Исследовательский проект "Его величество - яйцо" для научно-практической конференции "Первые шаги в науку".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Зорина Ольга Леонидовна

Яйцо - символ жизни. Оно стало персонажем многих сказок, произведений художников, скульпторов, ювелиров, писателей. Но загадки, связанные с яйцом, разгаданы далеко не все. Куриное яйцо - это чудо природы, которое таит в себе много неразгаданных тайн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ego_velichestvo-_yaytso.docx45.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Шуваевский детский сад «Звездочка»

IV районная научно- практическая конференция

«Первые шаги в науку»

Направление «Этот удивительный окружающий мир»

Исследовательский проект

«Его Величество –яйцо!»

Участники проекта:

дети подготовительной группы.

Руководители:

Воспитатели 1 кв. категории

Зорина О.Л.

Климова Г.К.

с. Шуваево, 2021 г

Введение

Актуальность работы состоит в том, что многие начинают свой день с омлета или яичницы, а варёные яйца берут с собой на работу, на природу в качестве удобного и сытного перекуса. Кроме этого яйца входят в состав многих блюд – в особенности выпечки и салатов, и являются простым вкусным и полезным продуктом.

Яйцо - символ жизни. Оно стало персонажем многих сказок, произведений художников, скульпторов, ювелиров, писателей. Но загадки, связанные с яйцом, разгаданы далеко не все. Куриное яйцо - это чудо природы, которое таит в себе много неразгаданных тайн.

Нам захотелось познакомиться с некоторыми секретами куриного яйца.

Объект исследования: яйцо

Гипотеза исследования: предположим, что, зная о многообразии        свойств яйца, можно использовать их не только как продукт питания, но и    предмет, который может участвовать в экспериментах.

Цель: Создание условий для исследовательской деятельности и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки и реализации проекта «Его Величество–яйцо!», путем совершенствования знаний детей.

Задачи исследования:

- познакомиться с научной литературой по теме;

-провести опыты-фокусы с яйцом;

- узнать на основе экспериментов и опытов свойства яйца;

- выявить особенные свойства яйца, которые позволяют использовать его в развлекательных мероприятиях.

Предполагаемый результат:

Пополнение знаний детей об истории возникновения яиц, о его строении, свойствах.

Проведение опытов с яйцом.

Продукты проектной деятельности:

  1. Картотека опытов с яйцом.
  2. Выставка поделок из яичной скорлупы.
  3. Изготовление книжки малышки «Стихи и загадки про яйцо»
  4. Изготовление  «Послушное яйцо»,  и яйцо «Ванька-встанька»
  5. Изготовление книги рецептов блюд , приготовленных из яиц.

Методы исследования:

- подумать, что мы знаем о яйце?

- спросить у взрослых, что появилось сначала - яйцо или курица?

- найти информацию об яйце, его составе в Интернете, спросить у взрослых;

-провести эксперименты, опыты.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап(разработка проекта)
  • Разработка плана проекта.
  • Постановка цели и планирование мероприятий.
  • Определение тем проектов (из вопросов детей).
  • Распределение заданий.
  1. Основной этап
  • Подбор материала из интернет-источника, литературы
  • Выбор проектов детьми.
  • Опытно – экспериментальная деятельность.
  • Просмотр фильмов.
  • Изготовление книжки малышки «Стихи и загадки про яйцо»
  • Картотека опытов про яйцо
  • Выставка поделок из яичной скорлупы        
  • Изготовление книги рецептов, приготовленных из яиц.
  1. Заключительный этап.

(Анализ выполнения проектов, достигнутых результатов).

  1. Презентация проектов.

1.Основная часть

1. Выбор темы проекта.

        Очень часто на полдник  мы едим  омлет, или вареное яйцо. Многие дети отказываются кушать и постоянно наши воспитатели нам говорят , что яйцо очень полезное, в нем есть витамины, которые необходимы нашему организму.  И нам захотелось узнать, чем же полезны яйца. Где и как можно применить  яйца в жизни. Какие тайны хранит яйцо!?

2. Введение в тему с использованием «модели трех вопросов»

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как можно узнать? (из каких источников).

Мы выяснили, что дети знают про яйцо очень мало, а хотели бы узнать, где можно использовать яйца, кроме употребления в пищу. Какие тайны хранит яйцо!?

3. Сбор сведений.

Свою работу по проекту дети начали с поиска информации  о яйце. Детям было предложено узнать про яйцо из разных источников и поделиться своими знаниями с другими детьми. Из сбора сведений дети узнали, что яйцо является символом жизни. Давным–давно в старые времена,  люди считали, что весь мир родился из огромного яйца.  Наши предки почитали яйцо, они были уверены: из яйца, из нижней части, вышла мать-земля сырая; из яйца, из верхней части, стал высокий свод небесный; из желтка, из верхней части, солнце светлое явилось, из белка, из верхней части, ясный месяц появился.
Яйцо – один из первых продуктов, который «открыл» человек. Наши предки находили птичьи гнезда,  и сначала употреблял их содержимое в сыром виде, а потом научился варить, жарить.

Куриные яйца имеют форму овала и бывают разными по цвету, размеру. Обычно курица откладывает по одному яйцу в день. Цвет скорлупы яйца зависит от цвета курицы: белые породы кур несут яйца белого цвета, коричневые породы - коричневого. Поверхность яйца гладкая, но может быть и слегка шершавой. Чем старше курица, тем больше снесённое яйцо.

Яйца - полезны для питания человека. В них содержится много витаминов, которые укрепляют мозг, зрение и сердце, улучшают память. У людей, которые постоянно едят яйца, крепкие зубы и здоровые кости.

Белок занимает большую часть яйца и окружает желток. Белок жидкий, прозрачный, но, если яйцо отварить – он станет белым. Желток занимает среднюю часть яйца. Он гуще, чем белок. В сыром и в варёном виде цвет желтка жёлтый. Желток богат витаминами А, Д, Е, которые полезны для человека. Витамин А – для костей, зрения, иммунитета. Витамин Д - помогает организму усваивать кальций, чтобы наши кости и зубы формировались правильно и были здоровыми. Витамин Е – для восстановления кожи и волос, укрепления иммунной системы.

Скорлупа состоит из кальция. Скорлупа пористая, через неё проходит воздух внутрь яйца, это необходимо для развития цыплёнка. Также скорлупа покрыта защитным слоем, который не даёт бактериям проникать внутрь яйца. Прочность скорлупы зависит от возраста курицы и её питания.

Молодая курица может снести яйцо с очень тонкой скорлупой, либо вообще без неё, оно будет покрыто плёнкой. Также мягкая скорлупа будет, если в питании курицы нет продуктов,  содержащих кальций: зерна, травы, мучной смеси, ракушек.

        Интересные факты о яйце

В китайской культуре яйцо — символ жизни. При объявлении о рождении ребенка семья окрашивает яйца в красный цвет, цвет счастья. Считается, что это приносит новорожденному удачу.

В самом большом курином яйце было пять желтков.

Самое тяжелое яйцо в мире весило 454 грамма — примерно в шесть раз тяжелее среднего куриного яйца.

Самое маленькое в мире птичье яйцо — это яйцо колибри, а самое большое — у страуса. Чтобы сварить яйцо страуса вкрутую, понадобится 2 часа.

В  Красноярском  крае,  селе Холмогорское курица снесла яйцо, на скорлупе которого отчётливо виден циферблат часов.

Яйцо стало  «ЗВЕЗДОЙ» и в наши дни. В январе 2019 года фото обыкновенного куриного яйца набрало 47 миллионов лайков в «Инстаграме», таким образом, этот пост стал самым популярным,  в истории.

Вместе с детьми обсудили, что мы можем сделать с тем, что узнали.

И предложили выбрать проекты (Рисунок 1)

Рисунок 1.

Реализация проектов.

  1. Тема детского проекта  Опыты с яйцом.

Продукт проекта: "Картотека опытов с яйцом"

Опыт №1. Как отличить сырое яйцо от варёного?

Цель эксперимента – отличить сырое яйцо от варёного.

На  стол положили  два яйца, одно из них сырое, а другое вареное, как можно это определить, не разбивая их? Мы взяли яйца и попробовали их раскрутить на столе. И стали наблюдать, что одинаковые с виду яйца крутятся совершенно по-разному.

Если яйцо не крутится, то оно сырое. А вот варёное яйцо у нас закрутилось быстро и долго как волчок.

Вывод: В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса и центр все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

Опыт № 2.Яйцо – поплавок. Как сделать, чтобы яйцо плавало, а не тонуло.

Цель эксперимента – определить в каких жидкостях яйцо будет плавать и от чего это зависит.

 Для эксперимента нам понадобилось два сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку, и увидели, что оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно3 ст. ложки), хорошо размешали и опустили  второе сырое яйцо - оно стало плавать. Когда сбалансировали соленый раствор и простую воду –мы увидели, что яйцо находиться где-то посередине банки.                                                                        

Вывод: Все дело в плотности воды. Чем плотность воды  выше (за счет соли), тем сложнее в ней утонуть яйцу.

Опыт № 3.«Яйцо желтком наружу»

Цель эксперимента – доказать, что можно сварить обычное куриное яйцо наизнанку, то есть желтком наружу, а белок в это время окажется внутри. Взяли куриное яйцо.

Просветили его фонариком, чтобы убедиться в том, что оно самое обычное, то есть просвечивается. Далее плотненько обматываем его скотчем. Теперь поместим обмотанное скотчем яйцо внутрь чулка. С обеих сторон завязали узелки. Взяли чулок за оба конца и начали раскручивать яйцо. Крутили так, чтобы оно вращалось вокруг своей оси. Чтобы определить готово ли яйцо, просветили его фонариком еще раз. Если оно перестало просвечиваться, значит пора уже варить. Скотч оставляем на яйце. Варим 10 минут. Раз в 2 минуты переворачивайте яйцо с боку на бок. Через 10 минут достаем яйцо из воды и даем остыть. Теперь можно почистить.

Вывод: Желток яйца более плотный, чем белок. Когда вы быстро крутите яйцо, жидкий желток притягивается к краям яйца через центробежную силу, а белок отталкивается к центру.

Опыт № 4. Замороженное яйцо

Положили два сырых яйца в морозильную камеру. Спустя несколько часов достали. Яйца треснули. Почему? В составе яйца есть вода, замерзая, она превращается в лед, который всегда имеет больший объем, чем вода, из которой он образовался. Лед в скорлупе расширяется и скорлупа трескается.

Положили треснувшее яйцо на тарелку, чтобы посмотреть, что с ним произойдет, когда оттает. Яйцо спустя немного времени снова стало «целым». Лед растаял, и яйцо постепенно вернулось к своему начальному объему. Видимая щель уменьшилась настолько, что стала незаметной.

Вывод: Из этого следует, что скорлупа имеет определенную упругость.

  1. Тема детского проекта: "Волшебство из яйца».

Продукт проекта: "Послушное яйцо", "Яйцо Ванька- Встанька"

Изготовление  «Послушное яйцо».

Как сделать так, чтобы яйцо стояло на кончике.

          Перед началом мы попробовали поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. У нас не получилось. Затем мы  приступили к изготовлению послушного яйца. Проткнули шилом яйцо с тупого и острого конца. Выдули содержимое. Внутренность промыли  и высушили. Насыпали в скорлупу сухого песка примерно на 1/4.

Дырочки аккуратно залепили воском, чтобы было не заметно.
Нарисовали на скорлупе глазки и ротик - послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, нужно всего лишь немного перед установкой потрясти яйцо именно в том положении, в каком будем устанавливать, чтобы центр тяжести оказался внизу.

Вывод: За счет центра тяжести песка в скорлупе, яйцо оказывается в нужном нам положении.

Яйцо « Ванька-встанька».  Делаем игрушку неваляшку из яйца.

  Принцип изготовления, такой же, как в предыдущем опыте. Только вместо песка мы насыпалив яйцо очень мелкие кусочки камушков и кусочки воска от свечи. Потом установили  яйцо в нужное положение, и подогрели снизу. Воск растопился, а когда застыл, слепил всю мелочевку между собой и приклеился к скорлупе. Заделали  дырочки и украсили лицо  Ванька-встаньки смешной рожицей, а потом попробовали уложить яйцо на бок.

  Вывод: За счет растопленного и застывшего в нужном положении воска в яйце, мы не сможем уложить « Ваньку – встаньку» на бок.

  1. Тема детского проекта: "Волшебное яйцо".

Продукт проекта: "Книга с загадками, стихами детей о яйце ."

Много интересных фактов связано с яйцом.

Например, всем знакома сказка «Курочка Ряба». Смерть «Кощея Бессмертного» была спрятана в яйце.

Яйцо является символом праздника Пасхи. Пасхальные яйца красят, разрисовывают. Расписные яйца на Руси назывались писанки. Крашение обычно происходило в Чистый четверг. Расписные яйца – настоящие произведения искусства, очень яркие, разрисованные в стиле Хохломы или в технике росписи, с изображением цветов, животных, украшенные орнаментом. Со временем пасхальные яйца стали носить сувенирный характер. Их стали делать из дерева, фарфора, воска, металла, камня, сахара, шоколада, а с 18 века стали украшать бисером.Молодежь на святой неделе развлекалась катанием яиц по специально сделанному деревянному лоточку ила с горки.Принято было также «биться» яйцами: чье яйцо треснет, тот и проиграл.

Многие ребята решили найти еще произведения, в которых встречается яйцо, собрать стихи, загадки о яйце и все это разместить в книжке малышке, сделанной своими руками.

  1. Тема детского проекта: "Чудеса из яйца".

Продукт проекта: выставка поделок  из  яиц и яичной скорлупы

Во время проведения проектов мы узнали о том, что из яиц можно делать разные поделки. И нам это помогло в организации выставки поделок из яиц и  яичной скорлупы . Поделки оказались самые необычные: к новому году делали волшебные елочки, украшали тарелки рисунками из краски, сделанной на основе яйца. Много забавных игрушек из яиц появилось в группе.

  1. Тема детского проекта: "Секреты яйца". 

Продукт проекта: "Книга рецептов блюд из яиц"

Ольга Леонидовна рассказала нам, что омлет - не единственное блюдо, которое готовят из яиц и предложила нам рассказать своим родителям, о нашем проекте и принять участие по приготовлению разных блюд из яиц. Дома,  вместе с родителями , мы принялись за очень интересное занятие по приготовлению различных блюд. Яйцо - это уникальный продукт, простой и доступный каждому, почти полностью усваивается организмом человека. Яйца используют в кулинарии для приготовления самостоятельных вторых блюд, различных закусок и даже запеканок. Их отваривают, жарят, готовят из них все возможные блюда. Кроме того, их широко используют в кондитерской промышленности, при создании различных тортов, пирожных, десертов, кремов и так далее. Вареные яйца часто становятся ингредиентом мясных и овощных салатов. Но не только кулинария с диетологией ценят и уважают яйца. Народная медицина, а еще больше косметология тоже активно включают их в рецепты. Уникальный состав помогает с их помощью удачно бороться с массой проблем со здоровьем, либо внешностью.

Так из наших рецептов появилась книга и видеоролики  о вкусном и полезном яйце.

Заключение:

В результате проделанной работы, мы выяснили строение, свойства и интересные факты о  яйце.

Проведя опыты с использованием яиц, мы  пришли к выводу: выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что яйцо не только продукт питания, но и предмет, который может участвовать в экспериментах, подтвердилась, так как во всех наших опытах участвовало яйцо.

Мы порой даже не представляем, сколько интересного происходит вокруг нас. Нужно только оглянуться, обратить внимание, а затем провести исследование и ответить на интересующие вопросы.

В дальнейшем с ребятами  планируем:

- выступить с результатами исследования на научно – практической конференции;

- организовать конкурс поделок «Расписные яйца» , к светлому празднику «Пасха».

Список литературы:

  1. А.И. Шапиро «Секреты знакомых предметов. Яйцо» Санкт-Петербург,2009
  2. Энциклопедия « 365 научных экспериментов»,  Москва,2010
  3. Выпуск телепередачи «Галлилео». Опыт с яйцом.
  4. https://yandex.ru/images/search
  5. http://www.infoniac.ru/news/10-eksperimentov-s-yaicami-kotorye-mozhno-sdelat-doma.html#comments


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "От молока до йогурта пять шагов"

Представленная работа, может быть использована для проведения в детском саду детского экспериментирования.Если с воспитанниками группы провести большую предварительную работу и полностью реализовать п...

научно-практическая конференция "Первый шаг в науку" работа "Изчего же, из чего же сделаны эти краски?"

      1.Введение. Постановка и  актуальность выбранной темы:           Наш мир прекр...

Исследовательский проект экспериментального план Тематическая направленность: естественные и точные науки "Волшебная сила магнита"

Актуальность: экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах....

Исследовательский проект для районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» - «Пластилин открывает свои секреты» .

Исследовательский проект "Пластилин открывает свои секреты". С данным проектом моя воспитанница Еремеева Варвара участвовала в районной научно - практической конференции "Перве шаги в н...

III Городская научно-практическая конференция детей старшего дошкольного возраста «Первые шаги в науку». Секция «Природа вокруг нас». Тема: «Можно ли из семечек вырастить сосну?»

    Тема исследовательской работы, выращивание сосны из семян, очень актуальна в наше время. Так как в наших лесах бушуют огромные пожары, которые приводят к сокращению лесов. В этих ...