Непосредственная образовательная область изобразительное творчество рисование «Люблю березку Русскую!»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Купина Наталья Владимировна

Непосредственная образовательная область

изобразительное творчество

рисование

 

«Люблю березку Русскую!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_bereza_otkrytoe_zanyatie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Непосредственная образовательная область

изобразительное творчество

рисование

«Люблю березку Русскую!»

Воспитатель:

Купина Н.В.

г. Брянск

«Люблю березку Русскую!»


Оформление: На стене плакат «Вечно шуметь березовым рощам!», картины русских художников.

Зрительный ряд: «Березовая роща» И.И. Левитан, А. И. Куинджи, Рылов А.А. «Золотые березки»,  «Иней» И. Э. Грабарь.

Материалы: Разноцветная бумага, кисточки разной толщины, гуашь, мятая бумага, свечи, акварель, салфетки, фломастеры, мелки.

Цели:
Расширить представления детей о красоте природы своей Родины, усилить интерес, любовь к природе родного края, учить удивляться, искать и видеть красоту и с желанием передавать в своих рисунках образ березы, творчески использовать изобразительный материал, приемы нетрадиционного рисования, вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ березы в пейзажах, учить сравнивать картины написанные на одну тему, развивать творческие способности у детей.

Закреплять умение детей поддерживать беседу; отвечать на вопросы полным ответом. Развивать память, выразительность речи.

Ход:

Звучит песня «С чего начинается Родина?» (дети под фонограмму входят в зал)

Воспитатель:
На просторах нашей Родины в лесах, в степях, в парках, во дворе дома можно встретить березу - красавицу. И узнать ее можно по белым стволам, ажурной, прозрачной листве. Березку милую, родную, издавна считают символом России. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Монтаж:
1.Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
От родных, березовых красот!

2.Ты до того березонька красива
И в полдень жаркий, и в час росы.
Что без тебя немыслима Россия
И я не мыслю без твоей красы.

3. Хороша ты любою порою.
И не даром, всем сердцем любя,,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.

4.И недаром тебе лишь вручали
Все невесты Отчизны моей.
И девичьи мечты и печали,
Словно старшей подруге своей.

5.На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокурая березка-
Символ Родины моей!


Восп.:
Ребята, вам нравится береза?
Тогда я вас приглашаю на экскурсию в березовую рощу. Туда, где побывали художники: Исаак Ильич Левитан и Архип Иванович Куинжи. Посмотрите, какое это царство берез! Березки как девушки в белых сарафанчиках, то парами, то группами закружились в хороводе.
Какими вы увидели березы? (Тонкие, стройные, нарядные, кудрявые, величавые, плакучие, зеленые, ажурные). Посмотрите, какую композицию выбрал художник? Прямоугольный, вытянутый по горизонтали формат полотна, срезавший верхушки берез. Почему? Художника поразила игра света и тени на стволах берез, на листве, траве. Это делает деревья не только трепетными и живыми, но и словно прозрачными. Эту прозрачность и нежность придает им богатая цветовая гамма. Эти легкие, словно «порхающие» тени возникают от движения ветвей. И мы чувствуем порыв ветерка, слышим шелест листьев, чувствуем свежесть и запахи прогретой солнцем березовой рощи.
А сейчас мы побываем там, где писал картину другой художник –

А. И. Куинджи. Где мы очутились? Да, снова в березовой роще, но в другой. Расскажите, что интересного вы увидели на этой поляне? Что привлекло ваше внимание?
(Дать возможность высказаться нескольким детям) На освещенной солнцем поляне группа берез. Какое зеленое царство! Сколько солнечного света, Сколько радости в этом пейзаже! Вам понравилось на этой поляне среди берез? А что вы чувствовали? (Высказывание детей.) Эти картины висят сейчас в музее, а у нас их репродукции, и мы можем любоваться ими. Оба художника назвали свои картины одинаково - «Березовая роща».
Какое милое, очаровательное дерево! Многие поэты воспевали русскую березку в своих стихах.

А.Прокофьев «Русская березка»

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную.
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится!

Г. Новицкая  «Береза»
Склоняясь к реке, зеленою рукой
Спешит береза стройная умыться:
Ей хочется в семье своей большой
Быть самой лучшей, самой белолицей.

Восп.:
Художники воспевали в своих картинах русскую березку в разные времена года. Так художник Грабарь увидел зимой березку, и она очаровала его ажуром ветвей. Посмотрите, каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем. Создается ощущение, что это бахрома - необыкновенной красоты цвета. Какие цвета использует художник? (холодные). Почему?
Кто прочтет стихотворение, которое отражает красоту зимней березки?

С. Есенин. «Белая береза»
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.


Восп.:

 Ребята, хотите нарисовать свою березку? Подумайте, какой она будет: нарядная, веселая или кудрявая, величавая. А может бать тихая, задумчивая. Чтобы полнее передать образ своей березки - я предлагаю вам различный изобразительный материал: свечи, мятую бумагу, кисти, краски, тычки, фломастеры, мелки.

Играет музыка.   Дети рисуют березу.

Восп.:

(анализ работ детей) Вот появилась целая березовая роща! Русские березки - все они разные, но все они милы и красивы. Стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами.

И не найти ее красивей,
На радость нам она цветет.
В ней образ матери - России
Неувядаемой живет.


Под фонограмму спокойной музыки дети рассматривают свои рисунки. 

Восп.:

Береза всегда была любима в народе. Ее называли ласково: березонька, лебедушка, молодушка, подруженька. Девушки водили вокруг нее хороводы, пели о ней песни, частушки. Ребята, а вы знаете песни о березе?

В хоровод всех позовем
Песню звонко пропоем.
О красавице лесной,
Милой сердцу и родной!

Хоровод « Во поле береза стояла» 
Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли, люли стояла.

А на ней зеленые листочки,
Веточки одеты все в платочки.
Люли, люли все в платочки.

Выросла, стройна и красива.
Русская березка словно диво!
Люли, люли словно диво.

Ленточки девчата повязали.
И свои желания загадали.
Люли, люли загадали.

Восп.:  

Ребята, а вам нравится береза? Всегда ли вы замечаете березы?

 Тогда ответьте на вопросы. 
Сколько берез растет на участке?
Сколько берез растет у нас на территории детского сада?
Название какого гриба созвучно слову «береза»?
Как называется березовая кора?
В какое время года заготавливают бересту и зачем?
(заготавливают в конце весны, делают поделки из бересты: туески, шкатулки, рисуют рисунки.)
За что березу называют «вестницей далеких эпох»?
(Когда не было бумаги, писали на бересте, береста принесла нам вести о жизни людей прошлого века.)

Березка стала символом России. Где бы ни был русский человек, как бы далеко не оказался от родной земли, он всегда тоскует о Родине, вспоминает шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу березку.
Дети под музыку выходят из зала…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Березка»

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию (батик) ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники

Предложены игровые задания для детей: "Узнай сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев), по мнемокартинкам", "Покажи сказку (театрализованная игра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мне...

непосредственно образовательная область по изобразительной деятельности в средней группе "Рсцвели красивые цветы"

У детей - бумага альбомного листа, краски акварель, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки.У педагога - комнатные цветы в горшках. На мольберте цветок из бумаги с «грустным лицом», ...