Картотека артикуляционных гимнастик
картотека по логопедии по теме

Курносова Наталья Константиновна

Комплексы артикуляционных гимнастик для логопедов или воспитателей на учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_artikulyatsionnykh_gimnastik_dlya_vosptateley.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №1)

1. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
2.
Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
Чьи зубы чище?
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №2)

ПТЕНЧИК.

 Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 сек. Закрыть рот. Язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторить упражнение не менее 3 раз.

ТРУБОЧКА.

 Губы вытянуть вперед, как при произнесении звука «У», удерживать в таком положении 3-5 сек. Затем принять нейтральное положение. Язык при выполнении спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторить упражнение не менее 3 раз.

УЛЫБКА.

Широко улыбнуться, чтобы были видны верхние зубы и нижние (челюсти сжаты), и удерживать губы в таком положении в течение 3-5 сек. Затем принять нейтральное положение. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости.

Повторить упражнение не менее 3 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №3)

ЛОПАТКА.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении в течение 5 сек. Затем убрать язык и закрыть рот.

Повторить упражнение  2- 3 раз.

ПОЛАКАМ, КАК КОТЕНОК.

Рот открыт. Губы в улыбке. Высовывать изо рта и втягивать обратно широкий язык, совершая  лакательные движения в течение 5-7 сек. Повторить упражнение  2-3 раз.

ИГОЛОЧКА

Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть изо рта узкий и острый, напряженный  язык. Удерживать позу в течение 5 сек. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторить упражнение  2-3 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №4)

МАЛЫШ.

 Губы вытянуть хоботком, как при произнесении «У», и удерживать 2-3 сек. Затем широко открыть рот, как при произнесении «А», удерживать эту позу 2-3 сек.

Повторить упражнение не менее 3 раз.        

ЛЯГУШКА.

Широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти сжаты). Удерживать улыбку 2-3 сек. После этого, сохраняя положение губ, разомкнуть зубы на 1-1,5 см., удержать в таком положении 2-3 сек., а затем сомкнуть зубы, удерживая на губах улыбку.

Повторить упражнение не менее 3 раз.

ТРУБОЧКА-УЛЫБКА.

 Губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать в таком положении 2-3 сек. Затем широко улыбнуться, удерживая позу 2-3 сек.

Повторить упражнение не менее 3 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №5)

ЧАСИКИ (МАЯТНИК)

Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть острый язык и совершать им движения из одного угла рта к другому и обратно.Выполнить 5-10 движений.

КАЧЕЛИ

Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть острый язык и совершать им движения, то поднимая язык к носу, то опуская его к подбородку. Выполнить 5-10 движений.

ОБЕЗЬЯНКА.

Рот открыт. Губы в улыбке. Поместить кончик языка между нижней губой и нижними резцами и удерживать такую позу 5 сек. Затем поднять кончик языка вверх, вставить его между верхними зубами и губой, сохранять 5 сек. Воспроизвести перемену положений не менее 2 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №6)

ШАРИК.

Рот закрыт. Щеки надуть воздухом и удерживать их в таком положении 5 сек. Затем выпустить воздух через губы. Если у ребенка это упражнение не получается, то можно предложить просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате воздух надует изнутри щеки.

Повторить упражнение не менее 3 раз.

ПОЦЕЛУЙ МАМУ.

 Рот закрыт. Втянуть щеки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. Удерживать позу в течение 2-3 сек. Если у ребенка упражнение не получается, можно предложить вытянуть губы немножко вперед и причмокнуть. Повторить упражнение не менее 3 раз.

ПОИГРАЕМ НА ГУБАХ.

 Рот закрыт. Губы в нейтральном положении. Слегка ударяя указательным пальцем по губам, произносить   «Б» в течение 5-7 сек. Повторить упражнение не менее 3 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №7)

ЗАБОРЧИК.

Рот закрыт. Зубы сжаты. Отвести губы в стороны, обнажив зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 3-5 сек.

Повторить упражнение не менее 3 раз.

ОРЕШКИ.

Рот открыт. Кончиком языка изнутри оттопырить правую щеку и удерживать позу 3 сек. Затем оттопырить левую щеку и удерживать столько же.

Воспроизвести перемену положений не менее 2 раз.

ЛОШАДКА

Рот открыт. Гуды в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, затем щелчком оторвать. Сначала в медленном темпе, постепенно убыстряя.

Длительность 5-10 сек.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №8)

   Загнать мяч в ворота

Ц е л ь. Вырабатывать длительную , направленную воздушную струю .

К р а т к о е  о п и с а н и е .   Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик ( лежит на столе перед ребёнком ) , загоняя его между двумя кубиками .

М е т о д и ч е с к и е   у к а з а н и я .   1. Следить чтобы не надувались щёки , для этого их можно слегка придерживать пальцами.    2. Загонять шарик на одном выдохе , не допуская , чтобы воздушная струя была прерывистой.

             Наказать непослушный язык

Ц е л ь .   Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным О п и с а н и е.   Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки  пя-пя-пя...  Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.

М е т о д и ч е с к и е   у к а з а н и я.   1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.  2. Язык должен быть широким , края его касаются уголков рта.   3. Похлопывать язык  губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить , чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка , если тот делает упражнение правильно , она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

          Сделать язык широким

Ц е л ь.   Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном , расслабленном положении.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.

У к а з а н и я.   1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.  

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.  

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.   4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению “наказать непослушный язык”.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №9)

          Кто дальше загонит мяч ?

Ц е л ь.   Вырабатывать плавную , длительную , непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук  Ф  , сдуть ватку на противоположный край стола.

У к а з а н и я.   1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

 2. Нельзя надувать щёки.  

3. Следить за тем, чтобы дети произносили звук Ф а не Х ,т.е. чтобы воздушная струя была узкая ,а не рассеянная.

 Почистим зубы

Ц е л ь.   Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

У к а з а н и я.   1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.  

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.  

3. Двигая языком снизу вверх , следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Блинчик

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении в течение 5 сек. Затем убрать язык и закрыть рот. «Блинок стынет». Повторить упражнение  2- 3 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №10) 

          Наказать непослушный язык

Ц е л ь .   Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным

О п и с а н и е. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки  пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.

У к а з а н и я.   1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.  2. Язык должен быть широким , края его касаются уголков рта.   3. Похлопывать язык  губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка , если тот делает упражнение правильно , она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

          Сделать язык широким

Ц е л ь.   Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном , расслабленном положении.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.

У к а з а н и я.   1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.   4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению “наказать непослушный язык”.

          Приклей конфетку

Ц е л ь.   Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.

О п и с а н и е.   Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

У к а з а н и я.   1. Следить , чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот) 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №11)

          Грибок        

Ц е л ь.   Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку ( уздечку ).

О п и с а н и е. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и , прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет  напоминать тонкую шляпку грибка , а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

У к а з а н и я. 1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

          Кто дальше загонит мяч ?

Ц е л ь. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук  Ф  , сдуть ватку на противоположный край стола.

У к а з а н и я.   1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.  2. Нельзя надувать щёки.              3. Следить за тем, чтобы дети произносили звук Ф а не Х ,т.е. чтобы воздушная струя была узкая ,а не рассеянная

          Вкусное варенье

Ц е л ь.   Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

О п и с а н и е.   Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №12)

   Приклей конфетку

Ц е л ь.   Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.

О п и с а н и е.   Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

У к а з а н и я.   1. Следить , чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот) 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

 Гармошка

Ц е л ь.   Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

О п и с а н и е.   Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.   2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала ни одна из сторон языка.

          Фокус

Ц е л ь.   Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.   2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.   3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №13)

          Наказать непослушный язык

Ц е л ь .   Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным

О п и с а н и е.   Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки  пя-пя-пя...  Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.

М е т о д и ч е с к и е   у к а з а н и я.   1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.  2. Язык должен быть широким , края его касаются уголков рта.   3. Похлопывать язык  губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

          Вкусное варенье

Ц е л ь.   Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

О п и с а н и е.   Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

          Пароход гудит

Ц е л ь.   Выработать подъём спинки языка вверх.

О п и с а н и е.   Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

У к а з а н и я.   Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №14)

          Индюк

Ц е л ь.   Выработать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

О п и с а н и е.   Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится  бл-бл  (как индюк болбочет).

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.   2. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону.   3. Язык должен “облизывать” верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

           Качели

Ц е л ь.   Вырабатывание умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука  Л  с гласными а, ы, о, у.

О п и с а н и е.   Улыбнуться,  показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

У к а з а н и я.   Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

          Пощелкать кончиком языка

Ц е л ь.   Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

У к а з а н и я.   1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.   2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.   3. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение “приклей конфетку”, а потом вернуть к этому упражнению.   4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №15)

          Беззвучно пощёлкивать кончиком языка

Ц е л ь.   Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребёнку определить место языка при произнесении звука Л.

О п и с а н и е.   Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.   2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.   3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

  Чьи зубы чище?

Ц е л ь.   Выработать подъём языка вверх и умение владеть языком.

О п и с а н и е.   Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

У к а з а н и я.   1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.   2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.   3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.  

          Маляр

Ц е л ь.   Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, открыть рот и “погладить” кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.

У к а з а н и я.   1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.   2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №16)

          Кто дальше загонит мяч ?

Ц е л ь. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук  Ф  , сдуть ватку на противоположный край стола.

У к а з а н и я.   1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.  2. Нельзя надувать щёки.  

3. Следить за тем, чтобы дети произносили звук Ф а не Х ,т.е. чтобы воздушная струя была узкая ,а не рассеянная

Пощелкать кончиком языка

Ц е л ь.   Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

О п и с а н и е.   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

У к а з а н и я.   1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.   2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.   3. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение “приклей конфетку”, а потом вернуть к этому упражнению.   4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал

          Вкусное варенье

Ц е л ь.   Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

О п и с а н и е.   Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх - она должна быть неподвижной ( можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.  3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №17)

Индюк

Ц е л ь.   Выработать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

О п и с а н и е.   Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится  бл-бл  (как индюк болбочет).

У к а з а н и я.   1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.   2. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен “облизывать” верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд

          Барабанщики

Ц е л ь.   Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

О п и с а н и е. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами , многократно и отчётливо произнося звук  д : д-д-д. Сначала звук  д  произносить медленно.

Постепенно убыстрять темп.

У к а з а н и я.   1. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.   2. Следить, чтобы звук  д  носил характер чёткого удара - не был хлопающим.   3. Кончик языка не должен подворачиваться.   4. Звук  д  нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги.

При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Комарик

Ц е л ь.   Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным, вырабатывать вибрацию

О п и с а н и е. Улыбнуться, открыть рот, поднять язык к верхним зубам , многократно   произнося звук  з : з-з-з  .Постепенно убыстрять темп.

У к а з а н и я.   1. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.   2. Следить, чтобы звук з носил характер  вибрации.   3. Кончик языка не должен подворачиваться.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №18)

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
.
Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
1. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
2. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №19)

Упражнения для губ
1.
Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2.
Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3.
Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Иголочка (Стрелочка. Жало). 
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс №20)

1. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

2. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
3.
Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы

Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....

Картотека "Артикуляционная гимнастика"

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....

Картотека артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

картотека артикуляционная гимнастика

картотека артикуляционная гимнастика...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....