ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
методическая разработка (рисование) на тему

Гунько Наталья Викторовна

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой многие родители узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее будет знакомство с предметом, используемым в изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_netraditsionnykh_sposobov.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Гунько Н. В.

ГБУ  РС(Я) Республиканский реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными

возможностями слуха и речи «СУВАГ», г. Нерюнгри

Истоки способностей и дарований детей

                                       на кончиках их пальцев.

                                                                                             В.А.Сухомлинский

         Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие  ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Хочу остановиться на одном из методов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Известно, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой многие родители узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее будет знакомство с предметом, используемым в изобразительной деятельности.

Опыт работы свидетельствует: рисование обычными материалами и оригинальными техниками способствуют развитию тонкой моторики рук, позволяет воспитанникам Центра «СУВАГ» ощутить положительные незабываемые эмоции в изобразительной деятельности.

На занятиях по рисованию мы, развивая мелкую моторику, применяем нетрадиционные методы техник, рекомендуемые для использования в дошкольном учреждении. Доступность использования нетрадиционных техник, определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу в этом направлении мы решили с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой. И последняя наша проба – это штампы.

Штампы – надёжные помощники для подготовки руки к письму. Выполнение упражнений с использованием штампов способствует развитию кисти руки ребёнка, быстрой смене тонуса мускулатуры руки (ребёнок берёт штамп за ручку – рука напряжена; обмакивает штамп в гуашь и слегка встряхивает – рука расслаблена; с силой прижимает штамп к бумаге – рука сильно напряжена; отрывает штамп от бумаги – рука расслаблена). Детям предлагаются разные виды штампов:

  1. промышленные;
  2. изготовленные из подручных материалов;
  3. карандаши-штампы.

Штампы можно приобрести в магазине, а можно изготовить самим.

Штампы из подручного материала бывают разовые (их можно сделать из сырого картофеля) и длительного использования (из ластика). Воспитанникам группы с компенсирующей направленностью Центра «СУВАГ» больше нравятся штампы из ластика.  На поверхность ластика с одной стороны тонкой иглой или шариковой ручкой наносится контур рисунка (грибы, цветы, овощи, фрукты, ягоды, животные и т.д.). Затем острым ножом или лезвием бритвы срезается на глубину 3-5 мм все, что находится за линией контура. Главное, чтобы изображение было понятно детям. На другой стороне ластика, по центру, делается углубление для ручки (карандаша или палочки).

Карандаш – штамп изготавливается из карандаша с ластиком на конце. Карандаш не затачивается, конец ластика срезается под углом 45 градусов. Такой штамп очень похож на ручку. Его использование поможет ребёнку в дальнейшем без напряжения кисти держать настоящую ручку. Мы попробовали печать по трафарету, кляксографию, рисование солью, мыльными пузырями, ватой, разбрызгиванием и т. д. Разве не интересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или бумагой?

        Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе.… На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставить новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект.

        Также один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Предварительно надо сделать на бумаге набросок. Смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать , пока она вберёт в себя воду, лишнюю соль ссыпать куда-нибудь. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Рисунок готов. Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.

        Любят дети рисовать и … мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку  с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, всё хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали – и рисунок готов. По-моему, детям с задержкой речевого развития такие занятия необходимы для развития мелкой моторики.

        Рисовать можно способом выдувания. Для этого надо приготовить трубочки, краску, лист бумаги и картинки, изображающие животных, людей, различные предметы. Трубочкой осторожно набирают  (как бы вдыхают) краску и так же осторожно выдувают её на лист бумаги. Малышам работу можно облегчить и сделать её безопасной – налить чуть-чуть краски на лист бумаги, и пусть они дуют на неё из трубочки. Затем на получившиеся разводы приклеивают соответствующую картинку, а пальцем дорисовать всё необходимое: звёзды, если это космический пейзаж; цветы и мордочки животных, если это лес.

        А вообще, рисовать можно везде и что угодно: печатать разными предметами, создавать композиции свечой, зубной щеткой, помадой, руками, пальцами, ступнями, крупой. Эту работу мы будем продолжать, т. к. техника рисования нетрадиционными способами требует слаженности работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развивает зрительное восприятие и произвольное внимание. Родителям наших воспитанников мы рекомендуем: чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой техникой рисования, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания  покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка… Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную  степень зрелости структур головного мозга от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

        Таким образом, говоря о периоде подготовки ребёнка с задержкой речевого развития к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Использование нетрадиционного оборудования в развитии мелкой моторики у детей с овз дошкольного возраста.

" Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А.СухомлинскийДля того чтобы помочь детям с нарушениями в развитии справиться с ожидающими их сложными задачами, необходим...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...

Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста

Познакомить родителей с разными видами нестандартного оборудования направленного на развитие мелкой моторики рук, развитие речи и мышления детей....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема развития мелкой моторики рук традиционными и нетрадиционными  средствами важна для личностного развития ребенка. Ведь владея своей рукой, он становится более самостоятельным и независимы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)

Пальчиковые игры и упражнения — это уникальный способ развития детей, наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Они представляют собой своеобразный массаж и ги...

"Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения" (из опыта работы)

В статье описаны приемы работы с помощью которых можно развивать у детей мелкую моторику- а это очень важно для детей с нарушением зрения....