Конспект НОД по изо для детей старшего дошкольного возраста "Гжельская посуда"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Выборнова Елена Николаевна

Конспект НОД для знакомства детей старшего дошкольного с декоративно - прикладным искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_dlya_starshey_gruppy.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

с детьми старшей группы

МДБОУ МО г. Краснодар

«Детский сад №223 «Лебёдушка»

в рамках мастер – класса «Развитие творческих способностей детей в декоративно-прикладном искусстве с элементами нетрадиционной аппликации»

воспитатель Выборнова Е. Н.

«Гжельская посуда»

Программные задачи:  познакомить детей с гжельской керамикой. Учить детей любоваться гжельской посудой; отличать её форму и цвет; объяснить её назначение: молочник, чайник, чашка, блюдце; учить видеть красоту и сказочность гжельских цветов. Учить рисовать простейшие цветы из «капелек», располагая их в центре круга; оформлять кайму; познакомить с понятием  «чайная пара». Развивать интерес к русской культуре, её традициям.

 Оборудование:  гжельская посуда,  бумажный трафарет чашки, таблица с изображением элементов гжельской росписи, клей ПВА,  кисти, салфетки, подставки, цветной песок, белая бумажная ажурная салфетка, дидактическая игра «Разбитые блюдца» (по принципу разрезных картинок).

Ход занятия.

В гости к детям приходит Емеля, воспитатель ведет с ним диалог:

- Что это ты, Емелюшка, такой грустный?

- Ох, горе у меня, вез посуду на ярмарку, да разбил, не довез.

- А из чего же она была сделана, если разбилась?  Ребята, как вы думаете? Могла ли разбиться посуда из дерева, или металлическая посуда, такая как дома на кухне? А может быть, она была стеклянная?  Видно, вез ты, Емеля, стеклянную посуду.

- Нет, моя не была такой прозрачной, да она и тяжелее стеклянной.

- Мне ещё известно, что посуду делают из глины. И хоть её в печи обжигают, чтоб она стала прочнее, все равно она бьется. Видно, была твоя посуда, Емелюшка, из глины. А красивая ли была твоя посуда?

- Самая красивая на Руси – так говорят наши мастера.  Белоснежный фон и яркие синие узоры. Вот, одни осколочки остались от моей посуды (показывает «разбитые блюдца»).

Воспитатель проводит игру – упражнение  «Разбитые блюдца». Предлагает детям сложить «осколки», чтобы посмотреть, какими были блюдца.

- Ребята, мне кажется, что у нас есть посуда, похожая на Емелину (показывает гжельскую посуду, читает стихотворение).

Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкуснее и веселей!

Вот, оказывается, откуда вез Емеля посуду – из Гжели. Это местечко расположено под Москвой, там работают мастера, которые делают и расписывают неповторимую посуду.

- Посмотрите, ребята, на нашу посуду. Все  изделия кажутся очень нарядными. Это чудесная бело – синяя роспись делает их такими. Ни с чем не спутаешь работу гжельских мастеров.

- Ребята, давайте поможем Емелюшке запомнить все приметы гжельской посуды, чтобы он мог легко рассказать о ней.

Посуду и игрушки делают из белой глины, на белоснежном фоне – только синий узор. Узор, украшающий изделия, обычно бывает растительным: веточки, листья, цветы, сеточка, травинки, завитки. Главный рисунок узора помещается в середине изделия, остальные элементы украшают край, горловину, ручку.

Воспитатель напоминает детям о «разбившейся» посуде и предлагает детям её восстановить.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие,  мы будем  расписывать посуду не красками, а цветным песком. Так как в гжельской росписи используют синий цвет, то и «рисовать» мы будем синим песком. Для этого необходимо узор на чашке «закрасить»  клеем, и засыпать синим песком, лишний песок стряхнуть. Узор на чашке «закрашиваем» постепенно, чтобы клей не успел высохнуть. Теперь нам необходимо украсить блюдце.  За основу блюдца мы возьмем белую  бумажную салфетку. Посмотрите, какая она красивая,  ажурная.  Её  тоже  «распишем» цветным песком.  Теперь приклеим чашку на блюдце, и у нас получилась «чайная пара».

Во время занятия можно включить мелодии медленных русских хороводов. Они помогут детям «погрузиться в атмосферу» задумчивых гжельских узоров.

Чашки с блюдцами, выполненные в «мастерской», дети уносят домой, чтобы определить, есть ли среди домашней посуды гжельская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Посуда»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация»Цель – развивать лекс...

НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Посуда"

НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по лепке для детей старшей группы № 4 «Посуда для кукол»

Программное содержание: Закреплять умение детей лепить посуду. Отрабатывать приемы лепки. Вызвать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для кукол. Активизировать сло...