Конспект комплексного занятия в средней группе «В гости к народной игрушке» Воспитатель Сломова Л. С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Цель:
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме

Сломова Любовь Сергеевна

 

Конспект

комплексного занятия

в средней группе

«В гости к народной игрушке»

 Воспитатель Сломова Л. С.

МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

 

Цель:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_narodnoi_igrushke.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

комплексного занятия

в средней группе

«В гости к народной игрушке»

 Воспитатель Сломова Л. С.

МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Цель:

  1. Приобщать детей к истокам народного декоративно прикладного искусства. Закреплять знания о матрешке, ее характерных особенностях, материале из которого изготавливают изделие. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой, историей создания, способами производства, особенностями росписи, колорите, основными элементами узора.
  2. Развивать знания о цвете, о теплых и холодных тонах. Учить составлять узор на бумаге разной формы (квадрат, круг, розетта, полоса), используя элементы дымковской росписи. Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти, всей кистью, тычком, формируя при этом чувство цвета, ритма.
  3. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Воспитывать  чувство гордости за Россию, за русский народ. Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, музыку.

Словарная работа:

Обогащение словаря: полушалок, ярмарка, ладный.

Активизация словаря: дымковская, фиолетовый, оранжевый, узор, кольца, тычки.

Предшествующая работа:

Рассматривание матрешки, чтение книги «Матрешкины посиделки», дидактическая игра «Собери матрешку», рассматривание иллюстраций к книге «Веселая дымка», чтение стихов о дымковской игрушке, рисование элементов дымковской росписи.

Материал:

Матрешка большая, вырезанная из фанеры, игрушки матрешки, дымковские игрушки, книга «Дымка», листы с прорисовкой элементов дымковской игрушки, лепестки для игры «Цветик-семицветик», белые листы разной формы (круг, розетта д-20см, квадрат 15/15, полоса 10/20), гуашь, кисти, тычки. Банки с водой, тряпочки, подставки для кистей на каждого ребенка.

Ход ООД:

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир искусства, где встретимся с разными народными игрушками. А отправимся мы туда на поезде. (Воспитатель обращает внимание детей на поезд, сделанный из стульев). Занимайте места, поезд отправляется! Ту-ту! Как быстро мчится поезд! А чтобы вам не было скучно в пути, отгадайте загадку. Она поможет вам догадаться, куда мы с вами сейчас приедем.

            Ростом разные подружки,

            Все румяны, все толстушки.

            Все они сидят друг в дружке,

            А всего одна игрушка!

                             (Матрешки)

   Правильно, мы приехали в гости к матрешке. Выходите из вагонов и подходите поближе к матрешке. Вот она – красавица! В какую одежду одета матрешка? (Сарафан, кофта, цветастый фартук, желтый полушалок).  Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева). Как можно играть с матрешкой? (Разбирать и собирать).

  Проводится игра «Кто быстрее соберет игрушку».

   Ребенок: На них смотреть нам и то интересно.

                  А знаете, куклы танцуют чудесно.

                  Под наши веселые русские пляски

                  Они оживают как будто бы в сказке

                  Лишь музыка наши игрушки разбудит

                  Тут пляска для всех развеселая будет!

   Танец матрешек.

   Воспитатель: Спасибо вам, матрешки, за сюрприз! А теперь наше путешествие продолжается. Садимся в вагоны, отправляемся в путь. Чтобы вы не скучали, мы поиграем. Но сначала ответьте мне на вопрос. Для того чтобы расписывать игрушки художнику надо хорошо знать цвета. Скажите, ребята, а какие цвета вы знаете? (Дети называют цвета). Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие цвета называют теплыми? (Красный, желтый, оранжевый, розовый). А почему их так называют? (Они греют, похожи на солнце). Какие цвета называют холодными? (Синий, голубой, фиолетовый). А почему их так называют? (Они похожи на снег, воду, лед). Сейчас мы поиграем в игру «Цветик-семицветик». Я поднимаю один из лепестков, если цвет теплый, вы хлопаете в ладоши. Если цвет холодный – топаете ножками.

   Дети выполняют задание.

   Вот мы и приехали на другую станцию, а называется она Дымково. Это родина знаменитой дымковской игрушки. Выходите из вагонов, подходите ко мне поближе. Прежде чем туда мы попадем, присядем на полянке, отдохнем. (Дети садятся на ковер, звучит тихая музыка.) Пока вы отдыхаете, я расскажу вам о том, как появилась на свет дымковская игрушка.

    Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи. Дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Трудились люди в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них таких игрушек как у вас сейчас. И задумались взрослые, чем порадовать своих детишек. Набрали на берегу глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные – очень полюбились они детям. А еще в этом селе любили устраивать веселые праздники-ярмарки. Люди ходили туда веселиться, играть, отдыхать, продавать и покупать игрушки. Сейчас и мы с вами окажемся на таком празднике.

   Звучит русская народная мелодия, дети подходят к ширме с дымковскими игрушками. Из-за ширмы появляется Петрушка.

   Петрушка: Я веселая игрушка,

                          А зовут меня … (Петрушка)

                          Верно!

                          Я самый веселый на свете

                          За это и нравлюсь детям

                          Я пришел к вам не один

                          А привел своих друзей.

Не стесняйтесь, знакомьтесь с ними поближе.

Воспитатель: Ребята, а как называются эти игрушки? (Дымковские). А какие дымковские игрушки вы видите? (Лошадки, козлики, барыни, индюки). Из какого материала они сделаны? (Из глины). А какими узорами украшают игрушки? (Круги, точки, кольца, полоски и др.). Какие цвета любят дымковские мастера? (Дети называют цвета).

   Петрушка: Какие яркие цвета, как весело от такого хоровода красок!

   Воспитатель: Петрушка, а дети знают стихи про твоих друзей. Хочешь послушать?

   Воспитатель берет игрушку в руки, дети по очереди читают стихи

  1. Кони глиняные мчаться

На подставке что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

  1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный, у большого индюка

Все расписаны бока

  1. Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд!

   Петрушка: Вы, ребята, молодцы! Порадовали меня!

                          А теперь не зевай, выходи и поиграй!

                          Закрутили, завертели колесо у карусели.

                          Весело, весело, всем нам ехать весело!

  Проводится игра «Карусель». Дети встают в круг вокруг карусели. Держась за ленточки, начинают медленное движение по кругу под музыку, произнося слова:

                           Еле-еле, еле-еле завертелись карусели.

                           А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

                           Тише, тише не бегите, карусель остановите.

                           Раз-два, раз-два вот и кончилась игра!

       Петрушка: Праздник нам кончать пора, собирайся детвора!

                          С «дымкой» вы не расставайтесь,

                          В мастеров скорее превращайтесь!

Вы сегодня были в гостях у матрешки? А я тоже собирался в гости к матрешке и даже приготовил для нее подарки. Только вот беда, не успел украсить их дымковскими узорами. Может  быть, вы мне поможете это сделать? И матрешкам подарки передадите? Ну, тогда спасибо!

Петрушка передает воспитателю красочный конверт.

Воспитатель: Вот и побывали мы в гостях у дымковской игрушки. Пора нам возвращаться в свою мастерскую, где мы сможем разукрасить эти подарки.

Дети садятся в  вагоны и «едут». Поезд «останавливается», дети подходят к воспитателю.

      Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, что здесь за подарки. (Достает из конверта бумагу разной формы и предлагает ее назвать.)

     Что бывает такой формы? (Платок, салфетка, поднос, тарелочка, шарф). Петрушка хотел, чтобы мы украсили эти подарки. А сейчас, мы посмотрим, чем можно их украсить. (Воспитатель достает образцы-схемы). Дети, назовите, из каких элементов состоит узор. (Круги, точки, кольца, полосы). Как рисовать круг и кольцо вы знаете. Давайте покажем руками в воздухе. (Обращает внимание на безотрывное движение руки и на направление линии). А как рисовать точки? (Концом кисти). Чтобы кружочки получились ровными и красивыми, чем мы их нарисуем? (Тычками).

   А сейчас вы выберете понравившуюся вам форму, и, как настоящие дымковские мастера, будете украшать их узором.

   Дети выбирают форму и называют то, что они будут украшать: (салфетку, платочек, шарфик и пр.);  проходят к столам и  занимают свои рабочие места.

   Воспитатель: Я предлагаю вам подумать немного о том, каким узором вы распишите свои работы. (Дать детям возможность обдумать предстоящую работу). Подумали, а теперь приступайте к рисованию. Обратите внимание, что у вас в подставках лежат кисти и тычки. Полоски, кольца и точки мы рисуем кистью, а кружки можно сделать тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски; перед тем как взять другую краску, промойте кисть в воде, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку.

      В процессе работы педагог уточняет с отдельными детьми расположение узора, элементы, сочетание цветов.

     Когда работы будут выполнены, дети раскладывают их на столе около матрешки, рассказывают о своей работе, выбирают понравившиеся рисунки, педагог обобщает:

        …Кружочки, клеточки, полоски –

         Простой, казалось бы, узор,

         Но отвести не в силах взор.

         Потрудились мы с вами на славу сейчас,

         А теперь мы покажем для всех русский пляс!

    Дети пляшут под русск. нар. мелодию.

   Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы были в гостях у матрешки, у дымковской игрушки. Сами превращались в мастеров, и вы очень хорошо справились с этой работой.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Человек и его тело». Воспитатель: Сломова Любовь Сергеевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Конспект НОД в старшей группе Тема:  «Человек и его тело».Воспитатель:  Сломова Любовь СергеевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста Тема: «Разноцветная полянка» Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Краснодарский край

Конспект интегрированного занятияв группе раннего возрастаТема: «Разноцветная полянка»Воспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14г. Кропоткин Краснодарский край...

Комплексное занятие по развитию речи с элементами изобразительной деятельности в старшей группе Тема: «Летняя сказка о зиме» Воспитатель Сломова Любовь Сергеевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Комплексное занятиепо развитию речи с элементами  изобразительной деятельностив старшей группеТема: «Летняя сказка о зиме»Воспитатель Сломова Любовь СергеевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кр...

Конспект НОД педагога с детьми старшей группы на тему: «Моя Родина – Россия» Подготовила воспитатель Сломова Л. С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОД педагога с детьми старшей группы на тему:«Моя Родина – Россия»Подготовила воспитатель Сломова Л. С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста Тема: «Разноцветная полянка» Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Краснодарский край

Конспект интегрированного занятияв группе раннего возрастаТема: «Разноцветная полянка»Воспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14г. Кропоткин Краснодарский край...

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста Тема: «Желтый цвет» Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Краснодарский край

Конспект интегрированного занятияв группе раннего возрастаТема: «Желтый цвет»Воспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14г. Кропоткин Краснодарский край...

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста Тема: «Разноцветная полянка» Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Краснодарский край

Конспект интегрированного занятияв группе раннего возрастаТема: «Разноцветная полянка»Воспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14г. Кропоткин Краснодарский край...