Главные вкладки

    Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»
    статья (рисование) на тему

    Сутурина Оксана Юрьевна

     

    Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников через использование нетрадиционных техник и материалов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon suturina_oksana_yurevna.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида №108»

    муниципального образования г. Братска Иркутской области

    Опыт работы по теме:

    «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА»

    Подготовила:

    Воспитатель по изобразительной деятельности

    Сутурина Оксана Юрьевна

    г. Братск, 2012 г.

    «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума».

    В.А. Сухомлинский

     Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки  и глаза. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

    Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены.

    Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно уже давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это.  Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д. И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос.  Он придавал тактильным ощущениям большое значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

    У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 30-40 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и  карандаш.

    Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.   Однако умелыми пальцы становятся далеко не сразу. Игры  и  упражнения,  пальчиковые  разминки,  проводимые систематически  -  в детском саду,  дома, во дворе,  во  время выездов на природу -  с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать  карандаш, самостоятельно  заплетать  косички и шнуровать  ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким и т.п. Главное, чтобы данные занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка ручку и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут  разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

    Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. Я считаю, что для  всестороннего развития ребёнка-дошкольника данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Особенностью изобразительной деятельности является то, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность указывали и художники, и психологи -  исследователи детского рисунка. Ещё Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает».

    В процессе создания изображения рука ребёнка должна действовать в зависимости от применяемой техники и используемого орудия (карандаша, мелка, ватной палочки и др.), которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя.

    На протяжении многих лет я являюсь руководителем изобразительной студии  «Акварелька». Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности  и учитывая возможности детей, всегда стараюсь  обогатить техническую сторону детского рисования путём разнообразия  способов работы с традиционными (цветные карандаши и краски) и  новыми материалами — графитный и угольный карандаши, сангина, акварель, цветные восковые мелки, а также сочетания  в одном рисунке разных материалов и техник. Это способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и т.п.

    В зависимости от возраста детей использую такие  нетрадиционные техники, как «Пальчики – палитры», «Печатание», «Рисование ладошками» – с детьми младших групп; «Печатание пробками, поролоном»,   «Акварель по  сырому фону», «Тычок жёсткой кистью», «Рисование ватной палочкой» и др. – с детьми средних групп; «Набрызг», «Рисование мыльными пузырями», «Монотипия предметная/пейзажная», «Кляксография» и пр. – с детьми старших и подготовительных к школе групп. Большинство из этих техник, в частности, пальцеграфия (рисование пальчиками), рисование способом тычка, использование трафаретов, шаблонов и др. способствуют  воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяют графические  возможности детей, закрепляют  знания сенсорных эталонов.  

    Пластилиновая живопись редко используется в дошкольных учреждениях как вид изобразительной деятельности, так как не носит обязательного характера.
    Однако в ней заложены немалые воспитательные резервы, педагогические возможности, отмечается тесная взаимосвязь между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы. Данный вид изобразительной деятельности использую в работе часто, поскольку он вовлекает в работу движение рук, зрительное восприятие, оказывает огромное влияние на развитие психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение, речь. Практика пластилиновой живописи доступна детям различной степени одаренности, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и подготовки руки к письму. Дети с удовольствием «рисуют пластилином» весёлых зверей, салфеточки с узорами, осенние пейзажи и т.п.

    Положительное  влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает и аппликация из различных материалов. Коллективные  и индивидуальные работы, выполненные в технике салфеточной аппликации, отличаются оригинальностью, красочностью, художественным вкусом. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев дети получают комочки, которые используются для заполнения контура рисунка. В результате получаются чудесные «Цыплята», «Высокие горы», «Кудрявая берёзка» и т.д.  Очень нравится моим воспитанникам выполнять аппликацию из круп («Гусь», «Медвежонок», «Красивая ваза», «Грибок»), из ваты («Снеговик», «Снежный кролик» «Зимний денёк»), из пенопласта  («Снегопад», «Ромашка», «Снежная  Королева»), а также в технике обрывной аппликации, когда все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет детям возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.

    Одним  из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму является взаимодействие с родителями. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят в холле дошкольного учреждения и в приёмных групп детские работы, однако при этом не всегда понимают важность художественного творчества для развития ребёнка. Да и желание сына или дочки применить на практике изученные техники в домашних условиях (что, как правило, сопровождается разбрызганной краской, испачканным полом и заляпанным столом) не всегда вызывает восторг и умиление у родителей юного творца. С целью повышения уровня компетентности мам и пап в вопросах развития ручной умелости их малышей посредством применения нетрадиционных техник изображения я систематически провожу беседы, мини-консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, дни открытых дверей, привлекаю родителей к изготовлению совместных с ребёнком поделок и изображений в рамках тематических недель, проводимых в детском саду, к участию в различных творческих конкурсах и т.п.

    Результаты не заставили себя долго ждать. На сегодняшний день изостудия «Акварелька» пользуется большой популярностью среди воспитанников и их родителей. Из 142 детей в возрасте от 4 до 6 лет, посещающих ДОУ, в ней занимаются 85 (60%); 34  из них – неоднократные участники, призёры и победители различных конкурсов и фестивалей (городской фестиваль детского творчества «Жемчужина Братска» в номинации «Изобразительное искусство», городской конкурс «Лучшая ёлочная игрушка», городской конкурс рисунков «Сохраним лес живым», городской конкурс «Новогоднее поздравление любимому городу», городской конкурс творчески одарённых детей с ограниченными возможностями, конкурс рисунков телерадиокомпании «Телеос-1» «Пусть всегда будет солнце», городской заочный конкурс «Русская игрушка», городской заочный конкурс социальной рекламы «Природа задыхается, опомнись, человек», всероссийский пластилиновый конкурс «Уши, ноги и хвосты», международный конкурс детского рисунка «Мы в ответе за тех, кого приручили…» и др.), кстати, большинство работ было выполнено именно с использованием нетрадиционных техник и материалов. 11 выпускников ДОУ продолжают обучение в Объединённой детской школе искусств. При проведении диагностики уровня ручной умелости наблюдается ежегодная положительная динамика. У 100 % выпускников, посещавших изостудию в ДОУ не менее 2-х лет, развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук находится на высоком уровне.

    Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

    В статье говорится о развитии мелко-моторных навыках у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Предлагаются рекомендации "Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость"....

    Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при помощи изобразительной деятельности. «Речь ребенка – в его руках».

    Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы...

    Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"

    Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой м...

    Статья на тему:"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

    «Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский)...

    Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

    Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

    Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепки

    Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способству...

    Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средством пальчиковых игр".

    В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пр...