НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи

Мажитова Валерия Сергеевна

НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rr.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Тема «Посуда»

Цель: Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме.

Задачи:

  • уточнить и активизировать словарь по теме;
  • развивать умение образовывать относительные прилагательные;
  • закреплять навык образования имен существительных ед. числа с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • развивать умение образовывать существительные мн. числа, Р.п.;
  • развивать умение координировать речь с движениями, общую и мелкую моторику;
  • повышать речевую активность.

Оборудование: Федора (кукла), картинки с изображением посуды, мяч.

  1. Организационный момент

Отгадывание загадок. Дети отгадывают загадки и показывают соответствующие картинки:

Режет, чистит и скоблит,

Осторожным быть велит. (нож)

Ах, какие мы чистюли -

Две железные … (кастрюли)

Из горячего колодца

Через нос водица льется (чайник)

Держите крепче — разобьюсь,

Я хрупкая бедняжка — фарфоровая …

                                                     (чашка)

  • Молодцы, отгадали. А как можно назвать эти предметы одним словом? (посуда).
  • Правильно, это посуда. Посмотрите, сегодня к нам в гости пришла Федора и она грустная. Что же у нее случилось? (от нее сбежала посуда)
  • Почему посуда сбежала? (Посуда сбежала, потому что Федора ее не мыла)
  • Верно, Федора не ухаживала за посудой, не мыла. А как надо ухаживать за посудой? (Посуду надо мыть, вытирать полотенцем, сушить, складывать в шкаф)
  1. Основная часть
  • Ребята, давайте поможем Федоре вернуть посуду. Расскажем ей какая бывает посуда. Как мы называем посуду, которую мы используем для чаепития? (чайная посуда)
  • А как называется посуда, в которой мы готовим на кухне? (кухонная посуда)
  • А как назвать посуду, из которой мы кушаем? (столовая посуда)
  • Молодцы, теперь предлагаю показать Федоре как мы умеем мыть посуду:

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Ничего мы не сломали,

Мы Федоре помогали!

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о драга)

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

(загибаем паьцы по одному, начиная с мизинца)

(удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

  • Рассказали, показали мы Федоре, как надо посуду мыть, и Федора обещала за посудой  ухаживать и называть ее ласково. Теперь она кружку называет кружечка. А как остальные предметы посуды называет Федора?

Игра «Назови ласково»

Тарелка — тарелочка

Ложка — ложечка

Вилка — вилочка

Чашка — чашечка

Чайник — чайничек

Сковорода — сковородочка

Стакан — стаканчик

Нож — ножичек

  • Ребята, предлагаю подарить Федоре еще посуду. Вы «покупаете»посуду (выбираете карточку), показываете и говорите из чего сделан данный предмет посуды.

Игровое упражнение «Из чего сделан»

  • Я купил стакан из стекла. Он стеклянный.
  • Я купил ложку из дерева. Она деревянная.
  • Я купил сковороду из железа. Она железная.
  • Я купил половник из металла. Он металлический и т.д.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник!

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый разнос -

Он посуду нам принес.

(«надуть» живот, одна рука на поясе)

(другая рука — изогнута, как носик)

(присесть)

(встать, руки на поясе)

(кружиться, рисуя руками круг)

(потянуться, руки сомкнуть над головой)

(сделать большой круг)

 - Молодцы, давайте расскажем Федоре о современных электроприборах, которые помогают нам готовить еду?

Игровое упражнение «Составь из двух слов одно»

  • Как назвать одним словом прибор, который кофе варит? (кофеварка)
  • Прибор, который рубит мясо? (мясорубка)
  • Прибор, который овощи режет? (овощерезка)
  • Хорошо, а теперь поиграем с мячом. Если мы придем в гости к Федоре, то ей понадобиться много посуды, например, одна чашка, а много будет чего? (чашек). Я бросаю мяч и говорю: «Одна чашка», кто ловит мяч отвечает: «Много чашек»

Игра «Один — много»

Одна тарелка — много тарелок

Один чайник — много чайников

Одна кастрюля — много кастрюль

Один стакан — много стаканов

Одна ложка — много ложек

Одна кружка — много кружек и т.д.

  • Ребята, Федора тоже приготовила для вас задание, справимся? (да)

Игровое упражнение «Скажи наоборот» (с мячом)

Ложка чистая — ложка грязная

Тарелка глубокая — тарелка мелкая

Чашка большая — чашка маленькая

Сковорода тяжелая — сковорода легкая

Нож тупой — нож острый

Кастрюля горячая — кастрюля холодная и т. д.

  1. Итог.

Ребята, Федоре пора возвращаться домой. Давайте вспомним, как мы сегодня помогли Федоре? (ответы детей)

- Федора благодарит вас за помощь и дарит вам раскраски с изображением посуды, чтобы вы их раскрасили. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...