Ознакомление детей с гжелью
рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме

Денисова Луиза Леонидовна

МБОУ «Шемалаковская ООШ» ясли-сад «Ромашка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия 

по декоративному рисованию

с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

на тему: «Гжельская птица»

«День открытых дверей »

 

 

 

 

 

Автор:     Денисова Луиза Леонидовна,

воспитатель 1 квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Шемалаково, 2014

 

 

Конспект занятия по декоративному рисованию

с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

 

Мероприятие: «День открытых дверей».

 

Тема:  «Гжельская птица»

 

Цель: развивать представления о декоративно-прикладном искусстве, росписи Гжель, и художественные способности детей к декоративной деятельности.

 

Задачи:

·        познакомить детей с гжельской скульптурой малых форм: петушками, коровками и т.д.

·        учить выделять особенности росписи;

·        учить детей расписывать птицу гжельским узором:  цветами, листьями, точками, сеточками, сочетая синий и голубой цвета;

·        развивать творческое мышление при самостоятельном сочинении узора по мотивам гжельской росписи;

·        воспитывать интерес к народному искусству.

Материал: скульптуры малой формы, иллюстрации с изображением гжельской скульптуры малых форм, силуэты петушков, палитры, гуашь, кисти.

Литература: А.П.Аверьянова «Изобразительная деятельность в детском саду», 2003, С.64, авторская «Сказка о гадком утенке».

Методические рекомендации:

1.                 Вводная часть. 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие – к нам пришли гости: это ваши мамы и папы. Они очень бы хотели  посмотреть, как же вы красиво научились рисовать. Тема нашего занятия: «Гжельская птица».  Знаете ли вы, что же особенного в этой птице?

Дети: Это птица, украшенная росписью гжель.

Воспитатель: Совершенно верно! Мы много раз встречались с этой росписью. Назовите, пожалуйста, её особенности…

Дети: Посуда расписывается синим и голубым цветом, а фон остается белым. Украшать её можно цветочками, волнистыми линиями, листочками и другими элементами.

Воспитатель: Правильно. А как называется узор, который состоит из элементов растений?

Дети: Растительный.

Воспитатель: Мы с вами рассматривали посуду, украшенную гжельской росписью. А сегодня мы познакомимся со скульптурой малых форм. Посмотрите внимательно на эти изделия и  иллюстрации с изображением гжельской скульптуры малых форм. Какие чудесные фигурки! Рассмотрите, какой фон у этих скульптурок?

Дети: Белый.

Воспитатель: А какими цветами украшены эти фигурки?

Дети: Голубым и синим цветом.

Воспитатель: Можно ли сказать, что эти фигурки тоже расписаны росписью гжель?

Дети: Да, это - гжельские скульптурки.

Воспитатель: Мастера Гжели изготавливали разные фигурки. Их называют скульптурой малых форм, потому что они вылеплены как и все скульптуры, но размеры у них - маленькие. Бывают совершенно разные скульптуры: петушки, собачки, коровки, лебеди, кошечки, девочки и др.

         Сегодня я хочу вам рассказать знакомую всем сказку, но с необыкновенным концом. Называется она «Сказка о гадком утенке».

В одной старой усадьбе жила утка. Она уже давно сидела в гнезде и ожидала, что совсем скоро из яиц появятся на свет маленькие утята. Наконец яичные скорлупки затрещали, и малыши выбрались из них. Они были совсем крошки, пушистые, желтенькие. Только один из птенцов совсем не походил на остальных. Он был большим и серым. Время шло, взрослые утки, куры, гуси и индюки обижали, смеялись над ним. Наконец утенок не выдержал, перебежал двор и перепрыгнул изгородь. Он бежал до тех пор, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Но даже они назвали его гадким и безобразным. Приключениям бедного утенка не было конца, все только отталкивали птенца, прогоняли его. Однажды он увидел прекрасных птиц. Они были так красивы, что у него что-то больно сжалось в груди. Утёнок подумал, что ему никогда не стать таким, как эти чудесные лебеди. Его тоска была такой сильной, но он не знал к кому обратиться.

Медленно плыл гадкий утенок по темной воде озера. Вдруг он увидел милую и добрую девочку, которая улыбалась ему, выглядывая из пушистого белого облака. Утёнок подумал: «Она совсем меня не боится!» и поплыл к девочке поближе. «Меня все зовут Гадким утенком», - представился он, « А как зовут тебя?» «Я - Маленькая волшебница», - сказала девочка, «Я очень люблю рисовать волшебными красками». Тогда утенок залился горькими слезами, рассказал ей обо всех своих несчастьях и попросил Волшебницу превратить его в обыкновенную птицу, чтобы больше никто не смеялся над ним.

«Я помогу тебе, утенок», - сказала добрая маленькая Волшебница. Первый раз окунула она свою кисть в белое пушистое облако, провела по перышкам утенка, и они стали совсем белоснежными. Во второй раз окунула волшебница кисточку в синюю воду озера, кончиком кисти украсила утенка маленькими синими капельками. В третий раз окунула Волшебница кисточку в голубое небо, украсив птицу сказочными голубыми цветами. Когда утенок увидел своё отражение в воде, он просто не мог поверить своим глазам. Теперь он не был Гадким утёнком - он превратился в сказочную птицу волшебной страны Гжель. Он был счастлив!

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Дети делятся впечатлениями об услышанном.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам расписать петушка по мотивам гжельской росписи, как маленькие гжельские мастера.

2.                 Основная часть. Самостоятельная работа детей.

3.                  Итоговая часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас получились чудесные гжельские петушки. Вам понравилось занятие? Что вам было наиболее интересно, а что вызвало трудности?

Дети анализируют выполненное задание, делятся своими впечатлениями и переживаниями.

         Воспитатель оформляет выставку детских рисунков с изображением гжельских петушков «Птицы Гжели».

Воспитатель: А теперь я приглашают наших дорогих гостей полюбоваться необыкновенной выставкой, которую выполнили наши ребята.

            Родители рассматривают работы своих детей, делятся впечатлениями о занятии.

Воспитатель: Большое всем спасибо, до новых встреч!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению детей с Гжелью

Данное занятие знакомит детей с русским народным  промыслом - Гжель. Знакомит с историей возникновения, особенностями внешнего вида, цветовой гаммой, разнообразием мазков и узоров. По желанию мож...

Презентация Ознакомления детей с гжелью

Слава и красота гжельского изделия разнеслось по всему миру. За что гжель нравиться всем? Чем она отличается? Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий.     Маст...

Презентация по ознакомлению детей с народным художественным промыслом Гжель "Голубая сказка"

Данная презентация знакомит детей дошкольного возраста с народными традициями и промыслами России, закладывает основу национальной культуры, формирует интерес и определенные основы знаний в многообраз...

Ознакомление детей с гжелью

Познавательно-творческий проект. Приобщение детей к искусству  и  художественной  деятельности,  активному  освоению  пространства,  используя  наследие  с...

Ознакомление детей дошкольного возраста с народным промыслом Гжель

Данная презентация предназначена для ознакомления детей дошкольнного возраста с народным промыслом "Гжель"....

Дидактические игры по ознакомлению детей с Гжелью

Дидактическая игра "Найди вторую половинку"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20374155","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Собери пазлы "Гжель"[[...