Главные вкладки

    конспект комплексного занятия по рисованию в старше-подготовительной группе:"Знакомство с жанром живописи - маринистика. Рисование акварелью "Море".
    план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

    Конспект занятия для детей старше - подготовительной группы. Для проведения такого занятия требуется большая предварительная работа по ознакомлению детей с жанрами живописи: натюрморт, портрет, пейзаж и его  видами( сельский, городской)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zhanr_zhivopisi_-marinistika.doc129.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект комплексного  занятия в старшей группе

     по рисованию на тему:

       «Знакомство с жанром живописи – маринистика.

                     Рисование акварелью «Море».

    Литература:

    Н.А. Курочкина «Знакомим детей с живописью».

    2.Н.А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом».

    3.Трофимова М.И., Тарабарина Т.И. «И учеба,

     и игра: изобразительное искусство».

    4.Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в

    саду».

    Программное содержание:

    Продолжать знакомить детей с произведениями изобразительного искусства. Закреплять знания детей о жанрах живописи: пейзаж, натюрморт, портрет.

    Продолжать знакомить детей с жанром маринистика.

    Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции) воображение и творчество.

    Упражнять в работе с акварелью, продолжать учить детей изображать двухплановый рисунок; линию горизонта, разделяющую море и небо; вносить дополнения в рисунок: корабли, яхты, берег, остров, птиц.

    Закреплять технику рисования красками, использовать "палитру.

    Воспитывать у детей желание сохранить море экологически чистым.

    Материал: Репродукции с картин И.И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», «Грачи прилетели» - Саврасова А.К.

    Е.И. Волошинова «Лук»

    Трофима Ульянова «Натюрморт с книгами»

    Ореста Адамовича Кипренского «Портрет А.С. Пушкина» Айвазовского И.К. «Девятый вал»

    А.А. Рылова «В голубом просторе»

    Грамзапись с шумом моря, акварель,  простой карандаш, палитра, кисти № 3, № 6, подставка,  вода, альбомный лист,  мольберты Аудиокассеты «Шум моря», «Прибой», «Малыш у моря»

    Игрушка «Незнайка».

    Предварительная работа: Рассматривание репродукций с картин художников И.И. Шишкина «Зима», Н.Э. Грабаря, «Рябинка», Февральская лазурь», Петрова- Водкина К.С. «Яблоки на красном фоне», И.Т. Хруцкого «Натюрморт», «Портрет О. А. Рюминой» О.А. Кипренский.

    Проведение дидактических игр:

    «Выложи пейзаж», «Сложи натюрморт», Составь портрет», «Что нужно для изображения портрета, пейзажа, натюрморта?», «Что лишнее?».

    Проведение занятий по изображению пейзажа, натюрморта, портрета в рисовании, лепке, аппликации. Заучивание стихов «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет»

     Ход занятия

    Дети сидят полукругом перед мольбертами, на которых стоят репродукции с картин художников с пейзажами, натюрмортами, с маринистикой (они закрыты).

    Воспитатель говорит:

    Ребята, сегодня у нас гость, которого вы все хорошо знаете, кто это?

    Дети: Незнайка!

    Поздороваемся с Незнайкой

    Дети здороваются.

    Воспитатель:

    Дети, Незнайка к нам не просто так пришел, а по делу, о котором он сам расскажет.

    Незнайка:

    Ребята, меня прислал к Вам мой друг Тюбик, он художник и он сказал, что вы сегодня будете беседовать о жанрах живописи. Я спрашивал у Тюбика, но он так занят, что не может уделить мне свое время, а вы поможете узнать: что такое жанр живописи? И какие они эти жанры?

    Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Незнайке, узнать о жанрах   живописи?

    Дети: Да!

    Хорошо, сегодня мы поговорим о жанрах живописи. Садись, Незнайка, смотри и слушай, о чем мы будем говорить. Если что-то не поймешь, то ребята помогут тебе.

    Далее педагог обращает внимание на репродукции с картин художников.

    Какие жанры живописи вы увидели в этих репродукциях? Скажите Незнайке.

    Пейзажи, портреты, натюрморты. Что такое пейзаж?

    Верно, какой вид пейзажа изображен на этой репродукции? (сельский или городской).

    Незнайка: А почему вы считаете, что это городской, а это сельский вид пейзажа, А может наоборот?

    Дети отвечают. Ответы детей поощряются педагогом.

    Назовите художников этих пейзажей?

    Незнайка: С пейзажами я разобрался и художников я запомнил, а что это за жанр живописи? (показывает на натюрморт). Воспитатель убирает репродукции с пейзажами и предлагает прочитать стихотворение «Что такое натюрморт?»

    Ребята, покажите Незнайке, на каких репродукциях вы видите натюрморты: простой и сложный?

    Незнайка: А почему они простые или сложные? Ответы детей уточняются, поясняются.

    Назовите художников натюрмортов. Когда дети назовут авторов натюрмортов, воспитатель обращается к Незнайке, запомнил ли он, что такое натюрморт, какие они бывают и художников.

    Далее воспитатель обращает внимание детей на репродукции и спрашивает.

    Что такое портрет? Есть ли среди этих репродукций портрет? Давайте вспомним стихотворение «Порт» В.В. Маяковского, «Портрет» и прочтем его Незнайке

    После чтения:

    Незнайка: А я знаю, что такое портрет, я даже рисовал портреты своих друзей, но они почему-то им не понравились.

    Педагог: Они, наверное, потому не понравились твоим друзьям, что ты неточно передал сходство с лицом друзей, а портрет нужно рисовать, как можно точнее, правда, ребята? Ведь вы рисовали портреты своих мам. Им понравились ваши портреты, которые вы им подарили?

    Да. Какой из этих портретов передает личность человека? Он так и называется, личный.

    Дети показывают.

    А теперь покажите групповой портрет? Скажите Незнайке, почему он так называется?

    Ответы детей одобряются.

    Незнайка: Теперь я знаю, что такое жанры живописи, какие они бывают, и художников некоторых картин.

    Ни чего, Незнайка, сразу все не запомнишь, нужно чаще ходить в музеи, картинные галереи и тогда запомнишь, к нам приходи. Мы ещё продолжим знакомство с жанрами живописи.

    А сейчас давайте вспомним вид пейзажа, с которым мы познакомились ранее, а поможет вам вспомнить запись на аудиокассете. Незнайка, ты то же можешь послушать, если хочешь?

    Незнайка: С удовольствием.

    Включается запись «Шум моря».

    После прослушивания детям задаётся вопрос:

    Как называется разновидность пейзажа, с которым мы знакомились в прошлый раз?

    Если дети затрудняются, воспитатель открывает первую репродукцию Айвазовского И.К. «Девятый вал» и называет жанр живописи: Маринистика.

    Затем предлагает, после минутной паузы просит рассказать, каким изобразил море в своей картине?

    Дети отвечают (бушующее, штормовое, зеленое, салатового цвета, местами желтого цвета). Воспитатель открывает вторую репродукцию Рылова А.А. «В голубом просторе».

    Просит детей рассказать:

    Каким изобразил художник море в своей картине? (спокойное, плещущее, синее, голубое).

    Что ещё мы видим в его картине? (корабль, остров, птиц).

    В этой репродукции, что темнее небо или море?

    К какой картине подходит музыка, которую слушали? (ко 'второй)

    Скажите, на какой картине художник изобразил линию горизонта (на картине А.А. Рылова).

    Давайте ещё раз назовем фамилии художников для Незнайки, и как эти картины называются?

    Дети называют.

    Как вы думаете, что чувствовал И.К. Айвазовский когда писал море? А что чувствовал А.А. Рылов?

    Какие чувства испытываете вы, глядя на эти картины?

    Все ответы детей уточняются.

    Незнайка: Глядя на картину А.А. Рылова, у меня возникает желание путешествовать, но картина И.К. Айвазовского говорит мне, как опасно это путешествие по морю, хотя оно очень красивое.

    Да, ребята, на этих картинах изображены моря в разном состоянии: и в штормовое, и спокойное, и разного цвета, но везде море чистое, без загрязнений. Вы согласны?

    Когда вы вырастите, не забудьте, где бы вы не были, на каком море не отдыхали, помните, везде нужно сохранять чистоту, не бросать в море мусор, не выливать грязную воду.

    А теперь послушайте отрывок из стихотворения.

                                       От сильных ветров море пенится

                                        Качая белые суда

                                                       Кто с морем хоть однажды встретится

                                        Его полюбит навсегда

                                        Море, море, море огромное

                                        То бурливое, то спокойное,

                                        То лазурное, то зеленое,

                                        Но красивое море всегда.

    Незнайка: Какое хорошее стихотворение почти все о море в нем сказано.

    Какими словами рассказал нам поэт о том, какое море?

    Ответы детей:

    -пенится, огромное,  бурливое, спокойное, лазурное, зеленое, красивое море всегда.

    Правильно. А теперь встали, показали руками море: бурливое, штормовое, а теперь спокойное.

    Физминутка.

    После разминки  дети садятся за столы, где все подготовлено для рисования.

    -Ребята, а кто из вас был на море? Вы видели, какое оно? Ответы детей выслушиваются, исправляются, если необходимо. Сегодня, мы будем рисовать море акварелью.

    Незнайка: А я лучше посмотрю и поучусь, как надо рисовать море. Я ни разу не был на море.

    - Тогда смотри и слушай.

    Дети, что такое линия горизонта? Где её можно изобразить на листе?

    Если она на переднем плане рисунка, т.е. внизу листа, чего будет больше неба или моря? Если посередине? А если на втором плане, т.е. вверху листа?

    На переднем плане, какие предметы рисуются большие или маленькие? Четкие, яркие или расплывчатые? А на втором плане, если предметы вдали?

    Ответы уточняются, поясняются.

    Далее педагог предлагает детям нарисовать море так, как они себе его представляют, видят. Уточняет, какие дополнения можно внести в рисунок. Острова,  корабли,  птиц,  солнце,  землю, горы  и  т.д..  Во время рисования педагог подсказывает,  помогает, советует,  предлагает.

    После рисования, работы детей выставляются на мольбертах, и проводится анализ рисунков.

    На каком рисунке море бурливое; спокойное?

    Какое море лазурное? Зеленое? Синее?

    Какой рисунок вам понравился больше всех и почему?

    Незнайка, а тебе какой понравился рисунок, ты ведь теперь знаешь, как рисовать море?

    Незнайка: мне все понравились рисунки, а нельзя ли мне их взять с собой, я расскажу своим друзьям, что я сегодня узнал и покажу им ваши рисунки, а то они мне не поверят, а потом я их верну вам.

    Хорошо, Незнайка, но сначала пусть рисунки подсохнут.

     Итог занятия: Сегодня мы были художниками-маринистами и

    рисовали море. Молодцы! Незнайке и мне очень понравились ваши рисунки. Мы сделаем выставку  ваших рисунков для ваших родителей, чтобы они  полюбовались морем.

    Мы ещё вернемся с вами к жанрам живописи, т.к. искусство живописи помогает нам лучше увидеть не только нашу с вами жизнь, но и красоту предметов, красоту окружающей природы и людей которые жили до нас, в наше время и  в наше будущее.


    4

    4

    4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»

    Книга – есть жизнь нашего времени.                                            ...

    Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)

    Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)...

    Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в старшей группе "Знакомство с топшууром"

    Комплексное занятие для детей старшей группы, цель которого - знакомство с алтайским народным струнным инструментом "топшуур", воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям...

    Конспект Конспект комплексного занятия художественное творчество (аппликация) в младшей группе по теме: «Украсим ёлочку»

    Цели: Создать праздничное настроение, передать в аппликации образ ёлочной игрушки, развивать воображение, творчество, закрепить правильные навыки наклеивания....

    Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе с ТНР по р.н.с. «Колобок» Тема занятия: Путешествие по станциям

    Путешествие по станциям: учить по деталям определять и находить целое и общие признаки в живых объектах (заяц,волк,медведь,лиса); уточнить знание русских народных сказок....