Авторская программа кружка "Декоративное рисование"
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

Дашкина Татьяна Васильевна

Автором представлена программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно–прикладным искусством, ознакомлению с дымковской, филимоновской и городецкой росписями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_dekorativnoe_risovanie.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ».

Пояснительная записка.

 Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Организация процесса обучения.

Программа рассчитана на один год. Предполагается две подгруппы по 10 - 12 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 20 мин. Состав группы – одновозрастной (4 - 5 лет). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.

Цель кружка.

 -Знакомить детей с декоративно–прикладным искусством, продолжать знакомить детей с дымковской, филимоновской и городецкой росписей, бытом и традициями русского народа, и  прививать эстетический вкус, способствовать развитию у детей художественно – творческих способностей, усвоению эталонов красоты;

-Развивать психические процессы (мышление, внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность;

Задачи кружка.

- Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

- Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

- Познакомить с некоторыми сведениями о промысле, характерных признаках, традициях.

- Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры (травку, цветок, ягоду и т.д.).

- Закрепить умение видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и т.д.).

- Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.

- Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

- Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность, творческие способности.

- Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.

- Учить работать самостоятельно, получать эмоциональный отклик на сделанную работу.

Ожидаемые результаты.

К концу года ребенок должен уметь создавать декоративные композиции по мотивам дымковских и филимоновских узоров; различать городецкие изделия; выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья).

Программное содержание занятий.

№ занятия

Цель

Формы работы

Сентябрь 2013год.

Занятие

№ 1,2

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе.

Наблюдения, опрос, рисование.

Занятие

№ 3,4

“Путешествие по народным промыслам”

Расширять представление детей о многообразии изделий народного декоративно – прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка.

Октябрь 2013 год.

Занятие

№ 1,2

“Узор в полосе”

Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров. Закрепить умение составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывными движения руки всем ворсом.

Дымковские игрушки, картинки, иллюстрации, рисование, пальчиковая гимнастика.

Занятие

№ 3,4

 Украсить узорами юбку дымковской барыни 

Продолжать учить рассматривать дымковских барынь, выделять узоры на одежде: чередование вертикальных и горизонтальных полос, кругов, точек. Закреплять умение рисовать красками прямые линии в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре; воспитывать интерес к народному прикладному искусству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дымковские игрушки, физкультминутка, рисование, дидак. игра.

Ноябрь 2013 год.

Занятие

№ 1,2

 Весёлый хоровод ” (коллективная работа)

 Продолжать закреплять знания детей о дымковской игрушке, её цветовой гамме, элементах узоров, способах их рисования. Закрепить умение украшать наряд дымковской барыни красивым узором; умение детей рисовать знакомые элементы. Развивать творческую активность, самостоятельность.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Занятие

№ 3,4

Филимоновский           заборчик”

Продолжать знакомить детей с основными цветами филимоновской росписи (жёлтым, красным, зелёным) и основным элементом росписи – полоской. Закрепить умение детей рисовать узор «заборчик» состоящий из вертикальных полос ритмично располагая их на полосе бумаги, чередуя цвета. Учить детей контролировать положение руки при ведении кисточки сверху вниз. Развивать эстетическое восприятие и интерес к народному искусству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Декабрь 2013 год.

         Занятие

          № 1,2

“Филимоновские дорожки ”

Закрепить основные цвета росписи и основной элемент полоску. Закрепить умение детей рисовать дорожки всем ворсом кисточки, ритмично располагать на полоске бумаги чередуя цвета, контролировать положение руки при ведении кисточки слева на право. Продолжать развивать интерес к фолимоновской росписи.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физминутка, подвижная игра.

Занятие

№ 3,4

«Филимоновская ярмарка» (коллективная работа)

Дать детям возможность проявить своё творчество при выборе и росписи филиминовской игрушки. Учить проявлять желание расписывать силуэты животных и людей филимоновскими узорами. Воспитывать любовь к русской народной игрушки.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование.

Январь 2014 год.

Занятие

№ 1

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь.

Наблюдения, опрос, лепка.

Занятие

№ 2,3

“Весёлый Городец”

Рассказ об истории промысла. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, её характерные  признаки. Воспитывать уважение  к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок физкультминутка, подвижная игра.

Февраль 2014 год.

Занятие

№ 1,2

 Рисование бутона ”

Познакомить детей с историей городецкого промысла. Рассказать о разнообразии изделий, элементах узоров (цветы, листья, птицы, кони) и сочетаниях цветов. Учить рисовать голубой бутон «купавку», смешивая гуашь с белилами, синим и белым цветом оживляя цветок и листья. Развивать художественный вкус и прививать любовь к народному творчеству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Занятие

№ 3,4

 Узор в полосе по мотивам городецкой росписи ”

Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Закреплять умение рисовать «купавку», познакомить с новым элементом —«ромашкой». Учить рисовать узор в по­лосе, чередуя «купавки» и «ромашки», выбирать цвета, составлять оттенки, оживлять цветы и листья.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Март 2014 год.

Занятие

№ 1,2

 Роспись доски городецким узором ”

 Продолжать знакомство с росписью Городца, закреплять знания детей об основных элементах, колорите, закономерностях построения узора. Познакомить с новым цветком — «розаном» и способом его рисования. Учить создавать свою композицию при украшении доски, красиво располагая узор в форме. Развивать эстетические чувства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народным промыслам.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование,  чтение стихотворения;

 « В Городце»              О.Хренова

Занятие

№ 3,4

“ Пасхальные яйца ”

Учить детей  красиво располагать разные элементы городецкой росписи на двух листах бумаге в форме «пасхальных яиц». Закреплять умение рисовать концом кисти. Закреплять умение рисовать  узоры по мотивам Городецкой росписи. Закреплять технические навыки и умения. Развивать эстетическое восприятие, творчество, чувство цвета, желание создавать красивый узор. Воспитывать активность и самостоятельность.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Апрель 2014 год.

Занятие

№ 1,2

“Ух! Узор. Мой! Узор! ”

( итоговое занятие по Городецкой росписи)

Закреплять знания детей о городецкой росписи, ее цветовой гамме, способах выполнения эле­ментов «ромашка», «купавка», «розан». Развивать творческую активность, интерес к народно-прикладному искусству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физминутка.

Занятие

№ 3,4

“ Дидактическая игра «Выставка»”.

Закреплять знания детей о городецкой росписи, дымковских, филимоновских узорах. Развивать интерес к народно-прикладному искусству.

Беседа, рассматривание иллюстраций,  физкультминутка.

Май 2014 год.

Занятие

№ 1,2

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май.

Наблюдения, опрос, рисование.

Занятие

№ 3-4

“В нашей мастерской» (итоговое

занятие)

Закрепить умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Развивать умение выделять элементы городецкой росписи.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Литература, используемые при составлении программы:

1. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2006.

2. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: учебно-наглядное пособие. – М.: Просвещение, 2006.

3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.  

4. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

5. Дрожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Филимоновские свистульки

6. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во 2 мл.гр " Радуга красок"

программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование...

Авторская программа кружка "Нетрадиционные техники рисования в средней и старшей группе"

Авторская программа кружка "Нетрадиционные техники рисования в средней и старшей группе""РАДУГА КРАСОК"Разработана для средней и старшей гр....

Авторская программа кружка "Декоративное рисование с детьми старшей группы"

Автором представлена программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно прикладным искусством, ознакомление с полхов - майданской и гжельской росписями....

Авторская программа «Нетрадиционные способы рисования»

Данная программа предназначена для кружковой деятельности (изостудии). В ней разработаны занятия для детей старшего возраста....

Авторская программа кружка "Декоративное рисование с детьми подготовительной группы"

Автором представлена программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно прикладным искусством....

Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста по нетрадиционной технике рисования "Волшебная палитра"

Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать творчество....