«Такая разная осень»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Зиновьева Ольга Николаевна

Закрепление знаний у детей о сезонных изменениях в природе, составление новых  цветовых оттенков в теплой и холодной гамме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takaya_raznaya_osen.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Такая разная осень»

(раздел программы: «Художественное творчество»;

интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,

«Музыка», «Художественная литература», «Здоровье»)

Программное содержание:

  • закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени;
  • развивать умение выразительно читать стихотворения, пословицы и поговорки; учить соотносить описание природы в стихах с определением времени года; упражнять в подборе синонимов и слов- определений;
  • развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки; учить различать изобразительные моменты «капельки дождя», «порывы ветра», «падающие листья» и средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистры); уметь соотносить по характеру инструментальное произведение        с вокальной музыкой;
  • закреплять навыки составления новых цветовых оттенков в тёплой и холодной гамме; рисовать листву деревьев нетрадиционным способом (комочком бумаги);
  • формировать у дошкольников представления о доброте, красоте, духовных ценностях через приобщение их к базовым видам искусства: живопись, музыка, литература.
  • воспитывать эстетические чувства при ознакомлении с произведениями искусства.

Оборудование, наглядный материал:

  • серия картинок «Три осени», дидактическая игра «Осенняя палитра»
  •  репродукции картин И. Левитана «Золотая осень» и «Октябрь»; краски, бумага;
  • мягкая игрушка Росинка; ароматизированная свеча;
  • декорации (деревья, кустарники, фонари); изображения птиц;
  • музыкальный центр, аудиозапись музыкальных пьес и театральных шумов.

Ход мероприятия:

(дети входят в музыкальный зал, оформленный в виде осеннего парка)

Воспитатель:

  • Ребята, есть на свете удивительная страна - страна красоты. Там живут звуки и краски, чувства и настроения. Но дорога в эту страну полна неожиданностей и сюрпризов. Вы любите сюрпризы? Тогда я вас приглашаю сегодня в осенний парк. Пусть вашими проводниками будут внимательные глаза и чуткое сердце, а вашими советчиками - душа и разум.

(звучит музыка, на фоне которой воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

                                   И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

  • Какими удивительными словами в своём стихотворении А.С. Пушкин изобразил осень. Постарайтесь назвать эти слова, с помощью которых поэт описал красоту осенней природы.

(дети называют слова, характеризующие осень:

«багрец», «золото», «пышное увяданье», «ветра шум»,

«редкий солнца луч», «первые морозы»)

  • Своё отношение к осени писатели и поэты выражают по-разному. Они очень тонко и выразительно выделяют их при помощи многообразия слов, сравнений. Ребята, давайте вспомним стихотворения об осени других авторов? Кто желает прочесть?

Дети читают стихи об осени.

  • А чтобы почувствовать и услышать голоса осени, я предлагаю вам закрыть глаза.

(звучит шум ветра, звуки дождя, зажигается ароматическая свеча)

  • Дети, что вы почувствовали?

(вой ветра, шум дождя, запах опавшей листвы, сырости, прохлады) Ребята, что это? Прислушайтесь?

(слышится капающий звук и голос Росинки)

Росинка: Ой, куда это я упала? (в детский сад на занятие)

Воспитатель: А ты кто?

Росинка: /голос записан на аудиокассете/

  • Я - маленькая капелька воды из во - о - он той тучки. Зовут меня Росинка. Я услышала, что вы говорили об осени. А что такое осень? Какая она бывает? Почему листья желтеют и опадают, а в лесу стало так тихо?

Воспитатель:

  • Оставайся, Росинка, с нами и ребята ответят на все твои вопросы. Самый первый вопрос Росинки - что такое осень? (время года)
  • А какой бывает осень, нам помогут ответить вот эти иллюстрации.
  • Ребята, выберете иллюстрации с изображением осени и постарайтесь определить, какая это осень.

(дети находят картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени)

  • Давайте вспомним, какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя)
  • Встаньте справа от меня те, кто нашёл изображение ранней осени, в центре - золотой, а слева - поздней осени.

Дидактическая игра на определение признаков и примет: «Три осени»

(дети перестраиваются)

  • Докажите, что здесь изображена ранняя..., золотая..., поздняя осень. (ответы детей, применение пословиц, поговорок, народных примет)

Музыкальный руководитель:

  • Ребята, каждый выражает своё отношение к осени по-разному. Вы выяснили, что писатель и поэт - через слово. А хотите узнать, как композитор с помощью музыкальных звуков рассказывает об осени, о своих чувствах. Давайте присядем на парковые скамейки.

(дети садятся на стульчики, сгруппированные как скамейки)

Я предлагаю вам послушать осень в музыке.

Слушание музыки.

(звучит фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года» П.И.

Чайковского в фортепианном исполнении)

  • Как вы думаете, о чём рассказывает эта прекрасная музыка?

( о расставании с уходящим летом, о сожалении от увядающей природы)

  • Какая музыка по характеру? (нежная, грустная, печальная, жалобная, тоскливая, хмурая)
  • Давайте разберёмся, какие же музыкальные краски использовал П.И. Чайковский в этой пьесе? Нежная мелодия льётся плавно, взлетая вверх (исполняет мелодию I такта). А из верхнего регистра она переходит в более низкий, привнося в музыку нотки грусти и печали. Потом характер мелодии меняется, как будто ветерок повеял своим свежим дыханием (исполняет мелодию 5-6 тактов.) Давайте ещё раз вслушаемся в музыку «Осенней песни», теперь она прозвучит в оркестровом исполнении, а мы изобразим жестами, что происходит осенью в природе.

(«Осенняя песня» звучит в аудиозаписи в оркестровом исполнении, дети выполняют ритмопластическую миниатюру «Осень»)

Ритмопластическая миниатюра «Осень»

(муз. П.И. Чайковского, движ. И. Кириченко)

1 -2 такты - отрывистые движения ладошками                                      

 2-4 такты -  плавные движения рук сверху вниз перед грудью

5-6 такты -  разводят ладони рук вправо-влево

                     параллельно или в зеркальном отображении

7-9 такты -  скрестив ладони над головой, выполняют

                     маховые движения кистями рук        

  • Грусть и печаль нам навеяла музыка Чайковского. А вот композитор Елена Александровна Никитина в песне «Золотая красавица» совсем по- другому раскрыла образ осени. Вспомните эту песню (исполняется аккомпанемент припева). Каков характер этой музыки? (радостный, забавный, весёлый)
  • Давайте, ребята, исполним эту песню, передавая своим пением радостное светлое звучание. Как будто солнце выглянуло из-за осенних туч и засветило совсем не по-осеннему - тепло и ярко.

Пение «Золотая красавица»

музыка и слова Е. Никитиной

Капелька: Как здорово! Можно изобразить осень словами, стихами, а можно и музыкой, песней!

Воспитатель:

  • Действительно, об осени очень красиво рассказали поэты и композиторы. А с помощью чего о ней могут рассказать художники?

(красками, цветом)

  • Да, они берут мольберты, краски и идут на природу писать осень.

(дети подходят к картинам)

  • Мы с вами уже рассматривали этот пейзаж. Но давайте ещё раз полюбуемся на него. Кто из вас помнит, как называется эта картина, и кто её написал.

(И. Левитан «Золотая осень)

  • Какое настроение возникает у вас, глядя на этот пейзаж?

(радостное, праздничное, хорошее)

  • Правильно, ведь здесь преобладают светлые тона, золотая листва берёзок освещена ярким солнечным светом, небо голубое, безоблачное.
  • А какие краски использовал художник при написании картины? (жёлтые, красные, оранжевые, бордовые, коричневые)
  • Как ещё можно назвать эти цвета. К какой цветовой палитре они относятся? (тёплые)
  • А теперь посмотрим на эту картину.

(И. Левитан «Октябрь»)

Сохранилось у вас праздничное, радостное настроение, глядя на этот пейзаж? (нет)

  • А какое возникло? (грустное, тоскливое, печальное)
  • Вы догадались, какая это осень? (поздняя)
  • Да, у каждого времени осени есть свои краски. Посмотрите, на этих карточках холодный осенний ветер сдул с некоторых листиков цвет. Давайте найдём нужный листик и вернём его на место

Дидактическая игра на составление цвета «Осенняя палитра»

  • Дети, давайте и мы, как настоящие художники, нарисуем осень. Подходите к столу, я приготовила краски, альбомные листы... Ой, что же я наделала, я забыла кисточки. Что же теперь делать?

(деты предлагают различные приёмы рисования: пальчиком, комочком бумаги, ладошками)

Рисование осенних деревьев

  • Молодцы, мои маленькие художники! Какие красивые осенние деревья вы изобразили. А ведь из них может получиться целый осенний парк. Давайте мы их закрепим на мольбертах!

Воспитатель:

  • Ребята, вот и закончилась наша прогулка по осеннему парку, мы побывали сегодня в мире красоты. Совсем скоро он будет зимним, белоснежным. Но в нашей памяти мы сохраним сказочную красоту осенней природы, как это делали писатели и поэты, композиторы и художники. И с тобой, Росинка, мы не прощаемся, очень скоро мы пригласим тебя в гости, чтобы приоткрыть зимнюю страничку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла. "Такая разная осень."

Данное занятие проводилось с детьми средней группы в рамках проведения недели педагогического мастерства, темой которой являлось: "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников"....

Конспект интегрированного занятия по коммуникации и рисованию "Такая разная осень"

Интегрированное занятие по рисованию (отпечатком листа) и коммуникации для детей старшей группы детского сада....

Конспект занятия для первой младшей группы "Такие разные осенние листья"

конспек прогулки " Такие разные осенние листья"Цель:-показать что осень прекрасное время года,-формировать бережное отношение к деревьям,-развивать связную речь, умение говорить правильно четко, ...

Презентация к занятию «Такая разная осень»

Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе....

Физкультурное занятие для первой младшей группы, на тему: "Такая разная осень"

План-конспект НОД по физической культуре для первой младшей группы, "Осень"...

Сценарий осеннего праздника "Такая разная осень"

Сценарий праздника для подготовительной группы "Такая разная осень"...