Программа кружка по декоративно-прикладному искусству "Колорит"
рабочая программа по рисованию на тему
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прикладному искусству рассчитана на 4 года. Данная программа направлена на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dpi_kolorit.doc | 353.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад № 51 «Алёнушка»
Истринского муниципального района
ПРОГРАММА КРУЖКА
по декоративно-прикладному искусству
«Колорит»
Программа предназначена для детей 3-7 лет.
Срок реализации программы –4 года.
Воспитатель
Агуреева Валентина Николаевна
п. Кострово
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
«Колорит»
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прикладному искусству рассчитана на 4 года. Данная программа направлена на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей.
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………3
2.Учебный план……………………………………………………………………………8
3.Содержание изучаемого курса ………………………………………………………...9
4.Методическое обеспечение …………………………………………………………...26
5.Список литературы…………………………………………………………………….27
1.Пояснительная записка
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных. В теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества. Познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на два года обучения и является попыткой обновления содержания изобразительной деятельности по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.
Новизной и отличительной особенностью программы «Колорита» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла. Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Целью программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
- Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
- На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
Название современной образовательной технологии.
1. Игровые технологии. (Пидкасистый П.И.)
Цель – проведение занятия по проверке знаний в более увлекательной и приятной обстановке для ребенка.
Описание порядка использования.
1. Развиваю у детей творческие, мыслительные способности.
2. Образовательный процесс подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве ее средства.
3.В учебную деятельность вводится элемент соревнования.
4.Игра поддерживает работоспособность каждого в течение занятия, снимает утомляемость обучающихся, восполняет дефицит общения.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Результат использования.
1.Повышается интерес к учебным занятиям.
2.Устанавливается психологический микроклимат, способствующий раскрытию индивидуальных творческих способностей у детей.
3.Развивается умение принимать ответственные решения в сложных ситуациях.
4. Формируются навыки коллективной и игровой деятельности.
2. Информационно-коммуникативные технологии. (Скиннер Б.Ф.)
Цель – демонстрация наглядного материала в виде презентаций и слайд-шоу. Активизация познавательной деятельности учащихся
Описание порядка использования.
Использование ИКТ на занятиях по изобразительной деятельности в Художественной студии Колорит. Помогает дошкольникам ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, развивать умения.
1. Положительную мотивацию обучения.
2. Активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на занятии позволяет мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип равенства позиций;
2. Принцип доверительности;
3. Принцип обратной связи.
При подготовке к занятиям использую электронные ресурсы учебного назначения:
1. Ресурсы Интернет;
2. Электронные энциклопедии.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки образовательной программы.
Результат использования.
1. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников.
2. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе,
3. Технология индивидуального обучения. (Шадриков В.Д.)
Цель – индивидуальный подход к обучающимся, при котором в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели.
Описание порядка использования.
1.Технология позволяет преподавателю подобрать индивидуальные методы работы, обучающему работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил.
2. Работать в оптимальное для себя время, что позволяет достигать высоких результатов обучения.
3.Таким образом, создаются психолого-педагогические условия для развития каждого ребенка
4. Развиваем индивидуальности ребёнка, его потенциальные способности.
Результат использования.
1.Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности обучающего
2.Его потенциальных возможностей (способностей).
3.Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
4. Технология сотрудничества. ( Ш.А. Амонашвили).
Цель – реализация демократизма, равенства, партнерства в
отношениях педагога и ребенка, воспитание у ребенка собственного мнения, умения и желания принимать решение во время обсуждения будущей композиции.
Описание порядка использования.
Деятельность учащихся строится таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.
Выделяются следующие основные отличия работы по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
1. Взаимозависимость членов группы;
2.Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе;
3. Социализация деятельности учащихся в группах;
4. Общая оценка работы группы.
Результат использования.
1. Реализуется принцип социализации, формирования коммуникативных умений. 2. Учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми придти друг другу на помощь.
5. Технология коллективно-творческой деятельности. ( Иванов И.П.)
Цель - выявление, развитие творческих способностей детей, приобщение их к многообразной творческой деятельности.
Описание порядка использования.
1. Организация совместной деятельности детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке и осуществлении будущего проекта.
Результат использования.
1.Работа в коллективе в обстановке взаимопомощи, взаимопонимания, развитие творческой фантазии обучающихся, поиск решений и задач, поставленных перед группой.
Направления работы:
- Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
- Основной формой работы являются групповые занятия.
- Индивидуальные занятия.
В год проводится занятия.
Вторая младшая группа 2 раза в месяц. 18 – занятий.
Средняя группа 1раз в месяц. 9-занятий.
Старшая группа 2 раза в месяц. 18- занятий.
Подготовительная группа 1 раз в неделю. 36- занятий.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Содержание работы: Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.
Методы и приемы: Обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности.
Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Этапы работы: Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Подготовительный.
Задачи:
- Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
- Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
- Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
II этап – Практический.
Задачи:
- Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
- Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
- Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
- Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
- Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по декоративно-прикладному искусству, изготовление самодельных инструментов.
Работа с родителями Предполагает индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск вкладыша «Сделай сам», семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.
Ожидаемый результат:
Вторая младшая группа:
Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Средняя группа:
Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
Старшая группа:
Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
Подготовительная группа:
Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ:
- посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.
Качественный анализ:
- формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВНах, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, детские выставки в детском саду и за его пределами, создание Большой книги «Ярмарка народных промыслов».
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа может быть использована в работе студий, кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Вторая младшая группа | Общее кол-во занятий | Средняя группа | Общее кол-во занятий | ||
Теория | Практика | Теория | Практика | ||||
Знакомство с народными промыслами | 15 | 15 | 4 | 4 | |||
Рисование | 3 | 3 | 5 | 5 | |||
18 | 9 | ||||||
Знакомство с народными промыслами | Старшая группа | Общее кол-во занятий | Подготовительная группа | Общее кол-во занятий | |||
Теория | Практика | Теория | Практика | ||||
10 | 10 | 15 | 15 | ||||
Рисование Лепка | 6 2 | 6 2 | 15 6 | 15 6 | |||
18 | 36 | ||||||
Длительность одного занятия: во второй младшей группе 10-15 минут в средней группе 15-20 минут в старшей группе 20-25 минут в подготовительной группе 25-30 минут |
3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству
на сентябрь октябрь ноябрь месяц во второй младшей группе
Тема занятия | Программные задачи | Материалы | Приёмы в обучении |
1. Знакомство с работой кружка «Колорита». | Познакомить детей с особенностями работы кружка «Колорита». Учить организовывать свое рабочее место. Познакомить с разнообразными художественными материалами. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши. Знакомить тетей с материалами показать как ими работать. Аккуратно смачивать кисть и вытереть ее об тряпочку. Учить детей как правильно сидеть на мольбертах .Пригласить каждого ребенка посидеть на мольбертах. |
2. Знакомство с материалами. | Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Продолжать знакомить детей с материалами. Вспоминать что они проходили на прошлом занятии. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. |
3. Путешествие в страну дымке. | Дымковская игрушка самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой ныне город Киров. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. |
4. Беседа о дымковской игрушки рождение. | В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга |
5. Знакомство с мастерами. | Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853–1938), творчество которой стало связующей. Она обучала этому искусству своих двух дочек. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Именно тогда, сто лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление дымковской игрушки шло постепенно на убыль, «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать, уходили в поисках другого ремесла. В самой слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853–1938), творчество которой стало Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV–XVI веках. В конце XIX – начале XX века она представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы — представления людей о мире. маясь их раскраской. |
6. Рисуем узоры по мотивам дымки. | Продолжаем знакомить детей с народным промыслом. Учить правильно работать кистью. Аккуратно накладывать краску на | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Дети внимательно рассматривают наглядное пособие. Воспитатель показывает и говорит как правильно надо рисовать . и дети повторяют за воспитателям и начинают работать. Узоры получаются разного цвета. Дети внимательно рассматривают какими оттенками они работают. |
Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству
на декабрь январь февраль месяц во второй младшей группе
Тема занятия | Программные задачи | Материалы | Приёмы в обучении |
7. История и рождение. Филимоновской игрушки. | Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. |
8. Знакомство с филимоновской игрушкой. | При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. |
9.Знакомство с росписью. | Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У узора: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». |
10. Просмотр видео. Филимоновской игрушки. | Продолжать знакомить с филимоновской игрушкой. Учить внимательно рассматривать и различать роспись. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Прикоснуться к этому удивительному миру, больше узнать об истории промысла, можно на родине промысла, в единственном специализированном музее «Филимоновская игрушка» в городе Одоеве Тульской области. |
11.Рисуем узоры на игрушки. | Научить правильно рисовать узоры на изделии или на шаблоне. Какие оттенки присутствуют. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | «Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания. |
12.Знакомство с художниками и изделиями. | В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.В 1986 году в коллективе работали старейшие |
Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству
на март апрель май месяц во второй младшей группе
Тема занятия | Программные задачи | Материалы | Приёмы в обучении |
13.История семеновской матрешки. | Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов (по названию города матрёшка называется семёновской). | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Знаменитая русская матрёшка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот, сравнительно небольшой исторический период, она стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства. |
14. Показ видео. | В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрёшек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семёнове, в сёлах Полховский Майдан и Крутец. Известны расписные - вятские, тверские, марийские, мордовские матрёшки. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Истоки росписи семеновской матрешки связывают также с потомственными мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново). Однажды глава семейства Арсентий Федорович привез с Нижегородской ярмарки нераскрашенную куклу-болвашку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Гусиным пером она сделала на кукле рисунок и расписала ее кисточкой анилиновыми красками, расположив в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором-кокошником. |
15. Мастера умельцы. | Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал так называемый мамонтовский кружок. Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) был крупный русский промышленник, меценат, прекрасный знаток искусства. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Собрал вокруг себя группу виднейших художников, среди которых были Репин, Васнецов, Врубель и др. В подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову были созданы художественные мастерские, где наряду с художниками-профессионалами работали народные мастера-умельцы. |
16.Технология матрешки. | Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев. |
17. Рисуем фартук для матрешки. | Как правило, материалом для матрёшки служат такие породы деревьев как липа и берёза. Учить правильно держать кисть. Аккуратно работать с красками. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше. Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. |
18. Просмотр портрет матрешки. | Внимательно рассматривать матрешку . видеть отличие матрешки. Показать детям что матрешки все разные. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Выставка портретов матрешек какие они бывают как они выглядят. Воспитатель показывает и рассказывает. Что есть Семеновская матрешка, Полхов -Майданская, семеновская, Загорска. И все они разные и красивые. |
Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству
на сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май месяц средней группе
Тема занятия | Программные задачи | Материалы | Приёмы в обучении |
1. Знакомство с работой кружка | Познакомить детей с особенностями работы кружка «Колорита». Учить организовывать свое рабочее место. Познакомить с разнообразными художественными материалами. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши. Знакомить тетей с материалами показать как ими работать. Аккуратно смачивать кисть и вытереть ее об тряпочку. Учить детей как правильно сидеть на мольбертах .Пригласить каждого ребенка посидеть на мольбертах. |
2. Знакомство с материалами. | Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Продолжать знакомить детей с материалами. Вспоминать что они проходили на прошлом занятии. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. |
3. Путешествие в страну дымке. | Дымковская игрушка самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой ныне город Киров. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. |
4. Знакомство с филимоновской игрушкой. | При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. |
5. Рисуем узоры по мотивам дымки. | Продолжаем знакомить детей с народным промыслом. Учить правильно работать кистью. Аккуратно накладывать краску на кисть. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Дети внимательно рассматривают наглядное пособие. Воспитатель показывает и говорит как правильно надо рисовать . и дети повторяют за воспитателям и начинают работать. Узоры получаются разного цвета. Дети внимательно рассматривают какими оттенками они работают. |
6.Знакомство с росписью филимоновской игрушки. | Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У узора: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». |
7.Рисуем филимоновские узоры на игрушки. | Научить правильно рисовать узоры на изделии или на шаблоне. Какие оттенки присутствуют. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | «Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания. |
8.История Загорской матрешки. | Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Загорской (по названию города матрёшка называется ). | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Знаменитая русская матрёшка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот, сравнительно небольшой исторический период, она стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства. |
9.Познакомить детей с керамической посудой. | Показать детям керамическую посуду. Учить внимательно рассматривать. Рассматривать какие узоры изображены на изделии. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки | Сделать небольшую выставку керамических изделий. Рассказать как правильно делают керамическую посуду. Как добывают глину. На каких станках работают чтобы получился красивый предмет. Внимательно рассматривать роспись изделия. |
Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству
на сентябрь октябрь ноябрь месяц старшая группа
Тема занятия | Программные задачи | Материалы | Приёмы в обучении |
1. Знакомство с работой кружка | Познакомить детей с особенностями работы кружка «Колорита». Учить организовывать свое рабочее место. Познакомить с разнообразными художественными материалами. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши. Знакомить тетей с материалами показать как ими работать. Аккуратно смачивать кисть и вытереть ее об тряпочку. Учить детей как правильно сидеть на мольбертах .Пригласить каждого ребенка посидеть на мольбертах. |
2. Знакомство с материалами. | Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Продолжать знакомить детей с материалами. Вспоминать что они проходили на прошлом занятии. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. |
3. Путешествие в страну дымке. «Барышня» | Дымковская игрушка самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой ныне город Киров. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. |
4.Рисование конструирование. «Барышни-франтихи». | Рисование тычком, ватными палочками. Учить правильно рисовать узоры на платье. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре. Сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус |
5. Лепка «Филимоновские олени и коровки» | Филимоновские барышки – игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. Такими материалами дети будут работать. Внимательно показать детям и рассказать. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. | Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе. |
Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству
на декабрь январь февраль месяц старшая группа
Тема занятия | Программные задачи | Материалы | Приёмы в обучении |
6. Филимоновские свистульки. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. | Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделирование «Филимоновские свистульки» Видеофильм. Таблицы с элементами филимоновской росписи. Листы желтой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки | Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. |
7. Лепка «Филимоновские олени и коровки» | Филимоновские барышки – игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки | Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе. |
8. Легенды. Рассказ об истории промысла.. Экскурсия в мини-музей детского сада | Внимательно рассматривать и узнавать разнообразные изделия и игрушки. Продолжать знакомить с мастерами ихудожниками. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки | Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. |
9. Каргопольские легенды. Рассказ об истории промысла. | Выставка каргопольских игрушек, иллюстрации с изображением каргопольских игрушек. Силуэтное моделирование «Каргопольские игрушки» . | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки | Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи |
10. Лепка «Волшебная Птица-Сирин». | Каргопольские игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. Аккуратно и внимательно рассматривать, изделия. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки | Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу). |
11. Рисование «Сказочная птица». | Каргопольские игрушки иллюстрации; покрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами росписи, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки. | Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки | Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству. |
Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству
на март апрель май месяц старшая группа
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Учебном – методические комплекты к программе по декоративно прикладному искусству «Колорит». Выбранной в качестве основной для проведения занятий декоративно прикладному искусству «Колорит».
- Учебники по декоративно прикладному искусству.
- Методические пособия.
- Журналы по искусству.
- Учебное – наглядные пособия.
- Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
- Альбомы по искусству.
- Книги о художниках и художественных музеях, по стилям ИЗО и декоративно прикладному искусству и архитектуры.
- Портреты русских и зарубежных художников.
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
- Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству.
- Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
- Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
- Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов формата А4.
- Энциклопедия живописи, художественный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного художника, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства. Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности.
Информационно – коммуникативные средства.
- Мультимедийные оборудование, обучающие художественные программу.
- Учебное – практическое. Краски акварельные, гуашевые. Бумага А3, А4. Бумага цветная. Фломастеры. Восковые мелки. Пастель. Кисти беличьи №5, 10, 20. Кисти из щетины № 3,10, 13. Емкости для воды. Пластилин/ глина. Клей. Ножницы
Список использованной литературы:
Для педагогов:
- Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. М, 2003.
- Кузин В.С. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей садов и учителей начальных классов – М.; Просвещение 1974
- Неменская Л.А. Искусство и ты: учебник для 1 класса начальной школы / под ред. Б.М.
Неменского -3-е изд. М., 2002. - Неменский Б.М.. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания – М.; Просвещение, 1981
- Рутковская А. Рисование в начальной школе. СПб., 2001
Столяренко Л.Д. «Основы психологии» Ростов на Дону,2000г.
- «Сборник примерных образовательных программ по дополнительному образованию».
Выпуск 40, М,2004г.
7. Швайко Г.С. Занятия изобразительной деятельностью в детском саду. Программа,
конспекты. М, 2001.
8. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Учебное пособие для 1 класса. М.,1996.
Рекомендуемая литература для родителей:
1. Курбатова Н.В. Учимся рисовать. М., 2002.
2. . Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах» М., Издательство АСТ, 2000г.
3. Проект «Энциклопедия малыша» Серия «Сказки о художниках» М., Изд. Белый город, 2004г.
Рекомендуемая литература для детей:
- Катханова Ю.Ф., Васильев А.И. «Изобразительное искусство: рабочая тетрадь: 1 класс в 2 частях – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 2000г.
- Ким Солга «Учимся рисовать» М., Издательский дом «Гамма», 1998г.
- Кэтти Сэвидж-Хаббард, Роуз Спейшер « Приключения в мире живописи» М., Издательский дом «Гамма», 1998г.
- Стенли Молцмен «Рисуем пейзаж/ перевод с англ. А.Ф. Зиновьев. – 2 –е изд. Минск , ООО Попурри, 2003г.
- Эймис Л. Дж. « Рисуем 50 животных» / пер. с англ. 4-е изд. Минск , ООО Попурри, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству "Очумелые ручки"
Кружок «Очумелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к с...
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству "Сударушка"
рабочая программа...
Рабочая учебная программа по планированию дополнительно - образовательной работы кружка по декоративно-прикладному искусству « Мастера Югры» на 2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа по дополнительному образованию...
Тематическое планирование кружка по декоративно-прикладному творчеству в детском саду "Волшебная мастерская"
Тематическое планирование кружка по декоративно-прикладному творчеству в детском саду...
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе
Пояснительная записка.Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так в практическом отношении, ведь речь идет о важнейшем ...
Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному творчеству для детей 6-7 лет
Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черт...