Проблема изобразительной деятельности дошкольников в современной литературе.
статья по рисованию (старшая группа) по теме

Изобразительная деятельность содержит большие возможности оказания влияния на психическое развитие ребёнка. Её также можно использовать в процессе коррекционно-воспитательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл теоретический материал19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема изобразительной деятельности в современной

литературе.

        Проблема изобразительной деятельности обсуждается учёными разных стран. О современных подходах к обучению рисованию высказывают своё мнение психологи, педагоги. Т.Комарова анализирует исследования психологов, которые отмечают недостаточную отчётливость образов восприятия у детей. Чтобы изобразить предмет или явление, следует представить все основные его свойства. Поэтому задача педагога - целенаправленно формировать эти знания и представления у детей путём специальных наблюдений, постепенно и последовательно развивать восприятие - образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное, обогащая сенсорный опыт. Дети должны видеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изображать, а не просто выделять его свойства - форму, строение, цвет. Именно на это педагог должен обратить их внимание. Иначе понятие «красивое» не приобретёт в их глазах конкретный смысл. Решению этой задачи способствует постоянное проведение наблюдений за природой, обращение внимания на то, как светит солнце, плывут облака и т.д. Необходимо дать возможность детям пофантазировать, с тем, чтобы они представили, на что похожи серые тучи, гонимые ветром и т.п... Такого рода наблюдения, подкреплённые поэтическими строками, умение созерцать красоту, наслаждаться ею - важный фундамент развития детского творчества. Чем богаче образы представления у детей, тем богаче и разнообразнее будут замыслы.

        Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми. И в этом плане важное значение имеют разнообразные игры, сказки, произведения художественной литературы. Полезны и специальные упражнения - словесные описания, придумывания окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простых фигур. Таким образом, изобразительная деятельность ребёнка должна основываться на впечатлениях окружающей действительности. Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит малыш, тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет черпать образы для творческой деятельности, театральной, игровой, изобразительной. А всё это, в свою очередь, будет способствовать развитию воображения, без которого не может быть творчества, в какой бы то ни было художественной деятельности.

        Для осуществления деятельности, как указывают психологи (А.С.Жукова и др.), необходимо владеть средствами и способами деятельности. Особенно актуально это положение применительно к детям, и, прежде всего, к детям дошкольного возраста, поскольку, они с той или иной деятельностью в своей жизни сталкиваются впервые. Вот почему такую важную роль в овладении способами изобразительной деятельности играет целенаправленное обучение, которое осуществляется под руководством взрослого. Формальные требования на занятиях изобразительной деятельностью противоречат художественно-творческому характеру этой деятельности, не способствуют созданию эмоционально-положительной атмосферы, подавляют радостное настроение детей, вызванное предстоящим, снижают интерес.

        Зарубежный опыт изучения изобразительной деятельности весьма разнообразен. Даже в одной стране существуют отличные подходы: от утверждения спонтанного характера творчества и отрицания необходимости руководства им до признания важности обучения по специально разработанной программе. Это имеет место, в частности, в США и Японии.

В США, по свидетельству таких педагогов, как А.С.Жукова, З.А.Малькова, Б.П.Юсова, преобладает подход на спонтанное обучение, порой весьма сознательно направляемое на отрицание окружающей действительности. Такой взгляд отрицает необходимость учить детей рисованию, лепке, поощряет создание беспредметных композиций из пятен, ритма мазков. И что примечательно: организуя экскурсии в музеи, на выставки, внимание детей обращают более на абстрактные работы. Такое культивирование абстракционизма объясняется тем, что дети якобы стремятся к свободе, к свободной игре форм, к самовыражению. Задача же взрослых - сберечь эту свободу.

        Невольно возникает вопрос: почему сторонники этого направления поощряют только ту свободу, которая уводит от реалистического изображения, не подводят детей к восприятию реалистического искусства? Искренне верят в то, что именно этот вид искусства даёт детям подлинную свободу? Однако нельзя исключать и искусство реалистическое, вырабатывающее чрезвычайно сильное стремление к анализу.

        Некоторые специалисты в США рассматривают изобразительную деятельность как средство терапии. В процессе создания изображения, по их мнению, ребёнок углубляется в деятельность и как бы уходит от отрицательного влияния окружающего мира; поглощённый процессом, малыш живёт в другом мире, приносящем ему радость. Те положительные эмоции, которые он испытывает при этом, оказывают благотворное воздействие на его нервную систему; ребёнок успокаивается, снимается нервное напряжение, вредно отражающееся на его психике. Таким образом, изобразительная деятельность, в процессе которой маленький художник отражает полученные впечатления, выражает его отношения к предмету, снимает с него страх, нервное напряжение, отвлекает от тяжёлых переживаний. Такую точку зрения поддерживают не только в США, но и в Великобритании, во Франции. Отрицать эту позицию не верно, но и ограничивать её значение лишь терапевтическим эффектом неправильно. По нашему мнению, изобразительная деятельность, являясь важным средством всестороннего развития детей (разумеется, при условии целенаправленного руководства), может стать и средством терапии.

        В США многие исследователи, обучая детей изобразительной деятельности, предпринимают попытки более активно влиять на развитие их творчества. Так, Б.Джефферсон - её работа так и называется: «Обучение детей искусству» - выделяет профессиональные методы обучения, которые обеспечивают достижение успеха. К ним автор относит мотивирование, оценки, выставки. Метод мотивирования, по её мнению, вызывает интерес к изобразительной деятельности; наставничество помогает ребёнку определить проблему (тему) изображения, проанализировать возможные решения, стимулирует развитие творческой деятельности в соответствии со способностями. Особое внимание отводит Б.Джефферсон методу оценки, утверждая, что оценка собственного рисунка многому может научить других детей. Но вместе с тем маленькому художнику важна оценка его работы педагогом, взрослым вообще, так как положительная оценка воодушевляет, развивает творчество, индивидуальный почерк, что так важно для последующего обучения в школе.

        Среди анализируемых методов обучения Б.Джефферсон называет и такие, как указания, срисовывание, закрашивание готовых контуров. Заметим - исследователь квалифицирует их отрицательно, подчеркивая: эти методы не развивают детское творчество. Прогрессивная позиция автора совершена. Однако, признавая необходимость обучения, Б.Джефферсон вместе с тем предупреждает не слишком увлекаться прямолинейными методами, так как в некоторых случаях и при умелом подходе закрашивании готовых контуров может оказаться весьма полезным (например, когда ребёнок решет какую-либо изобразительную задачу: подбирает самостоятельно цвет, использует разнообразный материал и т.д.)

        Среди зарубежных исследователей нельзя не отметить американского ученого профессора Э.Эйснера. Он считает, что обучение должно осуществляться с учетом возрастных особенностей детей, индивидуального различия. Мнение Э.Эйснера: тактично, тонко, ненавязчиво предлагать детям те или иные решения, так как педагог тем самым вызывает только положительный отклик. И наоборот, грубое вмешательство рождает в ребенке замкнутость, а в результате - нежелание работать.

        В Японии педагогике  художественного воспитания в целом и изобразительной деятельности, в частности, большое внимание уделяют развитию эстетического восприятия на основе формирования различных перцептивных действий. Широко известны так называемые «уроки созерцания». Детей учат целенаправленно созерцать, внимательно всматриваться, вслушиваться в окружающее: сосредотачивать взгляд подчас на мельчайших, но характерных деталях, явлениях. Например, предлагают даже полюбоваться застывшей каплей воды, переливающейся всеми цветами радуги на солнце, прислушиваться к шелесту листьев, шуму дождя, звону капели. Причем «уроки созерцания» идут на реалистической основе, в процессе познания явлений природы. Японские педагоги большое значение придают изображению с натуры. Особое место в работе уделяют развитию у детей цветового восприятия.

        Итак, в Японии пристальное внимание уделяется детскому изобразительному творчеству. Изобразительная деятельность с точки зрения японских педагогов - это средство всестороннего развития личности, подготовки к жизни. Ведь успешное овладение рисованием, лепкой, аппликацией возможно  лишь при условии сенсорного развития. Приобретенные сенсорные способности впоследствии проявятся в различных областях деятельности человека. Японцы - приверженцы реалистического искусства, поэтому и в обучении преобладает реалистическое направленность.

        В каждой стране свои формы организации работы с детьми. В одних - в США, в Великобритании, Португалии - отдают предпочтение индивидуальным занятиям с подгруппами, в других -  в Японии - считают: более эффективны общегрупповые занятия. Таким образом, деятельность педагога не ограничивается определенными рамками. Преследуется одна цель: развить детское творчество.[3]

Список литературы

  1. Блащук Л.А. «Проблема воспитания интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников» //Психолого-педагогический вопрос совершенствования воспитания и обучения в детском саду. - М., 1984.
  2. Григорьева Г. «Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью» // Д/в - 1990.-№8
  3. Комарова Т.С. «Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве» //Д/в - 1991.-№12
  4. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам и умениям» //Д/в - 1991.-№2
  5. Комарова Т.С. «Что такое изобразительное творчество ребенка?» //Д/в - 1991.-№1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью к...

Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности.

Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности....

Актуальность проблемы изобразительной деятельности с применением нетрадиционных материалов и техники.

Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразиткльной детской деятельности. Развитие художественно - творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисов...

Сообщение для воспитателей из опыта работы «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ»

Этот материал актуален для воспитателей углубленно работающих по методике  обучения детей изодразительной деятельности...

План-конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «В гостях у сказки «Петух и Краски» (ознакомление с художественной литературой, изобразительная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста

План-конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «В гостях у сказки «Петух и Краски» (ознакомление с художественной литературой, изобразительная деятельность...

Воздействие методики сочетания средств художественной литературы, изобразительной деятельности и конструирования на эмоциональную и социально-коммуникативную деятельность детей с задержкой психического развития.

Воздействие методики сочетания средств художественной литературы, изобразительной деятельности и конструирования на эмоциональную и социально-коммуникативную деятельность детей с задержкой психическог...