Конспект непосредственной образовательной деятельности "Нижегородская ярмарка"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Королёва Наталья Александровна

Конспект  может  быть  использован  воспитателями  детских  садов  для  приобщения  детей  подготовительной  группы  к истокам  народной  культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nizhegorodskaya_yarmarka.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

                 

 Конспект  непосредственно-образовательной                             деятельности

Тема: «Нижегородская  ярмарка»

                   Воспитатель  подготовительной  группы

                                                                Королёвой  Н.А.

Программное  содержание :

 Закреплять умения  детей  рисовать   и  правильно  располагать  элементы      хохломской  росписи.                                                                                 Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тампоном, ватной  палочкой, спичкой, выполнять узор в определённой последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья), мелкие элементы: травка, осочка)                                                                                                             Развивать самостоятельность, чувство ритма и композиции, творческое воображение, умение  применять  полученные  знания  в  собственном  художественном  творчестве.                                                                             Формировать  знания  детей  о  народно-прикладном  искусстве  Нижегородского  края.                                                                                          Воспитывать интерес к народному  творчеству, традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Предварительная работа:

Беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.

Чтение художественной литературы по теме.

Рассматривание изделий народного декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.

Цикл непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» (рисование) по теме.

Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов  в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде».

Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, связанных с народным творчеством.

Развивающая  среда:

Использование мультимедийной установки: подбор видеороликов, предметов народно-прикладного  искусства - иллюстраций  с изображением  Хохломской,  Полхов-Майдановской, Городецкой  росписей,  формы  тарелки  по  одной  на  ребёнка,  гуашь, тампоны, ватные  палочки, спички, кисти аудиозаписи песни М.Пахоменко «Хохлома», весёлого наигрыша ансамбля  «Русский сувенир».

Непосредственно-образовательная   деятельность:

Воспитатель

День  добрый  гости  дорогие!  Добро  пожаловать  на  ярмарку! Издавна   славилась  Нижегородская  ярмарка своими  мастерами. Со  всей  России  народ  на  ярмарку  торопился. Себя  показать  да  на  других  посмотреть.  А  посмотреть  было  на  что! История  ремёсел, промыслов  наших  Нижегородских  уходит  корнями  в  седую  древность.                                         Из  поколения  в  поколение  передавали  мастера  свои  знания  да  умения. Доброй  славой  пользовались  мастера-ремесленники. И  вот  сегодня,  на  нашей  ярмарке  мы  собрали  изделия  и   предметы  разных  мастеров  и  умельцев  Нижегородского  края. Руки  народа  поистине  создают  чудеса.

А  кто  знает  пословицы  о  труде.

1.Труд  человека  кормит,  а  лень  портит.

2.Умелые  руки  не  знают  скуки.

3.Кто  любит  трудиться,  тому  без  дела  не  сидится.

4.Без  труда  не  вынешь  рыбку  из  пруда.

Воспитатель: Молодцы!  Замечательные  пословицы  знаете.

А  вот  и  наша  ярмарка. (  мульти.  установка)

-Ребята,  изделия  какого  промысла  вы  видите?

-Чем  славиться  Городец?  (хлебницы,  блюда, разделочные  доски,  детская  мебель,  сундуки,  шкатулки)

-Какие  краски  используют  городецкие  мастера  для  росписи  своих  изделий? (  красный,  розовый, синий,  голубой, чёрный)

-Какие  основные  элементы  Городецкой  росписи  вы  знаете? ( бутон,  гирлянда,  конь,  птица)

-Молодцы!  Отправляемся  дальше.

-А  откуда  на  нашу  ярмарке    привезли  эти  изделия?

-Из  Полхов-Майдана

-Из  чего  сделаны  эти  изделия?

-Какие  изделия  создают  мастера? (игрушки,  копилки,  качалки,)

-Какие  основные  элементы  используют  мастера?  Шиповник,  церквы,  домики.

-Для  чего  нужны  эти  изделия? (в  хозяйстве  пригодятся,  и  для  красоты)

Стих о  росписи.

На  ярмарке  всегда  звучит  весёлая  музыка. Послушайте  музыку  и  скажите  Какие  народные  музыкальные  инструменты  вы  слышите? (балалайка, ложки,  свистульки.  )

А  теперь  давайте  подойдём  к  столу  где  работает  мастер.

 Старый  дед  в  фартуке.  Имитирует выполнение  хохломской росписи  тарелочки. На  столе  выставлены  2-3 хохломских изделия, формы  тарелки  затонированы,  но  не  расписаны.

Дети  здороваются.

Воспитатель: Какие  у  вас  красивые  изделия!

Дед: Вам  нравятся? (Да) А  знаете  ли  вы,  что  это  за  красавица  роспись?

Дети  Золотая  хохлома.

 Дед :Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома.

Дед :А  знаете  ли  вы  как  создаются  эти  изделия? ( нет) А  вы  поиграйте  со  мной  я  вам  и  расскажу, а  то  я  устал,  притомился.

Народная  игра «Дударь»

Дети  садятся  на  скамейки.

Демонстрируется  видеоролик  «Золотая  хохлома» Дед  комментирует.

Дед: Ну  мне  пора  за  работу.

Из  поколения в  поколения  передаётся  наше  мастерство, от  отца  к  сыну, да  вот  беда  не  дал  бог  мне  сына, не  кому  мне  помочь. Наверно    на  ярмарку  не  успею!

Воспитатель:  Ребята  давайте  поможем  дедушке?

Дед . Я  был  бы  рад.  Но  это  не  просто, вы  наверно  не  умеете.

 Дед :  Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома.                                                                                                                       - Какой цвет использует  художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

Воспитатель:  Вот  и  нам  нашлась  работа. Для  вас  приготовлены  кисти,  краски,  вода.    Дети  садятся  за  столы.

Воспитатель: Обратите  внимания,  нам  нужно  расписать  тарелочку, роспись  должна  располагаться по  середине,  а  кайма  по  краю.

   - - Чем нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? Тампон. Ватную  палочку, спичку).

- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

Молодцы, ребята, всё знаете!

  Не  забывайте  чередовать  элементы, работайте  аккуратно.

Дети  работают  под  музыку.

Анализ работ.

 - Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки. Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!

Какую  тарелочку бы ты  купила  на  ярмарке? Настя и   почему?  Ягодка  как  живая.    

Какой  росписью  мы  сегодня  украшали  наши  изделия?  (Хохломской)

Какие виды  росписей  Нижегородского  края  мы  сегодня  рассматривали?  (Городецкую, Полхов-Майдановскую)

Для  чего  нам  нужны  такие  изделия?  (В  хозяйстве  пригодятся, и   для  красоты)

Как  славно  мы  сегодня  потрудились! И деду  помогли и  себя  порадовали

Дед:  Такие  тарелочки  можно  и  маме  подарить  и  на  ярмарке  продать.  Молодцы!  Кончил  дело  гуляй  смело. Какая-же  ярмарка  без  карусели!

Эх  давайте-ка  поиграем!

Русская  народная  игра: «Карусель»

Воспитатель: Солнце  к  низу  закатилось,  наша  ярмарка  закрылась,  под  весёлый  перепляс  попрощаемся  сейчас.

Попрощайтесь с гостями