Формирование творческой активности детей старшего возраста на занятиях поИЗО.
статья по рисованию (старшая группа) по теме

Плаксинов Анжела Алексеевна

Статья 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование творческой активности детей старшего возраста на занятиях поИЗО.

Проблема формирования и развития творческой активности ребенка относится к числу важнейших задач современной теории и практики дошкольного воспитания. Концепция дошкольного воспитания, формирование творческих способностей выделяет как важнейшую задачу дошкольного воспитания. В частности, отмечено, что «вся организация жизни ребенка должна стимулировать творчество». Необходимо создавать «атмосферу раскованности и свободы самовыражения, побуждать детей к инициативности и самостоятельности, одобрять оригинальные творческие решения».

Учеными доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем.Определена сущность понятия «творческая активность дошкольников» как деятельное состояние личности, характеризующееся стремлением к преобразованию чего-либо, созданию личностно значимого материального или духовного продукта.

Все сферы духовного и материального производства, требуют не просто квалифицированных, а талантливых, творчески развитых специалистов. От адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств зависит уровень развития творческой активности ребенка. Таким образом, постановка и решение задачи формирования творческой активности, ориентирует нас на реализацию приоритетного направления педагогики –формирования у каждого ребенка способности к творчеству, воспитание у него качеств необходимых для творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Основы творческой активности закладываются в дошкольном возрасте, являющимся более сензитивным для формирования данного качества личности (Л.С. Выготский, В.В., Т.С. Комарова,).Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование,  заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

 Известно, что некоторые особенности старших дошкольников оказываются вполне соотносимыми с ключевыми характеристиками природы творчества: малая выраженность стереотипов в восприятии мира и поведении; высокая познавательная активность, любознательность; нарастающие возможности инициативной преобразующей активности дошкольника; широта ассоциативного. Безусловно, данные возможности развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста накладывают отпечаток на построение воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями, с уровнем мышления и умственным развитием (Л.А. Венгер). Продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается как центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л.С. Выготский), как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе (В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова, Е.Е. Сапогова и др.). В настоящее время выполнен ряд диссертационных работ, посвященных проблеме творческой активности.Авторы формулируют определение творческой активности, раскрывают ее структуру и особенности. Формирование иразвитие творческой активности старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами. Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом, ИЗО. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.

В процессе занятий ИЗО, ручным  трудом, создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта, залогом успешного применения сформированных знаний, умений и навыков в любой из сфер «прогрессивной» действительности.

Проведенные исследования показывают, что благодаря формированию иразвитию творческой активности на занятиях по ИЗО, ручному труду,решается одна из важнейших задач дошкольного возраста — подготовка детей к школе. У ребенка развивается мелкая моторика руки, совершенствуются умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами; вырабатывается аккуратность, самостоятельность, оригинальность подхода к решению задач, умение свободно ориентироваться в окружающем мире.

Исследователи отмечают, что развитие детского творчества в ручном труде не может строиться только на подражательной основе без освоения ребенком обобщенных (универсальных) способов действий, позволяющих переносить сформированные умения и навыки работы с одним материалом на другой, создавать художественные образы вне контекста конструируемого или изображаемого предмета.

Эффективным средствомформирования у детей художественно-творческих способностей, по мнению Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Г.Н. Пантелеева, является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач. Между тем в теоретических источниках творческие задания представлены фрагментарно и не занимают должного места в обучении дошкольников различным видам художественного труда.

В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации и освоения содержания образования. Они содействуют более глубокому и многостороннему познанию детьми предметов и явлений действительности, формированию ассоциаций и их активизации в разных видах творческой художественно-эстетической деятельности.Сущность понятия «творческая активность дошкольника», которое рассматривается как деятельное состояние личности, характеризующееся стремлением к преобразованию чего-либо, созданию личностно значимого материального или духовного продукта.

Процесс формирования творческой активности в дошкольном детстве предполагает организацию педагогического процесса с опорой на интегративный характер творческой активности, основными компонентами которой являются: мотивационный, креативный, волевой.

Педагогическая технология формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста предполагает интеграцию следующих модулей: организация интегрированных занятий по ознакомлению с экологическими системами; организация игровой деятельности детей; организация предметно-пространственной среды детского сада; организация методическо-просветительской работы с педагогическим коллективом и родителями.

Изобразительное  искусствоможет быть органично объединено с занятиями по ознакомлению детей с математикой, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Онов содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач. В то же время, несмотря на важность интегративного подхода, данное направление в научных исследованиях представлено не в полной мере. Интегративный характер творческой активности, рассматриваемый нами как триединство мотивационного, креативного и интеллектуального компонентов, предполагает построение технологии ее формирования на интегративной основе, что позволит: объединить в достижении единой цели ранее разгороженные области знаний и, тем самым, повысить мотивационную направленность творческой деятельности; использовать наряду с традиционными необычных материалов и видов творческой деятельности откроет возможности совершенствования креативных показателей творческой активности; рассматривать определенную тему во взаимосвязи элементов содержания и видов деятельности, что обеспечит не только целостное видение предмета (явления).

Изучение литературы показало, что выполнено значительное количество экспериментальных работ по формированию детской креативности. Наиболее обстоятельно исследованы различные аспекты формирования творческой активности дошкольников в процессе различных видов художественной деятельности: декоративно-прикладной (А.А. Грибовская, Н.А. Курочкина, Р.Н. Смирнова), рисовании (Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, А.Е. Штыкова и др.), лепке (Г.В. Пантюхина, Н.Б. Халезова и др.), музыкальной (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Р.Н. Плавник и др.), словесном творчестве (С.К. Алексеева, О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова и др.).

В качестве основного направления в формировании творческой активности выступает формирование навыков и умений специфических для конкретного вида деятельности.

Творческая активность старшего дошкольника в изобразительном искусстве предполагает самостоятельное интегрирование ребенком знаний и известных способов деятельности, в результате чего создается новый, еще не бывший в его арсенале вариант решения практической задачи.

 При изучении творческой активности вИЗОу детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в ДОУ, выявлено два уровня сформированности творческой активности. Большинство детей имеет низкий (подражательно-исполнительский) уровень: неустойчивый познавательный интерес к занятиям изобразительной деятельности, несформированность целеполагания, фрагментарность усвоенных знаний и умений творческой деятельности. Меньшая часть детей находится на среднем (инициативно-исполнительском) уровне. Они проявляют интерес к творческому труду, но стремятся к совместной деятельности со взрослым, реже со сверстниками. Критериями сформированности творческой активности детей старшего дошкольного возраста являются: интерес к творческой деятельности, любознательность; беглость и гибкость мышления, широта категоризации, оригинальность творческих решений; проявление в деятельности детей инициативы и самостоятельности.

Для успешного формирования творческой активности детей в процессе занятий ИЗО и  ручным  трудом важно реализовывать следующие педагогические условия:

- обучение рисованию,ручному труду на основе структурирования мотивационного, когнитивного и практико-ориентированного компонентов творческой активности;

- предоставление ребенку свободы в выборе рабочего места, темы работы, материалов и инструментов для воплощения замысла, способов соединения деталей, отделки изделия, возможности обратиться за помощью к педагогу (или сверстнику);

- постепенное нарастание элементов самостоятельности, инициативы, свободы выбора, оригинальности, независимости;

- использование методов развития творческой активности старших дошкольников на занятиях ИЗО и в ручном труде с проблемно-поисковой и прогностической направленностью.

Творческая активность предусматривает самостоятельную художественную деятельность детей, облеченную в своеобразные и доступные ребенку формы.

Общие способы стимулирования творческой активности детей:

Обеспечьте благоприятную атмосферу для ребенка. Доброжелательность воспитателя, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению многоаспектного мышления.

Обилие критики со стороны родителей может привести к закрепощению ребенка, боязни выражать свое мнение и думать вообще. Такой ребенок может зависеть от чужого мнения и всю жизнь пытаться соответствовать чьему-то представлению о нем.

Существует и другой вариант – воспитание «ребенка-бунтаря», конфликтного и нетерпимого к мнению окружающих, считающего, что есть только одно верное мнение и это мнение эго.

Поощряйте высказывания оригинальных идей.

Не сдерживайте инициативы детей. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Предоставьте детям возможность задавать вопросы.

Обеспечивайте ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давайте ему прямых инструкций, помогайте действовать независимо.

Старайтесь не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.

                                                                 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста.  Подготовка матерьялов и проведение открытого урока воспитатель Лысенко Т.А. Задачи: учить детей р...

Педагогические возможности игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

СодержаниеВведениеI Теоретические основы исследования.I 1. Педагогические возможности игры-драматизации для формирования творческой активности детей .I 2. Понятие «творческой активности». Творческие и...

«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

«Формирование творческой активности детей  дошкольного возраста на физкультурных занятиях»...

«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях художественно – эстетического развития»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...

Консультация для воспитателей «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проана...

Консультация для воспитателей «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

quot;Формирование творческой активности детей  дошкольного возраста на физкультурных занятиях" «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пус...

Консультация «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проана...