Рабочая программа по кружку "Наши руки не для скуки"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему

Чашкина Надежда Викторовна

          Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах своего проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим я и составила эту программу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_ruki_ne_dlya_skuki.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

 МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Родничок»

                                                 

                                                   Утверждаю :

                                                                                     Заведующий МКДОУ «Родничок»

                                                                                     ___________________Е.В. Кобыльская.

                                                                                   

                                                                                     Принято на педагогическом совете

                                                                                     Протокол  № ____от______________

       РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

         К Р У Ж К А     « Наши руки не для скуки»

         

     

                             Для детей 5-7 лет.

            Составитель: воспитатель Чашкина Н.В.

                                                   2014 год

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.

     В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
   

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,

      творческого воображения, пространственного мышления, эстетического

         чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к

         искусству, к народному творчеству через декоративно-прикладное     искусство.

  • умение работать различными материалами, используемыми в ИЗО;
  • развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.
  • обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к  

      миру, радости существования;

  • формирование творческого начала личности ребенка , развитие его

индивидуальности;

  • формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
  • развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
  • развитие внимания, восприятие цвета.

           Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми .

Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

               Интеграция  с другими образовательными областями:

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики  

«Здоровье»

воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация»

развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,  практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание»

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Социализация»

формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Музыка»

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

«Труд»

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Чтение художественной литературы»

использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах

продуктивной деятельности

           СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА  «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»

          Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах своего проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим основной задачей работы кружка считаю : заложить основы развития личности, ее творческого потенциала. Поэтому я выбрала новую модель проведения совместной деятельности – интегрированные задания, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Для интеграции взяла 4 вида художественной деятельности : печать от руки , лепка, декоративно-прикладное искусство, «бумагопластика» - (работа с различными видами бумаги).

Роль  педагога в совместной кружковой деятельности  – роль организатора  , участника и художника творческого процесса .

  1. «Организатор » ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения , оценивает правильность действий .
  2. «Участник», включенный в общую деятельность с детьми, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми.
  3. «Художник» создает развивающую среду, предметный мир ребенка, когда он непосредственно включен в детскую деятельность , но в то же время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.

                                                   

  • Программа кружка предполагает один год обучения.

Программа кружка рассчитана на подготовительную к школе группу- возраст детей  6 – 7 лет .    Кружок проводиться 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность совместной деятельности с детьми составляет 25 - 30 минут.
                                                     

                 В результате совместной продуктивной деятельности

  • происходит раскрытие творческих способностей ребенка;
  • ребенок обучается новым художественным техникам и способам изображения;
  • развивается способность свободно экспериментировать различными изобразительными техниками, вносить инициативу в замысел, форму изображаемого;
  • ребенок получает начальные знания об искусстве;о народных традициях;
  •  развивается образное мышление, активизируется зрительная память;
  • развивается чувство композиции;
  • ребенок овладевает азами цветоведения;

Деятельность в кружке – это радость творчества, школа художественного вкуса, развитие кругозора, это раскрытие творческих способностей и тера -певтический эффект.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вводное занятие.        История развития изобразительного искусства. Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Режим работы. Материалы, необходимые для занятий. Правила безопасности труда на занятиях. Правила подготовки к работе.

Практическая деятельность.        Изготовление продуктов детского творчества , дидактические и подвижные игры , физкультминутки  .

Теоретическая деятельность. Знакомство с видами художественной деятельности – печать от руки, бумагопластика, декоративно-прикладное искусство. Знакомство с творчеством региональных художников. Использование музыкальных и литературных произведений разных авторов, в том числе и региональных,  для раскрытия тем деятельности.

Итоговое занятие.        Организация выставок лучших работ воспитанников. Разбор выставки, подведение итогов, используя игровую ситуацию «Зритель – экскурсовод».

Месяц

Вид деятельности

Тема

Цель

Развивающая среда

Сентябрь

ИЗО

«Космея»

Учить передавать в рисунке форму и строение растений, относительную величину их частей, расположение, продумывать композицию рисунка на листе бумаги в соответствии с конструкцией растения. Учить рисовать концом кисти и всем ворсом, использовать приём примакивания, учить передавать цветовую гамму.

Альбомный лист, акварель ,кисти, вода.

Лепка

«Грибы в корзинке»

Учить лепить грибы, добиваться большой точности в передаче формы, учить создавать выразительную композицию. Развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику, эстетический вкус.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки, грибы в корзинке(муляжи) или иллюстрации грибов.

Аппликация

«Георгины»

Воспитывать у детей любовь к природе, развивать наблюдательность, учить передавать красоту цветов с натуры, вырезать симметричные объёмные фигуры.

Цветная бумага, клей, кисти, ножницы, иллюстрации или открытки с изображением цветов, лист бумаги, салфетки.

Квилинг

«Бабочка»

Октябрь

ИЗО

«Ветка дуба»

Учить рисовать ветку дуба. Закрепить представления о натюрморте, познакомиться с понятием «пейзаж».
Воспитывать бережное отношение к природе.

Картины с разными пейзажами, схема последовательности изображения ветки дуба, ветка дуба, прастой карандаш, резинка, акварель, бумага А4, кисть белка №3.

Лепка

«Дымковская игрушка» Лошадка»

Учить детей лепить лошадку конструктивным или комбинированным способом, лепить из целого куска фигурку лошадки приёмом вытягивания. Развивать воображение. формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигнуть его.

Дымковская игрушка «Лошадка», глина или пластилин, дощечка, стеки, салфетки.

Аппликация

«Медвежонок»

Квиллинг

«Украшаем тарелку»

Ноябрь

Изо

«Сказочная птица»

Закрепить умение использовать знания о соотношении цветов, чтобы получить яркий, контрастный рисунок. Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию.

Вырезание из плотной бумаги перышки, цветные фломастеры, акварель, кисточки (круглые и плоские), ушные палочки, вырезанная из картона  и расписанная педагогом вместе с детьми сказочная птица, к хвосту которой по окончании мероприятия крепятся разрисованные детьми перья.

Лепка

«Дымковская игрушка «Барыня»

Закрепить умения лепить по мотивам народной игрушки, лепить полные формы (юбка барыни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать способность правильно оценивать свою работу и  работу товарищей, при необходимости вносить коррективы в первоначальном замысле

Дымковская игрушка «Барыня», пластилин, стеки, дощечка, салфетки.

Аппликация

«Узор в круге»

Продолжать учиться составлять узоры, декоративные композиции на бумаге из растительных форм, включать в изображение птиц, животные по типу народного декоративного искусства, прививать любовь к природе.

Силуэт круга, материалы растительного происхождения (листья, цветы, семена), клей ПВА, кисти, салфетки.

Квиллинг

«Ветка рябины»

Декабрь

ИЗО

«Зимушка- зима»

Вызвать у детей интерес к изображению зимнего пейзажа, эмоциональный отклик на поэтические образы. Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержание знакомых произведений; использовать холодную гамму красок для передачи зимнего колорита, рисунок, композицию как средство создания выразительного образа. В работе использовать нетрадиционную технику рисования «тычок» и «набрызг». Развивать творчество детей.

Репродукции картин, акварельные краски, альбомный лист бумаги, 2 кисти, палитра белая гуашь, зубная щетка, стека.

Лепка

«Ёлочка»

Учить детей лепить елочку модульным способом. Шарики расплющивать в диски по определённому размеру. Накладывать диски поочередно (от большого к маленькому). Воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки. Добиваться выразительной формы.

Пластилин, стеки, дощечка, салфетки, сухие веточки.

Аппликация

«Дед мороз»

Развивать у детей воображение, умение передавать разными средствами сказочность действия, образ Деда Мороза, сравнивать формы, составлять композицию; научить нескольким видам сгибания и складывания.

Лист бумаги размером  в  ½ альбомного листа, заготовки из цветной бумаги красного цвета 7х10 см, 6х6 см, голубой или черный фломастер, клей, кисти.

Январь

ИЗО

«Песни метели»

Вызвать интерес детей к такому природному явлению, как снежное ненастье (поземка, метель, буря, вихрь, ураган и т.д) Учить эстетическому эмоциональному воспитанию природного проявления через поэзию, живопись и музыку.








Лист бумаги тонированный, гуашь цветная и белая, кисти для красок, щетинная кисть, палитры, запись музыки Г.Свиридова. к кинофильму «Метель».

Лепка

«Ёжик»

Закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорцию тела, придавать линиям плавность, делить целое на части, соединять элементы между собой. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение.

Пластилин, дощечки, стеки, салфетки, ежик.

Аппликация

«В лесу родилась елочка»

Закреплять умения составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных из бумаги (оригами), развивать мелкую моторику рук.

Картонная основа синего цвета, равная по размеру ½ альбомного листа, бумага зеленого цвета размерами 8х8 см, 7х7 см, 6х6 см, клей, кисти, карандаш, пенопласт, спрей-снежок.

Квиллинг

«Морозное окно»

Февраль

ИЗО

«Золотая хохлома»

Познакомиться с хохломской росписью. Дать представление об основных элементах, используемых художниками. Развивать технику рисования концом кисти, всем ворсом, тампоном, спичкой, пальцем познакомиться с новыми элементами (трилистник, ягодка), с техникой их исполнения.

Образцы хохломских изделий, тампоны, спички, кисти, краски, тонированные контуры стаканчиков.

Лепка

Рисование пластилином «Гжель»

Аппликация

«Снежинка»

Учить детей вырезать снежинку из бумаги, сложенной несколько раз.

Белая бумага, ножницы, фон темно-синий, клей, кисти, салфетки.

Оригами

«Корабли и самолёты к 23 февраля»

Март

ИЗО

«В подарок маме»

Создать эмоциональный подъем и желание сделать приятное близкому человеку. Закрепить умение подбирать контрастные цвета. Учить  придавать объемность формам из бумаги, искать и находить удачное композиционное решение.

Клей ПВА, альбомный лист, акварель, кисти, заготовки короны, сделанные накануне, фломастеры, гуашь- техника на выбор ребенка.

лепка

«Сувенир для мамы»

Учить  детей сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки. Развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику.

Соленое тесто, доски, стеки, салфетки, формочки для теста, скалка, панно.

Аппликация

«Белая лилия»

Учить детей самостоятельно изготавливать трафареты из картона и  на их основании выполнять аппликацию.

Картон зеленый, альбомный лист, карандаш темный, ножницы, пшено или рис, клей, кисти, гуашь жёлтая.

Квиллинг

«Открытка маме»

Апрель

ИЗО

Украшение кружки «Гжель»

Учить  детей приемам рисования гжельской розы. Закреплять умение составлять оттенки синего цвета, рисовать концом кисти и всей кистью. Поддерживать интерес к народному творчеству.

Вырезанные из бумаги силуэты кружки, голубой и белый цвет гуаши, кисть, карточки с элементами росписи, черновик.

Лепка

Божья коровка «Пятнашка»

Учить детей лепить по мотивам знакомых сказок. Учить выделять в широком сюжетном потоке единственный фрагмент, оживлять сказочные персонажи в лепке.

Пластилин, дощечки, салфетки, стеки, иллюстрация с божьей коровкой.

Аппликация

«Сказочная птица»

Закреплять умения вырезать образ сказочной птицы, замечать ей характерные особенности в отличие от реального изображения, учить наклеивать фигурные изображения.

Альбомный лист, цветные заготовки квадратной, прямоугольной, треугольной формы, цветные полоски, перья цветные, карандаш простой, ножницы, клей кисти.

Квиллинг

«Коллективная работа сказочной птицы»

Май

ИЗО

«Цветет сирень»

Учить создавать образ цветущей сирени нетрадиционным инструментом. Учить использовать цвета, не смешивая краски.

Репродукция картин импрессионистов- пуантилистов , гуашь, спички на каждый цвет, лист бумаги  ½ альбомного листа, сирень или фото сирени.

Лепка

«Яблонька»

Аппликация

«Знакомство с матрешкой»

Квиллинг

Подарок д/с «Цветы в вазе»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные художественные материалы.

           Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.

           Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.

           Результатом будут организованные выставки в школе, более сплоченный дружеский коллектив.

           Дети, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:

  • первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в октябре (начало месяца);
  • итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в  мае (начало месяца).

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

      1.Технические средства обучения : аудио, видеоаппаратура,  ноутбук

      2.Аудиовидеозаписи согласно темам деятельности.

      3.Оборудование

  • Бумага различного формата , цвета и фактуры.
  •  Краски.
  • Пальчиковые краски.
  • Клеенки, доски для лепки.
  • Баночки для воды.
  • Кисти круглые и плоские разного размера.
  • Салфетки.
  • Соленое тесто.
  • Стеки.

                      МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

         1. Программа «Цветные ладошки» И.А. Лыкова

    2.  Программа  «Цвет творчества» Н.В.Дубровская, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010г.

    3. «Пластилиновая азбука»  Е.Скоробогатова, З. Сомичева.

    4.   Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Искусство, 1974.

    5.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.  М.: Просвещение, 1967.

         6.  Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. -

             М.: ИЦ  Академия, 1997.

         7. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников                                                                                изобразительной   деятельности. - М., 1995.    

     8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. -   М.: Академия, 2000.

9.Жигалова С.Росписи Хохломы.Москва.Детская литература,1991.

10.Князева О.Л.Приобщение детей к истокам русской народной
культуры.СПб.Детство-Пресс,1998.

        11.Рондели Л.П.Народное декоративно-прикладное искусство.
        Москва 1984.

       !2.Интернет – ресурсы.

                              Справочный материал

                   Что такое печать от руки, соленое тесто, бумагопластика.

 Печать от руки осуществляется пальчиковыми красками на основе

гуаши. Особенность гуашевых красок – перекрывание одного красочного слоя другим.

 Лепка – придание формы пластическому материалу (соленое тесто) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Рецепт соленого теста: 2 стакана муки , 1 стакан соли , 125 мл воды, столовая ложка крема для рук (или растительного масла, или сухого обойного клея).
Бумагопластика- работа с бумагой разного размера ,цвета и фактуры.