творческий отчёт "Развитие творческих способностей детей через различные виды изо"
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа) на тему

опыт работы по изо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_2.docx53.11 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 детский сад № 3

самоанализ по теме:

«Развитие творческих способностей у детей через различные виды изобразительной деятельности»

Выполнила: Тищенко Марина Анатольевна

                                      г. Татарск 2014г.


Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого- изобразительная деятельность.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное– создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной деятельности. Здесь каждый ребёнок может наиболее полно проявить себя без какого-то ни было давления со стороны взрослого.

Годы работы с дошкольниками дали мне возможность убедиться в том, что изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, именно в совокупности, способствует разностороннему развитию ребёнка.

Изучив способности и интересы детей, выяснила, что у большинства недостаточно сформированы навыки творческого воображения, мышления, снижен уровень самоорганизации; они не проявляли интереса к изобразительной деятельности. Поэтому актуальность данной проблемы послужили мне основанием для выбора темы по самообразованию: «Развитие творческих способностей у детей через различные виды изобразительной деятельности». В результате чего возникла педагогическая проблема – нужно искать такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребёнка подлинное желание творить.

Реализуя программу «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой, Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, используя технологию Т.Г.Казакова, элементы авторской программы И.А.Лыковой, изучая новинки методической литературы, главной целью моей деятельности стало: помочь детям открыть самого себя. Показать мир существующий не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное не только в самых простых, обыденных вещах.

Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения детей, поэтому подметить в каждом ребёнке наиболее сильную сторону, найти в нём «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, считаю первоочередной своей задачей. Стараюсь добиваться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает его природные задатки.

Ядром моей педагогической деятельности является научить ребёнка «рождать» и «воплощать» в жизни идеи, способные развивать творчество, а вместе с тем умение думать и действовать самостоятельно, научить применять полученные во время образовательной деятельности знания в жизни.

Для создания образовательной среды  строю свою работу опираясь на жизненный опыт детей, использую его при обобщении, закреплении, проверке знаний; стимулирую и поддерживаю рефлексию ребёнка, направленную не только на оценку результата, но и процесса его достижения.

Применяю не только рекомендуемые, но и предлагаемые детьми способы работы, применяю различные дидактические средства с учётом индивидуальности детей; даю позитивную оценку познавательных детских усилий; организую и провожу во время образовательной деятельности диалог, включая по возможности всех детей независимо от уровня восприятия информации.

Я учу детей анализировать собственную деятельность во всех жизненных ситуациях, в том числе и в домашней обстановке.

Вовлекать ребёнка в творческую деятельность можно с раннего возраста и чем раньше, тем лучше.

При организации образовательной деятельности я соблюдаю обще-дидактические принципы: сознательности, практической направленности, перехода от простого к сложному, от неизвестного к известному, от конкретного к абстрактному. Создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ребёнка, положительного эмоционального, творческого настроя на работу в течении всего времени.

Стараюсь организовать работу каждого ребёнка, создать рабочий настрой, искреннее общение и контакт с ним. Всё это повышает фантазию, интерес, творческую активность.

При конструировании  учебно воспитательного процесса я осуществляю следующие действия:

1.Анализирую содержание учебного материала и провожу его отбор к учебному процессу с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей;

2.Формирую цели и задачи учебного процесса;

3.Определяю соответствующей цели результат учебного процесса;

4.Намечаю оптимальный комплекс форм, методов и приёмов обучения и стимулирования деятельности детей;

5.Отбираю дидактические средства обучения;

6.Выстраиваю логику и последовательность изложения учебного материала;

7.Рассматриваю возможность разно-уровневого формирования знаний детей;

8.Планирую собственную деятельность по организации и управлению учебным процессом;

9.Учитываю требования учебно воспитательной программы и пояснительной записки к ней.

Поставленные цели и задачи реализую за счёт повышения эффективности учебного процесса:

- совершенствование деятельности воспитателя в учебно воспитательном процессе;

- формирование и развитие мотивов обучения детей;

- внедрение принципов развивающего и разно-уровневого обучения.

Из общих организационных форм применяю: фронтальные, групповые и индивидуальные.

Из средств обучения использую: наглядные пособия (репродукции картин, схемы, таблицы, образцы изделий) (приложение 1), дидактический материал (разно-уровневый и печатный материал) (приложение 2). 

Учебную литературу: учебники, пособия, дополнительную литературу (приложение 3).

Провожу учебно воспитательный процесс в форме беседы, рассказа, практической деятельности, использую нетрадиционную форму обучения, игровые технологии, соревнования и другие формы работы (приложение 4). 

Мотивацию учебно познавательной деятельности детей провожу с учётом физических, психических, возрастных и индивидуальных способностей детей способами: убеждение, познавательные игры, создание ситуаций занимательности, нравственных переживаний, актуальности, оперативный контроль.

Учебно познавательную деятельность детей на запланированном уровне усвоения организую следующим образом:

- объяснительно- иллюстративный метод;

- проблемное обучение;

- самостоятельная работа;

- игра;

- исследовательские методы;

- диалог.

Мои дети умеют:  

- анализировать недостатки своей работы и определять трудности, возникшие при изготовлении;

- организовывать ролевую игру и участвовать в ней;

- связывать полученные знания и умения с жизнью и применять их на практике;

- высказывать свою точку зрения, отстаивать и доказывать своё мнение;

- проявлять инициативность и ответственность.

Проблема над которой я работаю все эти годы – это развивать у детей творческие способности, увидеть задатки к творчеству и помочь им раскрыться.

Исходя из собственного опыта,  действенными методами развития этих задатков является: совместная деятельность, индивидуальная, игровая, совместная работа с родителями, кружковая работа.

Наблюдая за детьми младших групп,  я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: у одних возникали трудности при держании ложки, у других- при сборе конструктора, у третьих- при расстёгивании и застёгивании пуговиц. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук у детей. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики, считаю изобразительную деятельность (приложение 5).

В самом начале в детских работах я наблюдала отсутствие аккуратности, бесцветности, однообразие и бедность цветового решения. Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Изобразительная деятельность для ребёнка- радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребёнка. Я поняла, что необходимо применять новые подходы к организации этой деятельности, которые бы удивляли и восхищали детей, вызывали стремление заниматься этим интересным делом.

Поэтому я организовала и по настоящее время веду кружок «Волшебная кисточка».    Обучение изобразительному искусству не сводится лишь к обучению технике рисования. Не менее важным является развитие творческой активности детей, приобщение их к мировой и отечественной художественной культуре и в целом формирование развитой, гармоничной, культурной, творческой  личности. Цель педагога – не столь научить детей рисовать, обучать их основам художественного ремесла, сколько раскрыть их душу, развить  самостоятельное мышление, фантазию, умение видеть и чувствовать прекрасное. Свобода творчества - главная идея. Поэтому на занятиях кружка большое внимание уделяю ознакомлению с произведениями искусства, беседами об искусстве, экскурсиям, применяются разнообразные приемы и методы работы, способствующие развитию самостоятельности, активности ребенка, побуждающие его выражать свое мнение, видение мира.

         Для того чтобы все дети умели логически выстраивать картину изображения, провожу конкурс или игру, где сочетаются различные технологии воспитательного процесса: сотворчество, коллективное творчество, свобода и творчество, релаксация и поощрение.

Критериями определения творческой работы являются:

  • нестандартность;
  • своеобразность;
  • оригинальность;
  • романтизм;
  • образность;
  • богатство цветоощущения;
  • преобладание собственных эмоций.

Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукт его творчества.

Диагностическая технология является одним из главных компонентов постановки «индивидуального диагноза». На занятиях кружка я так же использую технологию свободы и творчества.

Нравится детям и технология коллективной творческой деятельности. Первоначально нужно обратить ребенка к самому себе: ему нужно самостоятельно выполнить определенное задание. Затем дети, посещающие кружок,  все вместе на большом формате собирают всю композицию из своих индивидуальных работ в единое целое. Таким образом, мы получаем коллективную работу (приложение 6).

В своей деятельности  опираюсь на позитивное восприятие ребенка, потому что именно такое отношение педагога может придать ему силы, поддержать и направить его усилия в благоприятное русло. Поощряя ребенка ласковым словом, нежным прикосновением, мы способствуем его адаптации, вере в свои силы. Данный кружок художественного творчества – это своеобразная школа эмоций, где радость совместных переживаний и открытий определяет единство чувства и разума, где развивается образное мышление – умение детей видеть в обычном- необычное, некий образ; умение «вдохнуть»  в него душу, «заставить жить» и совершать действия.

        Дети в своем большинстве – творцы. Помочь им выявить, раскрыть творческие способности – первейший долг педагога.

           В своей работе я стараюсь создать условия, которые способствовали бы творческой раскованности, осознанию каждым ребенком своей значимости, уникальности. В педагогической практике при формировании творческой личности необходимо уделять особое внимание следующим факторам:

  • - изучению индивидуальности;
  • - формированию условий для проявления внутренней свободы;
  • - поощрению самостоятельности и инициативы;
  • - вовлечению в творческую деятельность;
  • - расширению знаний в соответствующей сфере;
  • - развитию образного и интуитивного мышления и фантазии;
  • - свободному обмену мнениями, диалогу;
  • - критическому мышлению и восприятию собственных результатов;
  • - созданию творческих ситуаций путем необычных вопросов,

        подходов, диалогичности, проблематичности;

  • - стремлению избегать односторонних и решительных оценок.

            На занятиях в кружке я воспитываю уважительное отношение к окружающей среде, к разнообразию культур, учу мыслить глобально и конкретно, поэтому  в образовательную деятельность включаю  ситуации диалога, сотворчества, продуктивной деятельности. У детей формируются такие качества, как уважение друг к другу, умение слушать и слышать. 

             Руководитель кружка должен уметь:

  • - устанавливать с ребенком тесные дружеские отношения;
  • - принимать ребенка таким, какой он есть;
  • - сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя

             свободно и мог не стесняясь, выражать свои чувства;

  • - распознавать эмоциональное состояние ребенка и учить осознавать  

       свои  переживания;

  • - уважать его стремление самостоятельно решать свои проблемы и

        делать собственный выбор;

  • - не форсировать психотерапевтический и творческий процесс;
  • - минимально ограничивать деятельность ребенка.

Руководитель кружка  должен стремиться:

  • - экспериментировать с разными художественными материалами;
  • - творчески, нестандартно мыслить;
  • - хорошо владеть приемами работы;
  • - быть профессионалом;
  • - уметь создавать собственные проекты.

            Не все дети одинаковы в развитии. Посещают кружок и ребята, которые не имеют определенных знаний и навыков, но у них так- же проявляется интерес к творчеству. Такие дети требуют к себе большего внимания, помощи и психологической поддержки. Улыбка, ласковое слово, нежное прикосновение – все это способствует адаптации ребенка, вере в свои силы. Во время работы стараюсь перед ними ставить посильные задачи: выполнить определенное задание, но самостоятельно. Но не у всех детей всё сразу получается, они прекращают работать, замыкаются. Тогда на помощь  приходит совместная деятельность. В этот период, в непринуждённой, свободной обстановке, занимаясь с детьми, владеющими различными навыками, ребята сначала наблюдают, сидят рядом, они видят, что не у всех всё получается. Иногда я специально что- то порчу вырезая или работая красками.

Я  разговариваю с ними  о том, что не у всех всё получается сразу, главное нельзя отступать, нужно учиться, пытаться. Плохо тогда, когда не пытаешься, не пробуешь, вот тогда-то точно не научишься. Создаваемый положительный психологический настрой помогает детям преодолеть неуверенность в себе. Они с желанием берут в руки, ножницы и уже не боятся того, что, что- то не получится, а говорят: «… следующий раз получиться, будет лучше» (приложение 7). 

Я стараюсь как можно чаще хвалить этих детей, показываю работы родителям, организую выставки готовых работ, и ребята начинают с удовольствием принимать участие во всех заданиях. Используемый  мной  приём индивидуального подхода  помогает детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять её с желанием (приложение 8). 

             В группе всегда есть и одаренные дети, которые обладают  высоким интеллектом, а так же уникальными способностями. Занятия с ними носят развивающий характер. Для таких детей  создаю  благоприятные условия для реализации потенциальных способностей. В первую очередь – это творческая атмосфера, в которой происходит саморазвитие свободной активной личности.

С одаренными детьми провожу  индивидуальные занятия, где они получают дополнительные, более глубокие сведения  по направлениям деятельности, а самое главное – приобретают возможность неограниченного творчества, в которое вкладывают свои нестандартные замыслы.

             На групповых занятиях такие ребята делают работу очень быстро, поэтому попадают в ситуацию самостоятельного поиска, в результате чего создаются нестандартные работы.   Это  дети сосредоточены  на самой работе так, что их порой трудно вернуть в действительность, поскольку они творят с большим желанием, не обращая внимания на окружающих.

Очень часто для ребят руководитель кружка не просто педагог, профессионал в какой- то области творчества, а человек, который является для ребёнка авторитетом во всем, объектом для подражания.

 Поэтому стараюсь разнообразить форму проведения образовательного процесса, где самым эффективным, на мой взгляд, и интересным являются игры по сказкам, где я выступаю как организатор, а зачастую и как участник игры. Ставя игровую задачу перед детьми, создаю такую обстановку, в которой у ребёнка самопроизвольно появляется стремление к реализации поставленной цели. При этом дети активны, эмоциональны, непосредственны, проявляют инициативу, самостоятельность, легко и естественно входят в мир искусства. Прежде надо увлечь ребёнка, а потом давать ему технические навыки. Главные цели, преследуемые во время образовательной деятельности:

  1. Открытие новых перспектив перед каждым ребенком.
  2. Обогащение его как личности.
  3. Развитие в нем жажды открытий, уверенности в своих силах и в себе.
  4. Поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка имеющихся знаний.
  5. Активное вовлечение родителей в творческий процесс и превращение их в союзников педагога. Открытие новых перспектив перед каждым ребенком.
  6. Обогащение его как личности.
  7. Развитие в нем жажды открытий, уверенности в своих силах и в себе.
  8. Поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка имеющихся знаний.
  9. Активное вовлечение родителей в творческий процесс и превращение их в союзников педагога.

               Вводную часть я провожу на ковре, где дети отгадывают загадки, мысленно отправляются в сказочную ситуацию, оказываются в гостях у сказочных персонажей, играют с ними, закрепляют пройденный материал, осваивают новый.

Часто рассказывая, беседуя, я сама изображаю героя или действия, нацеливая детей на внимательное наблюдение за процессом моего выполнения. Чтобы поддерживать у детей интерес, стараюсь придумывать необычные задания, игровые ситуации. Я не обязываю и не принуждаю к выполнению работы, а обращаю внимание детей на подготовленный материал, выдвигаю интересные идеи для работы. Дети добровольно включаются в продуктивную деятельность, не замечая тем самым перехода к следующему этапу занятия, основному.

Основная часть проходит за столами, где дети работают, используя различный материал. Каждый работает в своём темпе, свободно выбирает рабочее место, перемещается, чтобы взять тот или иной материал. В этот момент как нельзя лучше подходит классическая музыка, которая создаёт положительный настрой работы, помогает лучше представить образ, будит воображение. Я же включаюсь в деятельность наравне с детьми, ни в коем случае не инструктирую и не контролирую самостоятельную деятельность детей, но обсуждаю замыслы, анализирую вместе с ними. Стараюсь вести себя непринуждённо и не препятствую комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями. Так, играя, дети могут выбирать нужные краски, нужный материал, подбирать цвет.

Особым образом строю и заключительный этап. Прежде всего, это окончательный процесс: каждый ребёнок работает в своём темпе и решает сам, закончил ли он свою работу или нет. Организовываем выставку, где я предлагаю каждому ребёнку сказать несколько слов о своей работе, дать ей название, придумать небольшой рассказ, пофантазировать, высказать собственное мнение. Дети с большой охотой рассказывают о том, что изобразили, тем самым раскрывают смысл своего рисунка. В заключении все работы помещаем на стенде в коридоре, где вечером они показывают родителям своё творчество.

 После занятия ребята самостоятельно убирают рабочие места, убирая все принадлежности в специально отведённое место. Обязательно обговариваем с ребятами то, что у них получилось или не получилось. Во время свободной деятельности провожу индивидуальную работу с теми детьми, которые проявляют желание сделать повторную работу или что-то исправить в своей первоначальной работе.

Часто обращаюсь к сказочным образам, для каждого занятия стараюсь придумать небольшую сказочку, т.к. сказка наиболее доступный сознанию ребёнка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственных понятий, таких как - добро, зло.

 Использую различные приёмы и методы решения задач: наблюдение, показ, анализ, объяснение последовательности и способов выполнения, постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера. Детям не даются готовые образцы, а вызывается потребность в поиске, таким образом, предоставляется возможность для самовыражения.

Очень эффективны вопросы-провокаторы:

- На что это похоже?

- Кто это может быть?

- Кто, что может быть такого цвета?

- Что можно изобразить такой линией?

Организовывая образовательную деятельность, я учитываю высокую импульсивность, концентрацию внимания и работоспособность детей. Поэтому во время образовательной деятельности детям разрешаю вставать, подходить к другим ребятам, тихонько общаться со сверстниками (приложение 9). Организованное таким образом пространство, обеспечивает возможность каждому ребёнку видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями: «Смотри как у меня!», «Я понял, как это делается!». Существенным фактором в планировании и методике проведения образовательного процесса по художественному творчеству является взаимосвязь различных образовательных областей.  

Взаимодействие  изобразительного искусства с художественной литературой, развитием речи, музыкальным воспитанием явилось незаменимым фактором в проведении образовательного процесса. Например, при проведении открытого занятия «В гостях у матрёшки»,  я объединила следующие образовательные области: развитие речи, конструирование, музыкальное, рисование, аппликацию. Дети приготовили сообщения об истории появления первой матрёшки, познакомились с матрёшками из разных областей, выполнили конструирование в форме аппликации, украшая сарафаны подружкам главной матрёшки и все вместе,  исполнили танец под музыкальное сопровождение «Куклы-неваляшки» (приложение10).

В заключении дети нарисовали своих матрёшек и поместили работы на выставку. Такая форма работы интересна, развивает детский кругозор, помогает объединить, совсем незаметно, разные образовательные области, а главное увлечь детей, не навязывая им основную тему.

Для развития творческих навыков я использую наглядно-дидактические игры и материалы.

Дидактические игры по декоративно-прикладному творчеству:

-«городецкие узоры»,

- «голубая гжель»,

-«дымковская игрушка»,

-«составь хохломской узор»,

- «укрась поднос»,

-«элементы декора»… (ПРИЛОЖЕНИЕ 11).

Создан художественный фонд - коллекция жанров живописи:

- портрет;

- сказочно-былинный жанр;

- натюрморт;

- книжная графика

- пейзаж (ПРИЛОЖЕНИЕ 12).

В процессе работы использую упражнения на релаксацию, пальчиковую гимнастику, физкультминутки (ПРИЛОЖЕНИЕ 13), перед началом каждого вида деятельности повторяем правила работы с ножницами, клеем, пластилином, карандашом, красками. Правила оформлены в виде папки – передвижки (ПРИЛОЖЕНИЕ14).

            Так наблюдая за детьми  день за днем, видишь, как кроме  приобретения каких- то творческих навыков, они постепенно приобретают и важные человеческие качества, такие как общительность, уверенность в своих силах, желание и умение трудиться, доводить начатое дело до конца.

           Занимаясь с детьми, я не стремлюсь к ожиданию быстрого успеха и не стараюсь предъявлять высокие требования, зная, что это может вызвать негативную реакцию, и нежелание заниматься тем, к чему его принуждают.

        Особый микроклимат кружковой работы способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности, приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

         В работу над развитием у детей творчества и воображения вовлекаю родителей. В виде консультаций, советов, бесед и рекомендаций довожу до их сознания, что этот вид деятельности имеет большое значение для развития ребёнка. Так же настоятельно рекомендую самостоятельно заниматься с ребёнком рисованием, закрепляя пройденный материал. Они с желанием стали принимать участие в различных районных выставках, где наши дети занимают призовые места (ПРИЛОЖЕНИЕ 15). 

               При заинтересованности со стороны родителей, поддержке увлечений ребенка процесс обучения дает зримые результаты. Ребята хорошо и результативно работают, овладевают навыками работы и набираются опыта для личностного роста. Я считаю, что основная цель руководителя кружковой работы, это забота о психологическом здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство, тревога), это отражается на его работе.

             Достичь поставленной цели мне помогают как дифференцированный подход в обучении, так и вовлечение детей в театрализованную деятельность. Ведь в процессе театрализации формируются личностные качества ребенка, развивается его эмоционально-чувственная сфера.            

            Кружковая работа- это неиссякаемый предел возможностей получения и выявления таланта, как для детей, так и для педагога. В своей работе стараюсь прививать детям чувства коллективизма, патриотические чувства, любовь к родине:  развивать не только теоретические, но и практические навыки -  рассказываю о традициях русского народа, знакомлю с национальными костюмами, провела открытое занятие «В гостях у русской берёзки», «Осенние посиделки», «В гостях у русской матрёшки», приняли участие в Районном методическом объединении «Деревенские посиделки», проходимом на базе нашего детского сада, открытое мероприятие для  детей младших групп «День рождения ягодки малинки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 16).

Дети с большим желанием и интересом принимали участие во всех этих мероприятиях, связанных с народным творчеством.

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив». У детей развился интерес к работе красками, гуашью, цветными карандашами и мелками. В свободное время самостоятельно и с желанием занимаются лепкой, во время работы ведут беседу, придумывают действия вылепленным персонажам и составляют для них диалоги. С удовольствием принимают участие в создании коллективных работ, вырезают детали, дополняют сюжет своими элементами. У детей сформировалось чувство прекрасного, любовь и интерес к окружающей действительности.

           Такие занятия сохраняют психологическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давлении, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется у ребёнка вера в собственные силы, развивает индивидуальность.

Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут этих занятий, поэтому нужно постоянно находить что-то новенькое, интересное, для этого стараюсь  повышать свой профессиональный уровень на специально организованных курсах повышения квалификации работников образования:

  1. 2013г. – Юридическое, психологическое и организационное обеспечение Федерального Государственного образовательного стандарта в системе дошкольного образования, св-во № 0967 (72 часа).

           Принимаю активное участие в конкурсах различного уровня:

  1. 2011г. – Районный этап Всероссийского смотра-конкурса дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию «Экобеби 2011» в номинации «Презентация творческих папок педагогов ДОУ».
  1. 2013г. – Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. Номинация «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование» (ПРИЛОЖЕНИЕ 17).

 Повышаю свой профессионализм:

  1. Посещаю открытые мероприятия коллег.
  2. Посещаю районные методические объединения.

Распространяю педагогический опыт:

1.Выступление на внутриучережденческих педсоветах с докладами: «Формирование творческой личности», «Полихудожественный подход к НОД», «Дидактические игры по развитию речи»

2.Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Объёмная аппликация и игрушка к новому году».

Создала мини-сайт в социальной сети работников образования, где в свободном доступе выложены собственные методические разработки http://nsportal.ru/marina-tishchenko

Для выявления уровней творческих способностей детей использовала диагностический материал, основанный на методике Е.Торенса, Г.Роршаха, Р.С.Немова. Уровень развития творческих способностей, диагностические материалы (таблицы для заполнения, критерии оценки, игровые ситуации) представлены в (ПРИЛОЖЕНИЕ 18).

За годы работы в педагогической деятельности имею грамоты (приложение 19).

Для создания наиболее оптимальных условий повышения творческих способностей у детей дошкольного возраста через различные виды ИЗО мною намечено:

  1. Включать в план работы темы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством.
  2. Пополнить методическое сопровождение новинками литературы.
  3. Создать альбомы сказок выполненных совместно воспитателя с детьми и родителей с детьми.

                             Список используемой литературы:

1.БелобрыкинаО.А.«Маленькие волшебники, или на пути к творчеству»- Новосибирск, НГПИ -1993.

2.Битякова М.И. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками». М.: Генезис 2001.

3.Васильева М.А. « Воспитание и обучение в детском саду», программа под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.– М.; Мозаика- Синтез -2005.

4.Ветлугина Н.А.«Художественное творчество в детском саду» - Москва; Просвещение – 1974 .

5. Горичева В.С. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». Ярославль« академия холдинг» - 2001.

6.Лыкова И.А.«Изобразительная деятельность в детском саду»,«Карапуз- дидактика»творческий центр Сфера, М. 2009.

7.Лаврентьева «Психолог в дошкольном учреждении»- методические рекомендации к практической деятельности. М.: ГНОМ, 2002. (методика Торренса).

8.НемовР.С. «Психодиагностика»- книга 3, 4-е издание, 2001.

9. Петрова И.М. «Объёмная аппликация» Санкт - Питербург «Детство – пресс» 2002.

10.Ситникова Т. «Рисуем пальчиками» Москва, ООО « Стрекоза» - 2008.

11.Субботина Л.Ю. «Учимся играя. Развивающие игры для детей 5- 10 лет». Екатеринбург, У- Фактория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих музыкальных способностей детей через интеграцию видов деятельности

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, р...

из опыта работы. Развитие творческих способностей детей через разные виды деятельности.

Работа по развитию творческих способностей детей в группе проводим в  образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей....

Педагогический опыт «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности».

Тема моего педагогического опыта: «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности». Эту...

Тема: «Развитие творческих способностей у детей через различные виды изобразительной деятельности»

Годы работы с дошкольниками дали мне возможность убедиться в том, что изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, именно в совокупности, способствует разностороннему развити...