Нетрадиционные методы рисования с детьми дошкольного возраста
статья по рисованию (старшая группа) по теме

Майорова Ирина Новомировна

В статье затронуты два основных подхода: обучение без творчества и творчество без обучения, даны примеры нетрадиционных методов рисования  для дошкольников в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский говорил: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

 Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Мой многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.

  1. детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства, это - обучение без творчества;
  2. для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия, но это - творчество без обучения;

Нужен третий путь - путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Ребенок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст "верного" решения стоящей перед ним твор-ческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по настоящему художественную задачу).

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии.

Я заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых можно развивать у детей воображение, творческое мышление и активность. Необычное сочетание материалов и инструментов в нетради-ционной технике рисования, а также универсальность их использования очень привлекательны для детей. Эти техники рисования открывают огром-ные возможности выражения собственной фантазии.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. В нетрадиционном рисовании результат виден достаточно быстро, от сюда появляется радость от законченной работы и нет переутомления ребёнка.

На практике работа с использованием нетрадиционных техник рисования реализуется мной через занятия в вечернее время. Дети могут фантазиро-вать и представлять из себя маленьких волшебников. Использование различ-ных приёмов способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий, и даёт возможность  оформлять их до узнаваемых изображений. Красочные и яркие  изображения радуют детей. Занятия превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей или родителя и ребёнка.

Технология  нетрадиционных методов рисования интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Пример методов рисования:

1.Тычок  жесткой полусухой кистью

2.Скатывание бумаги (комочки)

3.Восковые мелки (свеча) + акварель

4.Монотипия предметная

5.Набрызг

6.Отпечатки листьев

7.Кляксография

8.Рисование соломкой

9.Рисование по-сырому

10.Рисование пластилином

11.Мятая бумага

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.

Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами.

Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, которые творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста: метод тычка".

В статье описывается возможное использование нетрадиционной техники рисования (метод тычка) в работе с детьми дошкольного возраста....

Перспективное планирование по использованию нетрадиционных методов рисования в старшем дошкольном возрасте (в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей)

Перспективное планирование  по использованию нетрадиционных методов рисования в старшем дошкольном возрасте(в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей)...

НОД с применением нетрадиционных методов рисования для старшего дошкольного возраста на тему : «Береза в зимнем уборе»

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста проводилось с целью обобщить представления о березе, познакомить детей с новым для них способом изображения -рисование солью....

Рисование восковыми карандашами и акварелью как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста.

Приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами....

Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста- рисование пальцами" 28.12.2020г.

quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев" В.А.Сухомлинский....

«Хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования с детьми раннего возраста»

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей....