ГРАТТАЖ
план-конспект занятия по рисованию по теме

 Милованова Елена Георгиевна

Граттаж - способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цве­тов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоемкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетра­диционному способу изображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grattazh.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАТТАЖ

Граттаж - способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоемкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения.

Тема: «Космический пейзаж»

Цели занятия:

1.  Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.

2. Научить новому способу получения изображения - граттажу

3. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе.

4.  Развивать мелкую моторику рук. формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника.

Материал для занятия:

• альбомный лист с готовой основой пол граттаж;

• заостренная палочка (или ручка с пером).

Предварительная работа: беседа о космосе, первом космонавте Земли Ю.А. Гагарине, рассматривание макета Вселенной, чтение рассказов «Первый полет» А. Митяева, «В школе космонавтов», «Звездолетчики» по В. Бороздину.

Ход занятия

1. Организационная часть

Педагог предлагает детям отправиться в космическое путешествие, но сначала просит ответить, кто может полететь в космос, а кого могут не взять в космонавты, какими качествами и знаниями должен обладать будущий исследователь космоса.

Дети. Космонавты должны быть смелыми, выносливыми, спортивными, уметь управлять ракетой и т.д.

Педагог. Чтобы полететь в космос, будущий космонавт должен знать, как устроена ракета и работают приборы, изучить звездное небо, чтобы ориентироваться в космическом пространстве. Космонавт должен обладать крепким здоровьем, обязательно быть спортсменом. Но и этого мало. Ведь лететь в космос на ракете труднее, чем на самом быстром самолете. Поэтому еще на земле на специальных тренажерах летчиков готовят ко всем трудностям полета.

Игра «Космическое путешествие»

Педагог. Представьте, что вы превратились в космонавтов, а ваши стульчики — в ракету. Вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Наденьте скафандры.

Дети делают вил, что надевают скафандры.

- Скафандры надеты. Экипаж делает круг почета перед посадкой в ракету.

Дети идут друг за другом, обходят свободное пространство группы.

Педагог напоминает, что на них надеты большие скафандры.

поэтому идти нужно медленно, широко расставляя ноги.

-  Космонавты занимают места в ракете.

Дети садятся на стульчики.

-  Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинается отсчет времени: «Пять, четыре, три, два, один - старт!».

Дети имитируют звук двигателей.

По ходу игры предложить детям «испытать» перегрузки (откинуться назад, прижаться к спинке стула, напрячь ноги и руки) и изобразить человека в невесомости (привстать со стульчиков, выполнять замедленные плавные движения).

Педагог. Внимание, посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, что интересного вы там видите?

Ответы детей: Нашу планету, звезды, луну, спутники, комету, солнце и др. (объем ответов зависит от имеющихся знаний детей и предварительной работы с ними).

- Объявляется общая готовность. Перед вами - неизвестная планета. Ракета идет на посадку.

Дети делают вид, что пристегиваются. Кладут руки на колени, откидывают головы назад, напрягают мышцы тела.

- Поздравляю вас. Посадка прошла успешно.

Дети расслабляют мышцы.

- Сейчас вы высадитесь на незнакомой планете. Будьте внимательны. Вам предстоит рассказать всем жителям Земли о том, что вы увидите.

Дети встают со стульчиков, широко расставляя ноги, ходят по группе, внимательно смотрят по сторонам.

-  Внимание! Говорит командный пункт. Всем космонавтам необходимо вернуться на космический корабль.

Дети садится на стульчики.

- Сосредоточьтесь, скоро вы будете выходить на связь с Землей.

Педагог. Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через три секунды, поэтому говорить нужно только после счета «раз, два, три». Все готовы? Начали!

- Космонавты здоровы? Раз, два, три!

- Люди на планете есть?

- Небо какого цвета?

- Вода есть?

- Животные есть?

- Есть ли там растительность?

Педагог. Молодцы, справились с ответами. Путешествуя в космическом пространстве, вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы не только расскажите, но и нарисуете космический пейзаж. Вы уже успели почувствовать, что в космосе присутствует невесомость, когда тело человека плохо ему подчиняется, поэтому все действия лаются с большим трудом. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. Называется этот способ изображения - граттаж, или по-другому - царапины. Придется приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок и изобразить то, что вы наблюдали, путешествуя на ракете.

2. Практическая часть

1.  Продумать содержание и композицию будущего рисунка.

2.  Выделить главные элементы рисунка и второстепенные.

3.  Нажимая с усилием на палочку, так, чтобы проявилось изображение, контурно наметить объекты.

4. Для того чтобы некоторые объекты (ракета, планеты, солнце) казались более объемными, полностью процарапать всю поверхность внутри контура.

Процесс процарапывания требует усилий, поэтому следует ввести тематическую физкультминутку.

Физкультминутка.

Раз, два — сшит ракета.                   Проверить осанку.

Три, четыре - самолет.                     Руки в сторону.

Раз, два - хлопок в ладоши.               Хлопки в ладоши над головой.

А потом на каждый счет.                 Четыре хлопка перед собой.

Раз, два, три, четыре -                     Руки вверх, потянуться.

Руки выше, плечи шире.                  Руки в стороны, предплечья вверх.

Раз, два, три, четыре                       Ходьба на месте.

И на месте походили.

А сейчас мы с вами, дети.                Руки вверх, ладони соединить —«купол ракеты».

Улетаем на ракете.

На носочки поднялись.                   Встать на носочки.

Быстро, быстро руки вниз.                Правую руку вниз, левую руку вниз.

Раз, два, три, четыре —                   Потянуть голову вверх, плечи вниз.

Вот летит ракета ввысь!

 В ясном небе солнце светит.            Потягивания руки вверх.

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля —                    Низкий наклон вперед, руки развести в стороны.

Расстилается земля.

3. Итог занятия

После тою как дети справятся с работой, педагог предлагает вернуться на Землю:

- Пришло время отправляться в обратный путь. Домой хотите?

Дети. Да!

Педагог. Ну тогда полетели!

Дети имитируют звук двигателей.

Педагог. Вот наконец-то мы с вами вернулись на свою родную планету. Путешествуя по космическому пространству, вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать своим близким и друзьям, а еще мы покажете им свои рисунки.

Космонавт

Я ракету выстрою, в дальний путь уйду.

Самую лучистую выберу звезду.

И в пути, конечно, я вспомню милый дом

И пятиконечные звезды над Кремлем.

Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.

Там со мной подружится солнечный народ.

И мальчишки местные встретятся со мной,

Я спою им песенку о Земле родной!

В. Татаринов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника граттажа.

Краткое описание техники граттажа для дошкольников....

Техника граттажа.

Поэтапное   описание   техники   граттажа   в   детском   саду....

Непосредственно образовательная деятельность. Художественное творчество. Рисование в подготовительной к школе группе. Тема: «Сказочные цветы». Техника граттаж.

Коспект обучающего занятия по рислованию. На данном занятии дети знакомятся с техникой "граттаж", учатся изображать цветы в новой технике....

Конспект занятия по рисованию с использованием техники граттаж на тему: «Путешествие в морские глубины» в подготовительной группе.

Вашему вниманию представлен конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "граттаж", выполненный в форме путешествия. В процессе занятия воспитанни...

Граттаж

В данной работе дается обьяснение к технике "граттаж", ее описание. Для просмотра рисунков зайти в "мой альбом"...

Конспект занятия по рисованию с использованием техники граттаж на тему: «Путешествие в морские глубины» в подготовительной группе.

Конспект занятия по рисованию с использованием техники граттаж на тему: «Путешествие в морские глубины» в подготовительной группе. Программные задачи: Образовательные: Познакомить дете...

Конспект Образовательной деятельности по рисованию нетрадиционным способом «граттаж» «Букет для мамы»

В данной работе используется нетрадиционная техника с применением жидкокго мыла и парафина...