"Веселое слово хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Левичева Наталья Сергеевна

Данный конспект рзработан для старшей группы ДОУ.  Он помогает  знакомить детей с хохломской росписью, ее историей; воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veseloe_slovo_khokhloma.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Веселое слово хохлома»

(образовательная область художественное творчество)

Левичева  Н. С. Воспитатель

                                                                              МКДОУ детский сад № 1

                                                              г. Острогожск

       Цели: продолжать знакомить детей с хохломской росписью, ее историей; воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

       Задачи образовательных областей:

Социально – коммуникативная:

Формирование позитивных установок к различным видам творчества; поощрение стремления высказывать свою точку зрения, делиться с педагогом и другими детьми своими впечатлениями.

Познавательно – речевая:

Развитие интереса детей, любознательности; учить детей видеть и выделять характерные элементы хохломской росписи, ее цветовую гамму; познакомить детей со стихотворением о хохломской росписи Виктора Набокова.

Художественно – эстетическая:

Закрепление  приемов работы с красками; развитие  умения строить рисунок в стиле хохломской росписи; прослушивание музыки П. И. Чайковского «Комаринская».

Физическое развитие:

Снятие физического и психоэмоционального напряжения в процессе учебной деятельности.

Материал: посуда с хохломской росписью: ложки, доска, поднос, чашка; образцы росписи; иллюстрации с хохломской росписью; разрезные картинки с посудой хохломской росписи; запись произведения  П. И. Чайковского «Комаринская»; бумажные шаблоны посуды на каждого ребенка; кисти, краски – акварель (по количеству детей)

Ход деятельности:

 «Странное и веселое слово хохлома. В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!».

Выросла золотая травка на ложке. Распустился красный цветок  на плошке.

 Вы подумали,  сказка началась? А это быль. И чтобы все это увидеть мы с вами «отправимся» к бабушке Ульяне. Зовут бабушку Ульяну Музеихой. Потому что в своем домике она собрала очень много посуды хохломской росписи.

Воспитатель подводит детей к ширме, оформленной под деревенский домик. Перед ширмой на столе разложены разрезные картинки («посуда хохломской росписи»)

«Ребята, чтобы попасть в гости к бабушке Музеихи, вы должны выполнить ее задание. Из предложенных иллюстраций вам нужно выбрать те, на которых есть хохломская роспись»

(пока дети выполняют задание воспитатель входит за ширму, надевает шаль, выходит к детям в образе бабушки Музеихи). Звучит мелодия «Комаринская». Бабушка Музеиха приглашает детей пройти в свой дом)

… Как я люблю хохломское искусство!

Ложки и те у меня хохломские

К ним у меня постоянное чувство

С детства они мне родные, родные…

Кисть хохломская – большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни.

Ты как душа у народа красива,

Ты, как и люди служишь отчизне!

(Виктор Набоков)

История хохломской росписи:

«Что же такое хохлома?» Хохлома – это крупное торговое село, в котором расписывали деревянную посуду. Со временем сами изделия, выполненные в технике росписи, характерной для этих мест, стали называть Хохломой.

Как же начиналось хохломское искусство? Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичек-умелец. Избу поставил. Посуду деревянную себе вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к нему птица Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно сказка. А начало хохломской росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали золотить по такому способу».

Элементы хохломской росписи:

«Ребята, посмотрите внимательно, какие цвета используются в хохломской росписи?» Ответы детей: красный, черный, желтый, зеленый, золотой.

«Какие узоры нарисованы на посуде?»

Ответы детей: веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.

«Все эти элементы хохломской росписи называются «травка». А иногда из-под кисти художника выходят такие цветы и травы, что ни в каком лесу их не встретишь. И самое удивительное – деревья, увешанные не яблоками и грушами, а тяжелыми кистями винограда. Нигде такого больше не увидишь. Выросло это дерево виноград под кистью хохломского художника.

(Бабушка Музеиха говорит о том, что экскурсия заканчивается и предлагает детям выполнить ее задание).

Дидактическая игра: «Сложи картинку»

 (Пока дети работают воспитатель выходит, снимает шаль и возвращается)

«Ребята, пришло время «возвращаться» в детский сад.

Физкультминутка

На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
(Шагать на месте).
Ручки согревают,
ручки потирают.
Чтоб не зябли ножки,
потопаем немножко.
Нам мороз не страшен,
весело мы пляшем.
(Потирать рукой об руку, топать, приплясывать по тексту физкультминутки)

«Ребята, а теперь я предлагаю вам побыть настоящими художниками-мастерами и раскрасить образцы посуды в стиле хохломской росписи.

Самостоятельная деятельность детей

Физкультминутка

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе).

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» - это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес!

Итог занятия:  выставка «посуды», раскрашенной детьми

Рефлексия: что больше всего понравилось на занятии.

Используемая литература:

  1. Яхнин Л.  «Веселое слово хохлома»: «Малыш» М., 1989г.
  2. Вохринцева С.  «Художественно – эстетическое развитие детей» / Методическое пособие: «Страна фантазий»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Веселая дымка и золотая хохлома"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной для школы группе. В ходе обучения дети закрепляют знания об истории возникновения вещей,...

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Презентация "Веселая хохлома" с показом аппликации для детей 4-5 лет.

Русские люди издавна славились мастерами – людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту. Простому человеку были не доступны дорогие материалы, поэтому они творили красоту из подручн...

Дидактическая игра «Веселые слова»

Цель: Профилактика дисграфии у дошкольниковЗадачи:Развитие пространственных представлений, зрительного внимания и памяти.Обогащение словарного запаса, совершенствовать грамматический строй речи.Р...