Проект по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в детском саду "Гжель, Жостово" (старше-подготовительная группа)
проект (старшая, подготовительная группа) по теме

Хайруллина Миляуша Марсельевна

Цель проекта: Приобщать детей к истокам народно-прикладного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 338 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

ИНФОРМАЦИОНННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: «Гжель». 

Автор проекта: Хайруллина М. М., воспитатель.

Продолжительность проекта: одна неделя  (2-я неделя марта – с 9.03-14.03).

Тип проекта:  информационно-творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку.

Возраст детей: 5-7 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект.

Сейчас в программах по обучению дошкольников все меньше и меньше времени уделяется знакомству с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой.

Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, гжельских мастеров. Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.

Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.

Для реализации данного направления был разработан проект «Гжель. Гжельская роспись» для работы с детьми 5-7 лет.

Цель проекта: Приобщать детей к истокам народно-прикладного искусства.

Задачи проекта:  Развивать у детей интерес к народному промыслу декоративно-прикладному искусству. Познакомить детей с народным промыслом – гжельская роспись. Формировать знания и умения выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине-голубой рисунок. Формировать умения детей рисовать гжельские узоры. Закреплять умение составлять оттенки синего цвета. Закреплять умение рисовать кончиком кисти. Формировать знания и умения создавать выразительные узоры на бумаге и на объемных предметах. Воспитывать чувство формы, цвета, симметрии. Развивать творческие способности у детей в процессе реализации проекта.

 Форма проведения итогового мероприятия проекта. Оформление выставки рисунков, поделок, изделий «Гжель», «Народные промыслы».

Ожидаемые результаты по проекту. При реализации данного проекта у детей познакомятся с искусством гжели, научатся передавать простейшие элементы узора (розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль). Дети научатся самостоятельно выбирать цвет, материал. У них повысится интерес к декоративно – прикладному виду деятельности, появится желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании, раскроются творческие способности, появится чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.

Весь процесс вызовет более тесное сплочение между детьми, воспитателями, педагогами и родителями.

Техническое обеспечение: аудио- и видео- записи, дидактические и  пальчиковые игры, атрибуты к подвижным, творческим и сюжетно-ролевым играм, материал для продуктивной деятельности.

Используемая литература:

  • ООП ДОУ (общеобразовательная программа ДОУ).
  • Закирова К. В. «На поляне детства».
  • Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет».
  • Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников».
  • Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество».
  • Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в д.с. (подг. гр.)».
  • Колдина Д. Н. «Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий».
  • Лыкова И. А. «Небесная гжель» ( худ. альбом)

        


План мероприятий по реализации проекта: «Гжельская роспись» на 1 неделю с 9 марта по 14 марта в старше-подготовительной группе.

Образовательная деятельность

1-ый день, 9 среда

2-ой день, 10 четверг

3-ий день, 11 пятница

4-ый день, 14 понедельник

1. Социально-коммуникативное развитие.

Д/игра «Собери посуду». Цель: закрепить умение собирать картинку из частей в целое, помогая друг другу; воспитывать коллективизм.

Беседа «Характерные особенности росписи гжельских изделий». Цель: продолжать знакомить детей с характерными элементами гжельской росписи; воспитывать усидчивость, желание слушать взрослых и сверстников.

Хозяйственно-бытовой труд «Стираем салфетки». Цель: развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой; воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

С/р игра «Ярмарка народных игрушек». Цель: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; закрепить знания детей о народных промыслах, игрушках, посуде; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и аккуратность к их выполненным работам, изделиям.

2. Познавательное развитие.

НОД. Познание – окружающий мир. Просмотр презентации «Путешествие в Гжель». Цель: познакомить детей с творчеством гжельских мастеров, с историей возникновения промысла; воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость за свой народ, свою Родину, умельцев России.

Рассматривание худ.альбома Лыкова И.А. «Небесная гжель». Цель: развивать познавательные интересы к народным промыслам; воспитывать осторожное обращение к альбомам, иллюстрациям.

НОД. Познание – РЭМП.

«Сосчитай сколько узоров на вазе». Цель: закрепить навыки счёта; развивать внимание, память; воспитывать стремление быть первым.

Д/и «Мемори». Цель: закрепить знания о русских народных промыслах; развивать внимание и память; воспитывать честность.

3. Речевое развитие.

Д/и «Угадай по названию». Цель: закрепить знания о русских народных промыслах и их названиях; развивать связную речь; воспитывать терпение.

Чтение худ. лит. Авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо». Цель: расширять знания детей о возникновении промысла Гжель; развивать диалогическую речь; воспитывать умение и желание слушать.

Разгадывание кроссворда (коллективное). Цель: закрепить полученные знания о народных промыслах, особенно о Гжель; активизировать слова полученные на протяжении проекта; развивать логическое быстрое мышление; воспитывать сдержанность. 

НОД. Ознак. с худ. лит. Заучивание стихотворения Светланы Ледковой «Гжель». Цель: продолжать развивать умение различать жанры литературных произведений, аргументировать свой ответ; воспитывать любовь к худ.лит.

4. Художественно-эстетическое развитие.

НОД. Музыка. Слушание песни «Гжель» муз. и сл.  З. Я. Роот. Цель: обогащать впечатления детей; вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии  музыкального произведения; воспитывать уважение к взрослым  в процессе совместной деятельности.

Своб. худ. деят. «Рисование элементов росписи Гжель». Цель: формировать и закрепить умение рисовать элементы росписи Гжеля по образцу; воспитывать самостоятельность.

НОД. РХПД – ручной труд. «Гжельские мотивы» в технике «декупаж». Цель: вызвать интерес к гжельской росписи; формировать умение и навыки работы в технике декупаж; развивать творческие способности; формировать эстетический вкус, чувство композиции; воспитывать самостоятельность, старание.

НОД. Рисование. «Гжельская роза» на тарелочке». Цель: формировать умение детей рисовать «гжельскую розу»; закреплять умение составлять оттенки синего цвета, рисовать концом кисти и всей кистью; воспитывать и поддерживать интерес  к народному творчеству.

НОД. Музыка. Музыкальная игра

«Матушка Гжель». Цель: совершенствовать певческие навыки детей; развивать быстрый бег вокруг круга; воспитывать честность.

5. Физическое развитие.

П/и «Передай гжельский платочек». Цель: закрепить умение аккуратно передавать предмет по кругу; развивать музыкально-ритмические упражнения; воспитывать честность, осторожное отношение к сверстникам.

НОД (зал – вечер). П/и «Краски». Цель: упражнять детей в прыжках на одной ноге; воспитывать желание и стремление выполнять правильно.

НОД (на улице). П/и «Третий лишний». Цель: развивать быстроту реакции, внимание; воспитывать желание играть в коллективе.

Физ. минутка «Мы сегодня – мастера». Цель: развивать умение выполнять упражнение под текст; воспитывать стремление выполнять синхронно.

Работа с родителями

  1. Участие родителей в выставке «Народная ярмарка».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 338 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

ИНФОРМАЦИОНННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: «Жостово». 

Автор проекта: Хайруллина М. М., воспитатель.

Продолжительность проекта: одна неделя  (3-я неделя марта – с 15.03-18.03).

Тип проекта:  информационно-творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку.

Возраст детей: 5-7 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект.

Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, гжельских мастеров. Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.

Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.

Для реализации данного направления был разработан проект «Жостово. Жостовская роспись» для работы с детьми 5-7 лет.

Цель проекта: Приобщать детей к истокам народно-прикладного искусства.

Задачи проекта: Развивать у детей интерес к народному промыслу декоративно-прикладному искусству. Познакомить детей с народным промыслом – жостовская роспись. Формировать умение детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, травку. Развивать у детей чувство композиции, умение красиво располагать узор на подносе (бумажном). Воспитывать интерес к народным промыслам, уважительное отношение к труду взрослых, гордость за свою родину. Развивать творческие способности у детей в процессе реализации проекта.

 Форма проведения итогового мероприятия проекта. Оформление выставки рисунков, поделок, изделий «Жостово», «Народные промыслы»; Викторина «Что мы знаем о народных промыслах?».

Ожидаемые результаты по проекту. При реализации данного проекта дети познакомятся с искусством жостово, научатся передавать простейшие элементы узора (цветы, бутоны, листья, травку). Дети научатся самостоятельно выбирать цвет, материал. У них повысится интерес к декоративно – прикладному виду деятельности, появится желание использовать жостовскую роспись в свободном рисовании, раскроются творческие способности, появится чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.

Весь процесс вызовет более тесное сплочение между детьми, воспитателями, педагогами и родителями.

Техническое обеспечение: аудио- и видео- записи, дидактические и  пальчиковые игры, атрибуты к подвижным, творческим и сюжетно-ролевым играм, материал для продуктивной деятельности.

Используемая литература:

  • ООП ДОУ (общеобразовательная программа ДОУ).
  • Закирова К. В. «На поляне детства».
  • Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет».
  • Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников».
  • Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество».
  • Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в д.с. (подг. гр.)».
  • Колдина Д. Н. «Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий».
  • Дорожин Ю. Г. «Жостовский букет» ( худ. альбом).


План мероприятий по реализации проекта: «Жостово» на 1 неделю с 15 марта по 18 марта в старше-подготовительной группе.

Образовательная деятельность

1-ый день, 15 вторник

2-ой день, 16 среда

3-ий день, 17 четверг

4-ый день, 18 пятница

1. Социально-коммуникативное развитие.

Беседа «Характерные особенности росписи жостовских изделий». Цель: продолжать знакомить детей с характерными элементами жостовской росписи; воспитывать усидчивость, желание слушать взрослых и сверстников.

С/р игра «Школа юных мастеров». Цель: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; закрепить знания детей о народных промыслах, игрушках, посуде; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и аккуратность к их выполненным работам, изделиям.

Д/и. Лото «Народные промыслы». Цель: закреплять знания о народных промыслах, основных мотивах, колорите русских народных росписей; формировать умение отличать их среди других, правильно называть; воспитывать любовь и гордость за свой народ, свою родину, умельцев России.

Хозяйственно-бытовой труд «Мытьё посуды в хозяющке». Цель: развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой; воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

2. Познавательное развитие.

НОД. Познание – РЭМП.

Д/и «Матрёшки-подружки». Цель: закрепить навыки счёта; умение сравнивать предмет по высоте; развивать внимание, память; воспитывать стремление быть первым.

НОД. Познание – окружающий мир. Просмотр презентации «Жостовская роспись». Цель: познакомить детей с творчеством жостовских мастеров, с историей возникновения промысла; воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость за свой народ, свою Родину, умельцев России.

Рассматривание худ.альбома Дорожин Ю. Г. «Жостовский букет». Цель: развивать познавательные интересы к народным промыслам; воспитывать осторожное обращение к альбомам, иллюстрациям.

Игровая ситуация «В посудной лавке». Цель: закреплять умение сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда – форфорная, стеклянная, керамическая, пластмассовая); воспитывать этикет поведения.

3. Речевое развитие.

Ознакомление с пословицами и поговорками «Народные промыслы». Цель: развивать диалогическую речь, умение выражать свои мысли, полными предложениями; развивать мышление; воспитывать художественно-эстетическую культуру.

Разгадывание загадок «Народные промыслы». Цель: закрепить полученные знания о народных промыслах; активизировать слова полученные на протяжении проекта; развивать логическое быстрое мышление; воспитывать сдержанность.

Чтение худ. лит. Стихотворенеие  Натальи Матвеевой «Жостовский поднос». Цель: расширять знания детей о возникновении промысла Жостово; развивать диалогическую речь; воспитывать умение и желание слушать.

Итоговое мероприятие. Викторина «Что мы знаем о народных промыслах?». Цель: развивать диалогическую и монологическую речь; воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе.

4. Художественно-эстетическое развитие.

Д/и «Укрась поднос в стиле жостовской росписи». Цель: закреплять умение составлять декоративные композиции – располагать элементы (цветы, листья, бутоны) на разнообразных формах подносов в стиле «жостовской росписи»; воспитывать художественно-эстетический вкус.

НОД. Музыка. Слушание песни «Ой, ниточка тоненькая» русская народная. Цель: обогащать впечатления детей; вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии  музыкального произведения; воспитывать уважение к взрослым  в процессе совместной деятельности.

НОД. РХПД – аппликация. «Подносы из Жостово». Цель: вызвать интерес к жостовской росписи; закреплять умение работать с ножницами, клеем; формировать эстетический вкус, чувство композиции; воспитывать самостоятельность, старание.

НОД. Рисование. «Жостовские цветы». Цель: формировать умение детей рисовать «жостовские узоры, цветы» на разных фонах (красный, жёлтый, чёрный); формировать чувства цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита; воспитывать и поддерживать интерес  к народному декоративно-прикладному искусству.

НОД. Музыка. Музыкальная игра

«Прялица». Цель: совершенствовать певческие навыки детей; создать положительно-эмоциональную атмосферу; развивать двигательную активность; воспитывать желание заниматься музыкой.

5. Физическое развитие.

НОД (зал – утро). П/и «Горелки». Цель: закрепить умение действовать по сигналу; развивать ловкость; воспитывать честность.

Физ. минутка «Цветки». Цель: развивать умение выполнять упражнение под текст; воспитывать стремление выполнять синхронно.

НОД (зал – вечер). Эстафета «Собери подносы». Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах, в подлезании; воспитывать желание и стремление выполнять правильно.

НОД (на улице). П/и «Перетяни канат». Цель: развивать силу, ловкость, выносливость, двигательные и коммуникативные способности; воспитывать выдержку.

Работа с родителями

  1. Участие родителей в выставке «Народная ярмарка».
  2. Консультация для родителей «Народные промыслы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»

МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города ЧебоксарДокладпо теме:«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха...

Методическая разработка «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством как часть эстетического и художественного воспитания»

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосп...

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством

1. Учить детей рисовать элементы узорапо мотивамдымковских игрушек (мазки, точки, круги, кольца, широкие и узкие полоски), расписывать объемную фигуру, ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме.2....

Из опыта работы "Игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством"

Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ....

программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством

Программа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством   предполагает  приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, обучение декоративному рисованию . На занятиях ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством во второй младшей группе «Ярмарка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством во второй младшей группе «Ярмарка»...