Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области « Художественное творчество» с учетом ФГТ
статья (рисование, младшая группа) по теме

Елена Михайловна Лирник

Использование нетрадиционной техники            рисования

 с детьми младшего дошкольного возраста

 в рамках образовательной области
« Художественное творчество»

с учетом ФГТ

Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Особое место в своей воспитательно-образовательной работе с детьми отвожу использованию нетрадиционной технике рисования, в процессе которой ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы, что способствует развитию творческих способностей. Кроме того, различные приемы нетрадиционного рисования способствуют оздоровлению детей и формированию психологического здоровья. Именно эти задачи являются на сегодняшний день актуальными в программе модернизации российского образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_no2.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционной техники рисования

с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области
« Художественное творчество» с учетом ФГТ

Лирник Елена Михайловна,

 воспитатель

второй квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №212»

В центре организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении сегодня - ребенок, его неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.

Мы с вами знаем, что все дети талантливы: бездарных детей нет, есть нераскрытые дети, только нам, взрослым необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Особое место в своей воспитательно-образовательной работе с детьми отвожу использованию нетрадиционной технике рисования, в процессе которой ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы, что способствует развитию творческих способностей. Кроме того, различные приемы нетрадиционного рисования способствуют оздоровлению детей и формированию психологического здоровья. Именно эти задачи являются на сегодняшний день актуальными в программе модернизации российского образования.

По ФГТ содержание образовательной области «Художественное творчество» направленно на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

-развитие продуктивной деятельности детей;

-развитие детского творчества;

-приобщение к изобразительному искусству.

На непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» применяю следующие подходы в работе с дошкольниками:

- соблюдение требований к структуре образовательной деятельности;

- рациональная организация учебной непосредственно образовательной деятельности;

- двигательные и эмоциональные разгрузки на образовательной деятельности;

- выполнение ФГТ и требований СанПиН к созданию условий для проведения интегрированных мероприятий по изобразительной деятельности;

- гуманный стиль общения детей и взрослых;

- эмоционально положительный микроклимат.

Нетрадиционные техники рисования позволяют более творчески подойти к решению задач изложенных в Федеральных государственных требованиях , а именно

  1. Доставить детям радость и удовольствие при создании изобразительного образа.
  2. Познакомить и научить детей применению нетрадиционных техник для создания наиболее выразительного изображения предмета, явления, пейзажа.
  3. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
  4. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную  координацию, ассоциативное мышление речь.
  5. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, интерес к творческой изобразительной деятельности.

Использование необычного и нестандартного материала позволяет деткам ощутить незабываемые эмоции, развиваются творческие способности, общий психический и личностный настрой ребят.

Дети получают возможность отразить свои впечатления, свое настроение в творческой деятельности.

В работе с детьми по нетрадиционному рисованию я использую следующие материалы:

- поролон;

- зубные щетки;

- нити;

- песок;

- соль;

- манку;

- листья деревьев, кустарников;

- пластилин и др.

В процессе работы также применяю бросовый материал как изобразительное средство:

- бусины;

- пуговицы;

- пробки и т.д.

В младшем дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале перед рисованием, я с детьми обыгрываю сюжет рисунка с помощью игрушек, предметов, художественного слова. Такой подход позволяет заинтересовать детей к творчеству.

Для начала своим малышам я предложила следующие методы нетрадиционного рисования: пальчиковая живопись,  печатка, рисование ладошками, ватными палочками. Такое рисование вызвало бурю эмоций у детей, они с нетерпением ждали, когда же мы будем еще рисовать, и главное как мы будем это делать. Не смотря на то, что детям очень понравилось рисовать нетрадиционно, были такие родители, которые это восприняли не очень хорошо. Поэтому считаю необходимым в следующем учебном году и уже запланировала провести ряд консультаций и мастер-класс для родителей.

Для успешного обучения детей младшего дошкольного возраста  различным нетрадиционным  техникам рисования мною был разработан перспективный план. Еженедельно во вторую половину дня мы с детьми начинали  наше творчество, используя различные материалы и технологии. Особенно детям нравится рисовать пальчиками, ладошками, выполнять оттиск различными трафаретами , создавать аппликацию при помощи скатывания бумаги.

Далее я  представляю вашему  вниманию нетрадиционные художественные технологии, которые использовала в работе с детьми

Рисование

  • ладошкой,
  • пальцами,
  • оттиск поролоном пенопластом , тычок жесткой кистью.

В аппликации обучаю детей скатыванию бумаги,

 использованию шерстяных ниток,

обрывание бумаги,

 оттиск растениями.

Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через создание своего шедевра.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся наблюдать, воспринимать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать.

Нетрадиционные техники и приемы рисования благотворно влияют на состояние детей, а также развивают их творчество. Дети изображают свое мастерство свободно, ярко, неповторимо. Каждый ребенок незаметно для себя старается наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Использование в художественном творчестве поролона и зубной щетки у ребят проявляется интерес к данной работе, а рисование пальчиками и ладошкой вызывает бурный восторг. Такой подход к организации изобразительной деятельности восхищают детей.

Я полностью согласна с художником Фаворским, который говорил: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы пусть он рисует на бумаге, на стене  делает рисунок к занавескам  в своей комнате,  рисунок для своего платья,  делает для себя костюмы из газет».

Свое выступление я хочу закончить строчками стихотворения детского поэта Берестова

И в 10лет, и в 7, и в 5

Все дети любят рисовать

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес-

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Все нарисуем, были б краски

Были б краски на столе,

 Да мир в семье и на земле.      

Спасибо за внимание!            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"...

Родительское собрание в первой младшей группе на тему:«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста».

Данный материал предназначен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям. В публикации рассматривается план проведения родительского собрания в первой младшей группе по нетрадиционн...

Педагогический проект: «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект: «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми  младшего  дошкольного возраста»...

Сообщение из опыта работы «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображени...