет поручения взрослого самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Не всегда помнит о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в группу. Приветлив со сверстниками, но привычка здороваться и прощаться, ежедневно не сформирована. Во время выполнения деятельности иногда отвлекается. В конфликты вступает периодически. В конфликтных ситуациях часто обращается за помощью взрослого. Взаимоотношения с детьми избирательные, ровные.

Низкий уровень сформированности коммуникативных умений дошкольников характеризуется отсутствием умения здороваться и прощаться со взрослыми, называть их по имени, отчеству. Ребенок вежливые слова практически не употребляет, перебивает говорящего. Не внимателен ко взрослому, не адекватно реагирует на просьбу помочь. Со сверстниками не приветлив, вежливые слова не употребляет, грубит. Во время выполнения совместной деятельности отвлекается, мешает другим. Провоцирует конфликты. В конфликтных ситуациях дерется, обидчив. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные.

Для  развития  коммуникативных  качеств,   используются   проблемные ситуации:

На улице было очень тепло и солнечно, поэтому у Сережи было хорошее настроение. Он подошел к лавочке, на которой сидели незнакомые старушки,  и сказал: «Привет, бабушки!». Старушки посмотрели на него и ничего не ответили, только подумали: «Какой невежливый мальчик». Почему так подумали старушки, ведь Сережа поприветствовал их? Чего не знал Сережа?

Мама укладывала спать маленького братика Коли. Малыш долго не мог уснуть. Коля решил рассказать ему сказку про  бабу Ягу, черта, Кощея Бессмертного. Неожиданно брат заплакал еще громче, он испугался. Чего не учел Коля?

Наташа услышала издалека, как воспитательница сказала: «А кто хочет рассказать мне об этом?». Наташа подбежала и крикнула: «Я». «Ну, расскажи», - ответила воспитательница. Наташа молчала, а дети засмеялись. Почему молчала Наташа?

Такие ситуации вводятся педагогом не специально, не в назидание детям, а как бы «к слову», «к разговору». Это побуждает детей к воспоминаниям аналогичных факторов из своего личного опыта и к их анализу. В этих ситуациях воспитатель не дает готовых ответов, «рецептов» как нужно было бы вести беседу, он только акцентирует внимание детей, что они возникают ввиду отсутствия необходимых умений и знаний.

Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Режиссерская игра индивидуальна. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в детском саду не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности. Поэтому темой нашей работы была выбрана возможность развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами режиссерской игры

Режиссерская игра – одно из средств воспитания коммуникативных навыков у старших дошкольников как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.

Актуальность проблемы поставила перед нами
цель – создание условий для развития коммуникативных навыков дошкольников средствами режиссерской игры, тем самым помогать детям в социальной адаптации.

Режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля. Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу. Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани – волком и т. д. Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мезансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами, и что в результате этого произойдет на “сцене”. Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все похожа на ту свою первую форму, которую мы наблюдали у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметное окружение иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми.

Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте иногда может быть и коллективной. Правда, участников в ней не много – не более двух – трех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись. Необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности. Если дети имеют нормальные отношения, то у них можно наблюдать такую игру. Они вместе придумывают и ставят домашние спектакли и “капустники” (иссл. Е. М. Гаспаровой, Е. Е. Кравцовой).


Приведем пример педагогического руководства режиссерской игрой из позиции вне игры. Для разрешения назревающего конфликта мы использовали прием положительной, предвосхищающей оценки. Так, наблюдая за режиссерской игрой детей, мы заметили, что Ваня А., играя с роботом «Бэтменом», попытался разрушить «Дворец фей», где играли девочки с маленькими феями. Мы своевременно оказали помощь в предотвращении конфликта и разрушения игры, выступая из позиции вне игры. Мы сказали Ване, что «Бэтмен» - добрый, сильный, храбрый, любит защищать и помогать маленьким и слабым. Ваня, услышав похвалу, доброжелательный тон развернулся и «полетел» в другую сторону, а затем вернулся и спросил у девочек, не нужна ли им помощь храброго «Бэтмена», чтобы охранять фей.



Мы в данной ситуации сумели не только разрешить назревающий конфликт, но и способствовали организации совместной режиссерской игры детей, развитию сюжета, создав оптимальные условия для детских положительных игровых взаимоотношений. В таких ситуациях дети учатся самостоятельно находить конструктивное решение выхода из конфликта.

Следующее, что чрезвычайно значимо для коммуникативного развития ребенка, в том числе и его речи,  это создание речевой среды. И этот вопрос требует очень серьезного отношения. Все педагоги знают, что в процессе анализа любого занятия оценивается речь взрослого. И все знают, как неопределенны и однообразны, бывают оценки. Какой же должна быть речь взрослого? Сколько её должно быть? Много? Мало?  Ведь именно взрослый  создает речевое пространство, ему отводится в этом решающая роль.

Речь взрослого, как правило, при проведении занятий, направленных на коммуникативное развитие детей, звучит почти постоянно (разговорной громкости, шепотная). Однако это не означает, что её   не  должно  быть  много. Преобладать  должна  речь  детей.

В ходе коммуникативного тренинга используются и традиционные (модифицированные в соответствии с задачами коммуникативного развития)  виды работы, так и совершенно новые. (авторские). Один из них получил название "комментированное рисование". Смысл его заключается в моделировании коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт детей, и организация общения детей между собой.

Комментированное рисование облегчает  привлечение внимания ребенка к собеседнику (установление визуального, зрительного контакта). Некоторые дети с несформированными навыками общения недостаточно внимательны к лицу человека, с которым хотят вступить в общение, что фактически препятствует развертыванию диалога. В ходе комментированного рисования у взрослого появляется возможность формировать у ребенка потребность следить за лицом собеседника («Посмотри на Федю, обратись к нему, спроси…»).

Следует отметить, что этот вид работы требует существенного изменения традиционной позиции воспитателя. Взрослый  только по мере  необходимости обращается с вопросами, сообщениями и просьбами непосредственно к ребенку. Он делает это "через посредника", в качестве которого выступает другой ребенок. Для этого он побуждает детей обращаться друг к другу  ("Узнай у него, почему …", "Поинтересуйся, где…", "Задай ему вопрос, куда…", "Спроси у Сережи…", "Сообщи …", "Поделись с ним новостью, расскажи…" и т.д.)  с различными просьбами, вопросами и сообщениями. Содержание ответов ложится в основу изображения.

Взрослый создает схематические  изображения на глазах у детей. Выполняет рисунки заинтересованно, сопровождая рисование эмоциональными пояснениями, отражает только главное. Важно рисовать быстро, чтобы не превратить собственную деятельность в цель деятельности, не затянуть рисование. Чтобы общение детей не было вытеснено изобразительной деятельностью взрослого. Продолжительность комментированного рисования – не более 10 минут даже в старших группах. Затем переходят к рассказыванию и, если дети не устали, и в запасе есть время,  к словесным играм, составлению коммуникативных высказываний по картинкам и т.д.

Как было отмечено,  детям трудно всё время говорить. Они устают. Чтобы этого избежать, процесс создания "картины" перемежается обычно имитационными движениями, действиями с воображаемыми объектами, пантомимическими загадками и пр., которые выполняют роль "физкультминутки".  Эти динамические паузы также подчинены коммуникативным задачам, не прерывают логику всего коммуникативного тренинга.

 Можно сформулировать основные правила проведения комментированного рисования.

  1. Использование приема транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время "комментированного рисования".
  2. Следующее правило связано с отбором тематического содержания. В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года), повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты), игры, наблюдения в природе и пр.
  3. Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры и, главное, - отношения. Это третье правило.
  4. Правило четвертое. Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребенка. Его поведение напоминает поведение матери полутора- или двухлетнего ребенка, которая все время "переводит" его автономные высказывания "с русского - на русский",  придавая этим высказываниям понятную всем языковую структуру.
  5. Правило пятое. Педагог создает схематические, информационно-смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не "прорисовывает" детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.
  6. Правило шестое. В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но показывать посредством  изобразительных  движений.
  7. Правило седьмое. В качестве "физкультминуток" использовать элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.

Разберем это на конкретном примере.

Тема  "Как мы играли на прогулке"

Педагогический замысел:

  1. Учить детей смотреть в лицо собеседника во время общения, соблюдать "схему беседы".
  2. Учить выполнять имитационные движения.
  3. Учить использовать различные типы коммуникативных высказываний.
  4. Учить составлять рассказ по рисунку, используя личные местоимения и глаголы 1-го и 3-го л. ед. и мн.ч.

Проведение комментированного рисования: 

  1. Создание положительного отношения к теме и способу её реализации. 

Взрослый сообщает детям, что внимательно наблюдал за их играми на прогулке, что ему было очень интересно смотреть, как они дружно играли и т.п. "Я хочу нарисовать картину о вашей прогулке". Хотите?  Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать мелом, а Вы мне будете по-настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про тебя….Рисовать?.

  1. Моделирование коммуникативной ситуации. 

Эпизод первый. Воспитатель обращается к одному из детей: "Витя, узнай у Ани, с кем она играла в мяч? Ответ). Сережа, спроси, во что они играли?", " Марина, а нравится ей играть вместе с Олегом? Он ловко ловит мяч?", "А ты, Сашенька…подойди ко мне, я тебе на ушко шепну… Полюбопытствуй, а знает ли она разные игры с мячом? Как они называются?"

Уже на этом этапе некоторые дети могут обнаруживать определенные трудности. Построение ответов почти во всех случаях требуют от детей навыка словообразования и словоизменения. Если ребенок просто повторяет вопрос без должного лексического преобразования, то с ним надо провести специально работу в данном направлении.

Вполне естественно, если сначала дети будут давать неполные, односложные ответы. В диалоге это допустимо. Но взрослый каждый раз дополняет ответ ребенка, делает его структурированным, грамматически правильно оформленным. Вместе со взрослым (сопряженно) или за ним (отраженно) все повторяют фразу. Произнесение целесообразно сопровождать плавным (ни в коем случае не резким, "рубящим" фразы и слова на части) движением руки – дирижированием. Но четкого и полного проговаривания фразы добиваться пока не нужно.

Эпизод второй. "Анечка, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С  Мариной? Хорошо. Ну, задай ей вопрос про её игры на прогулке."Работа строится аналогично. Так на доске возникают маленькие эпизоды, рассказывающие об играх детей на прогулке (размещая их равномерно по всей доске).

  1. Рассматривание "картины" и составление по ней простого рассказа.

Взрослый в шутку сообщает, что он уже не может вспомнить, где и кто нарисован, что он нуждается в помощи. Просит детей рассказать, чем они занимались на прогулке. Рассказ выглядит примерно так: "Это я. Я здесь взял лопату…дорожку чищу вот так (показывает). А это Витя. Он…катает шары, чтобы снежную бабу сделать… А это Аня и Олег. Они в мяч играют, пасуют". И так передают содержание всех эпизодов. В процессе составления рассказа тоже можно продолжить вопросы и ответы и т.д.

Высоко эффективным для овладения речевыми средствами коммуникации зарекомендовал себя прием работы с картинками со сменой позиции ребенка. С этой целью использовались картинки с изображением бытовых, трудовых, игровых, изобразительных и конструктивных  действий детей. Перед ребенком стояла задача говорить от имени персонажа.

Первый вариант задания заключается в следующем: ребенку сообщают, что на картинках нарисован он, даже называют именем ребенка изображенный персонаж. "Это картинки про тебя. Ты будешь рассказывать детям, какая ты помощница, как хорошо умеешь помогать маме" . В данном случае ребенок упражняется в составлении предложений с личным местоимением и глаголом  1-го л., ед.ч., что необходимо для общения (" Я взял..самолет и стал красить…")

Второй вариант задания. Ребенку предлагают те же картинки. Но меняется исходная позиция. На картинках как будто изображены другие дети из группы, выполняющие различные трудовые поручения, а  ребенок должен рассказать им, чем именно они заняты. Задача, стоящая перед ним, заключается в составлении сообщений, конструкция которых включает имя собственное и глагол 2-го л. ед. ч. ("Здесь ты помогаешь подметать пол") Высказывания такого вида тоже обладают высокой частотностью в процессе общения.

Третий вариант задания.  В этом варианте ребенок сообщает другому лицу о действиях третьего. Так, девочка рассказывает другим детям, как её подруга умеет помогать маме. Речевые конструкции в данном случае .включают личное местоимение  . и глагол  3-го л. ед.ч. (" Нарисовано, как Света шьет платье своей дочке")

Модель структуры  по организации  формирования у педагогов, следующих     коммуникативно-речевых умений:  

  1. умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения;
  2. умение оформлять коммуникативное намерение высказывания в соответствии с определенным видом общения и речевым жанром;
  3. умение анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний;
  4. умение осознанно ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;
  5. умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата;
  6. умение корректировать собственное речевое поведение в зависимости от условий ситуации общения;
  7. умение проводить самоанализ собственной речевой деятельности.

Формирование педагогических требований к речи сотрудников.

Как известно, для развития речи ребенка большое значение имеет наличие в его ближайшем окружении правильных речевых образцов. А поскольку ребенок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, большую часть дня находится в коллективе, где общается со сверстниками и взрослыми, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДОУ.

 

В связи с этим нами были разработаны и представлены педагогические критерии к речи сотрудников, работающих с детьми, которые формируются в соответствии со следующими правилами:

Речь должна быть абсолютно правильна, литературна.

Необходимо помнить, что речь взрослых является образцом для подражания детей. Поэтому она должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости - не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку это приводит к быстрому утомлению акустического анализатора. Поскольку в процессе языкового развития ребенка интонационное оформление речи окружающих имеет большое значение для формирования как семантико-синтаксических, так и сверхсегментных характеристик речи, особое внимание следует уделять используемым в общении с детьми интонациям. Речь педагога должна быть эмоционально выразительной с естественными интонациями.

 

Кроме этого, педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов-эмбол – мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внимание следует уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грамматической структуре фраз.

 

По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения:

 

  1. при встрече обязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, аналогично вести себя и при прощании;
  2. обращение к ребенку не должно быть обезличенным – называние ребенка по имени демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении;
  3. в общении с ребенком устанавливать очередность высказываний, стимулировать использование правил речевой коммуникации при общении детей между собой, а также на занятиях.

 

Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом детей – чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи.

 

Возможности слухового речевого восприятия у детей дошкольного возраста тесно связаны с возможностями качественной моторной реализации устной речи. А поскольку функции моторного праксиса у дошкольников сформированы еще недостаточно, артикуляционная программа обращенного высказывания должна включать в себя не более 9 слогов, а это соответствует простому предложению из 3-4 слов. При этом главная информативная часть высказывания должна быть вынесена в начало обращения (например: слова обращения, смысловая часть и т.д.).

Однако, поскольку элементарной единицей речи является слог, в процессе общения фраза, как правило, произносится слитно, как одно слово. Поэтому для улучшения слухового восприятия устной речи детьми в речи взрослых должны присутствовать логические ударения, паузы помогающие выделить главную существенную в смысловом плане часть высказывания. Постановка логических ударений осуществляется путем изменения громкости и высоты голоса, паузами, замедлением темпа речи, послоговым проговариванием.

 Смысловое содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития и запасом представлений об окружающем мире дете

ПАМЯТКА

Педагогические задачи  по  развитию  коммуникативно-речевых     качеств:

 

  1. Сотрудники ДОУ должны создавать условия для развития речевой активности детей. Этому способствует создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.).
  2. Необходимо побуждать детей к речевому общению с взрослыми и между собой (привлекать внимание дошкольников к вопросам и высказываниям других детей, побуждать отвечать на них и высказываться самим, обращаться к взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями).
  3. Отвечать на все вопросы ребенка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиденного на прогулке и т.д.
  4. Развивать фонетическую сторону речи дошкольников (проводить артикуляционные и дыхательные упражнения для стимуляции появления онтогенетических звуков в речи детей; следить за правильностью звукопроизношения, темпом, громкостью речи дошкольников, в случае необходимости поправлять их; осуществлять коррекцию фонетической стороны речи воспитанников).
  5. Развивать и обогащать словарь детей на основе развития представлений об окружающем мире (называть предметы и явления, их свойства, действия, рассказывать о них самостоятельно; организовывать активное наблюдение детей за явлениями окружающего мира с последующей актуализацией усвоенного словаря; знакомить дошкольников со словами синонимами, антонимами, омонимами, образными выражениями; создавать условия для включения детьми изученной лексики в игру, предметную деятельность на занятиях и т.д.
  6. Развивать у детей умение строить предложения различной синтаксической сложности (простые, распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные; отвечать на вопросы краткими и полными ответами) с использованием различных вспомогательных опор (по образцу, аналогии и т.д.).
  7. Создавать условия для практического освоения дошкольниками правилами родного языка (на основе активных наблюдений за языковыми явлениями побуждать детей правильно согласовывать слова в падеже, числе, времени, роде; при образовании новых слов пользоваться суффиксами, приставками).
  8. Развивать связную речь дошкольников (организовывать диалоги со взрослыми и между детьми на основе вопросно-ответной формы речи – игры типа «Разговор по телефону»; развивать комментирующую, констатирующую и планирующую речь детей; поощрять их к рассказыванию, учить пересказывать содержание сказки, текста; поощрять детское словотворчество – учить составлять загадки, сочинять потешки, изменять и придумывать содержание сказки, рассказа).
  9. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы (читать книги с обязательным обсуждением прочитанного). Это обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, их культуру речи в целом.

Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений

1.Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности), то ем можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого... (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от ... (имя ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое».

2.Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.

«Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Остановится в круг. Остальные дети, представляя, что они это - его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

«Улыбка» - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

«Комплимент»- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».

3.Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё настроение:

Предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой - хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.

4.Предложите детям игры и упражнения из цикла « Я и мои эмоции».

«Лица»- дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое...;

Мимическая гимнастика - дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

«Маски» один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

«Глаза в глаза» - дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;

«Как ты себя сегодня чувствуешь?»- ребенок выбирает из предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы...

5.Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:

-«Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

«Походки» - один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Иностранец» - один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

«Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу».

6. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям:

изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга. Золушка и другие сказочные персонажи; произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

7. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:

участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

следующие упражнения, игры:

«Опиши друга»- двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;

«Подари подарок другу» - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок  и  дарят его друг другу;

«Царевна-Несмеяна» - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;

«Сравнения» - дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

«Волшебный магазин» - взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

8.Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», « Бармалея» и т.д.

9.Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

ПРАВИЛА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

 
Правила участника диалога
1. Понимать и уметь формулировать обсуждаемую проблему.
2. Уметь отделять «важное» от второстепенного, «неважного» в проблеме.
3. Понимать, что проблема может иметь несколько решений.
4. Занимать равноправную позицию в споре со всеми участниками дискуссии.
5. Мужественно признавать свою ошибку.
6. Быть активным участником обсуждения, даже не высказывая вслух свою точку зрения.
Правила говорения
1. Высказываться только по существу, на тему данной дискуссии.
2. Следить за тем, чтобы речь была ясной и точной.
3. Не высказываться раньше, чем обдумал то, что собираешься сказать.
4. Без необходимости не повторять уже высказанную точку зрения.
5. Если это необходимо, уметь правильно опровергнуть тезис собеседника, доказать свою точку зрения.
Правила слушания
1. Выслушивать собеседника до конца для полного понимания того, о чем он говорит.
2. Действительно слушать, а не делать вид, будто слушаешь. Для этого смотреть на говорящего, выделять главное в его словах и стараться понять.
Если не уверен, что понял правильно:
- попросить уточнить сказанное;
- постараться сформулировать мысль собеседника своими словами.
3. Не торопиться сразу опровергнуть высказывание собеседника, сначала необходимо вникнуть в его суть.
4. Реагировать на высказывание собеседника, показывая, что понял его.
Правила речевого поведения
1. Обсуждение должно проходить в доброжелательной обстановке, необходимо показать собеседнику свою заинтересованность.
2. Нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам. Следует высказываться по очереди.
3. Поднимать руку, если хочешь сказать, не выкрикивать с места.
4. Следует правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы».
5. Надо стараться придерживаться нормального темпа речи, не замедляя и не убыстряя его.
6. Речь должна быть достаточно громкой для того, чтобы ее услышали все присутствующие, но не более того.
7. При высказывании своей мысли не следует сильно жестикулировать.
8. Нельзя зевать, жевать во время разговора.
9. Говоря о присутствующих, нельзя употреблять слов «он», «она», надо называть их по имени.
10. Если нужно возразить партнеру, надо назвать его по имени и в процессе своего высказывания смотреть на него.
11. Уметь, если необходимо, вежливо исправить «ошибку», применяя выражения: «Я думаю»; «Мне кажется», сопроводив их словом «извините».
12. Уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить»; «Я не согласен с вами» и т.д.
13. Использовать выражения: «Я согласен»; «Я того же мнения»; «Я хочу помочь», если поддерживаешь точку зрения другого человека. 14. Чтобы не повторять высказанную мысль дважды, можно сказать: «Я думаю так же, как и…»
15. Если необходимо уточнить сказанное, следует применять выражения: «Пожалуйста, уточните это»; «Не повторите ли вы это еще раз?»; «Извините, я не понял, что вы имеете в виду».
16. Если нужно проверить, точно ли понята мысль собеседника, следует уметь применять выражения: «Как я понимаю, вы говорите, что…»; «По вашему мнению…»; «Другими словами, вы считаете…»

Работа над любым произведением включает несколько этапов.

  1. Предварительная работа над текстом Содержание сначала подвергается переработке, если оно излагается в форме монолога. Предварительная работа над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям дошкольного возраста. Помимо диалогов в текст вставляются специально так называемые внутренние монологи, благодаря которым становятся понятными мотивы поведения действующих лиц.
  2. Знакомство с содержанием. Рассказывание сказки, истории с помощью режиссерских кукол, пальчикового или перчаточного театра. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намерениях (мотивах), а также на внеречевых средствах игрового «превращения».
  3. Беседа по содержанию с выяснением степени понимания поведения персонажей.
  4.  Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно- двигательных средств (движения головы, туловища, походка, «говорящие» движения руками) при ведущей роли взрослого . В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.
  5. Драматизация с акцентом на придумывание текста роли. Взрослый лишь управляет этим процессом, подчеркивая эмоциональное состояние персонажа, его намерения, направляет детей на сочинительство внутренних монологов.
  6. Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.

Самостоятельное рассказывание детей с использованием пальчикового театра (один ребенок или каждый ведет свою роль).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...