Консультация для воспитателей
консультация (рисование) по теме

Демина Оксана Анатольевна

Нравственное воспитание детей на занятиях по изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie.doc316.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 на тему:

« Нравственное воспитание детей на занятиях по изобразительной деятельности»

Подготовила и провела

Педагог доп.образования (ИЗО)

Демина О.А.


Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, получая возможность передать то ,что им понравилось, что их взволновало, что вызвало у них интерес. Занятия изобразительной деятельностью по своей организации и характеру используемых материалов содержат много возможностей для осуществления нравственного воспитания дошкольников. В процессе этих занятий дети приобретают первоначальные навыки обращения с такими материалами ,как глина. клей, краски, бумага, учатся общению друг с другом. Нельзя считать правильным стремление воспитателей по возможности облегчить этот труд или совсем снять его. Необходимо помнить, что подготовка материала к занятию помогает детям не только приобрести определенные трудовые навыки, но и воспитывает в детях ценные качества личности, как трудолюбие, ответственность за порученное, организованность чувство товарищества, умение дружно согласованно распределять объем работы. Организация подготовки может быть разной:

1        Каждый ребенок самостоятельно готовит все необходимое для занятия.

2        Дежурные готовят весь материал на каждого ребенка.

 З Дежурные раскладывают все необходимое на общий стол, а каждый ребенок самостоятельно готовит материал на своем столе.

Воспитатель на несколько минут собирает детей около себя. дежурные объясняют, что ими подготовлено к занятию и что каждому надо взять.

Воспитатель устанавливает последовательность, в какой надо брать материал, чтобы всем было удобно, и ничего не падало со стола. У стола с материалами не должно быть очереди, дети подходят свободно, не спеша, не толкаясь. Нужно учить их умению проявлять внимание к товарищам. Чем старше дети, тем больше в подготовке к занятию должно быть элементов осознанности, моментов самостоятельного выбора ими материалов в зависимости от замысла и содержания предстоящей работы. Подготовку к занятию можно организовать по-разному, но необходимо помнить. что любая из форм организации должна нести в себе воспитательную ценность .В течении всего года воспитатель продумывает, что еще можно внести в деятельность дежурных и остальных детей, чтобы воспитать у детей чувство коллективизма, повысить интерес к предстоящей деятельности. Не менее важна в воспитательных целях и уборка после занятия. Никто из детей не должен уходить из групповой комнаты ,пока все оборудование не будет поставлено на место, грязная вода вылита, а стол вытерт и оставлен в полном порядке.

Работу дежурных после занятия нужно свести до минимума. Ведь они вместе с детьми должны идти на прогулку или успеть отдохнуть перед следующим занятием. Каждому занятию по изобразительной деятельности предшествует предварительная работа, которая помогает создать ясное полное представление о внешнем облике предмета или явления. Эти знания мы даем детям через наблюдения, общение с природой, окружающей действительностью. чтение художественной литературы, знакомство с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений и т.д.Этот богатый материал помогает воспитателям разбудить в детях бережное отношение к природе, любовь к родному краю, желание оказать помощь слабому, умение не только замечать красоту, но и беречь ее, желание создать своими руками. В течении занятия дети учатся внимательно и сосредоточенно выслушивать поставленную перед ними задачу, спланировать свою работу, выразить свое отношение к изображаемому.При этом каждый ребенок вспоминает те явления и события, которые запали в его душу. Большую воспитательную ценность несут в себе занятия на такие темы, как:"Нарисуй самое веселое" "Нарисуй самое доброе" Эти занятия помогают воспитывать детей в нравственном отношении и главное - помогают взрослым понять своих воспитанников. Всю индивидуальную работу на занятии воспитатель строит, опираясь на знания особенностей каждого ребенка. Методические приемы должны быть направлены не только на развитие у детей технических навыков и умений, но и на воспитание умения и потребности доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания и подборе материалов.

В процессе изодеятельности у дошкольников воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи: дети проявляют внимание друг к другу, заботятся, удобно ли сидит сосед, может ли дотянуться до банки с водой. Игнорирование воспитателем организационной стороны занятия или небрежное отношение к ней неблагоприятно сказывается на поведении детей и на их взаимоотношениях. Они начинают проявлять равнодушием иногда и насмешливое отношение к неудачам уронил, пролил ,испачкал, которое случается у кого-либо из детей, не огорчаются ,даже если нечаянн испортили работу другого.

Занятия по изодеятельности помогают учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к их переживаниям, оказывать помощь, сопереживать в случае неудачи. Оценка выполненных детьми работ рассматривается педагогикой как обязательная часть занятия. Однако, очень часто воспитатели обращают внимание только на правильность выполнения учебной задачи. Воспитательная ценность этого момента ими не учитывается. А она может быть очень значительной, правда, при соответствующей организации дела. К этой заключительной части занятия воспитатель должен также подготовиться заранее. Во время анализа детских работ, полезно обращать внимание на то как дети относятся к своим героям, что чувствует его герой, как дети передают в рисунке испуг, печаль, злость. В такой оценке-"нравится - не нравиться",помочь детям оценить работу, давая характеристику героям, отмечая индивидуальную особенность"художника".

Детей очень волнует отношение взрослых. сверстников к их рисунку. лепке, аппликации. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует, а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать нужно вдумчиво и осторожно: если все время хвалить ребенка, у него можно сформировать самоуверенность, зазнайство, и наоборот ,если воспитатель или дети отмечают только недостатки в работе ребенка - у него появляются неуверенностью. Пассивность, может появиться озлобленность, замкнутость, и негативное отношение к изобразительной деятельности.

Очень важно приучать детей быть внимательными к рисунку, лепке товарища, справедливо и доброжелательно их оценивать, радоваться успехам своих товарищей, тактично делать замечания и пожелания.

При оценке работ воспитательную ценность оказывает даже небольшое упоминание о затраченных детьми усилиях. организованности, выдержке, благодаря которым ребята удачно завершили свой нелегкий труд. При этом каждый ребенок начнет испытывать удовлетворение от сделанного им.

Н.К.Крупская писала:"Надо помочь ребенку через исскуство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...