Главные вкладки

    научно-практическая конференция "Первый шаг в науку" работа "Изчего же, из чего же сделаны эти краски?"
    методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

    Бояркина Наталья Ивановна

     

               1.Введение. Постановка и  актуальность выбранной темы

              Наш мир прекрасен  и красочен, передать и сохранить истинную его красоту можно при помощи красок  рисуя картины.

              Я очень люблю рисовать акварелью, гуашью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? Я решила узнать, а можно ли изготовить краски в домашних условиях?

              Цель: Узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки “самодельных” красок.

             Задачи:

    1. Изучить из каких веществ состоят краски.

     2. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.

     3. Нарисовать рисунок из полученных красок и гуаши.

     4.Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.

               Объект исследования: краски

               Предмет исследования: состав красок

               Методы исследования:

    поиск информации в сети Интернет,

    экспериментирование,

    сравнение и обобщение результатов

                Гипотеза:  я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

                Ценность полученных результатов заключается в том, что их можно использовать в художественной деятельности детского сада. Заинтересовать  детей в получении новых красок в домашних условиях, желании экспериментировать с природным материалом.

                  Считаю, что справилась с изучением данной проблемы, моя гипотеза  полностью подтвердилась.

                2.Основная часть.  Кто придумал краски и откуда они взялись?

                Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже!(Кстати обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.)

    Самой первой краской была глина. А глины, надо вам сказать, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые...

               Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. «Куда им деться? — думали древние охотники-художники. — Если звери нарисованы, а рисунки пронзены копьями и стрелами?». А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сперва брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.

                Какими же красками рисовали древнейшие художники?

    Ну, прежде всего они использовали охру — краску, часто встречающуюся в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Охры бывают жёлтые, коричневые, красноватые. Чёрный цвет давала копоть, сажа. Находили наши далёкие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.

                    Вывод:  Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.

                      Теоретическая часть:

                Для того чтобы узнать состав красок, мы стали искать информацию в сети Интернет. И …нашли!

    Состав красок:

    Краска–материал, служащий для придания цвета.

     Краски состоят из пигмента и связующего вещества.

     Пигмент – это сухой краситель.

                Мир вокруг нас разноцветен.

                Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.

    Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на  долго сохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.

              Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

    1.  Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само  название говорит об этом.

     2. Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.

    3.  Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют “яичные краски”. Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот–пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.

    4.  Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.

              ВЫВОД: Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты.

               Процесс приготовления красок.

    Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.

    • Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит.
    •  Сырье нужно очистить от посторонних примесей.
    • Затем материалы необходимо измельчить до порошка.

    Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.

    • Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков.
    • Получившуюся краску можно использовать для рисования.

             ВЫВОД: Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.

    Практическая часть. Описание экспериментов

    Для проведения экспериментов с воспитателем мы  раздобыли природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь. Я составила план трех экспериментов (Приложение №1).

    Все эксперименты прошли успешно, и я получила черную, коричневую и белую краски. Затем я нарисовала рисунок  красками собственного приготовления и рисунок гуашью (Приложение №2). Рисуя, я смогла  сравнить их и сделать вывод.

                Результаты экспериментов

    Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по консистенции и качествам  (Приложение №3).

           ВЫВОД: Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

                                                         3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

    * История красок началась вместе с появлением человека.

     * Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.

     * Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.

     * В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.

     * Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.

     * В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов, нарисовать рисунки и сравнить их.

                                                        4.Список используемой литературы:

    1. «365 научных экспериментов». – М.: ЗАО «РОСМЭН -- пресс», 2010. – С.149.

           2.Энциклопедия «почемучки»

               3. Шалаева Г.П.  Новейший справочник дошкольника. Наука и жизнь. ­–  2000. – №6

               4. Детская энциклопедия «Хочу все знать»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы V Международной научно-практической конференции.

    Статья "Формирование положительных взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета"...

    «Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

    quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...

    «О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с

    laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...

    «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций» Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции

    laquo;Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций»Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука:...

    «Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.

    laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...