Семинар "Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Новичихина Елена Владимировна

Создание картины с использованием нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР «Использование нетрадиционных методов

 изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.
Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.
И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников.

Изобразительная деятельность способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства.
При действии кисточкой и красками работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.

Одно из наиболее важных
условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.
Существуют  разнообразные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Используемые нами нетрадиционные методы изодеятельности помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования начинаем уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования, далее с усложнением в выборе материала и способов рисования.

С детьми
младшего дошкольного возраста:

  • рисование пальчиками

Возраст: от двух лет

Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, салфетки

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь смывается водой.

  • тычок жесткой полусухой кистью

Возраст: любой
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата

Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности .

  • рисование ладошками

Возраст: от трех лет
Материалы: гуашь или акварель, широкая кисть или кусочек поролона, бумага любого цвета, салфетки

Способ получения изображения: поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.

  • рисование ватными палочками


Детей
среднего дошкольного возраста более

сложными техниками:

  • оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

  • оттиск пробкой


Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

  • оттиск смятой бумагой


Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

  • печать по трафарету

Возраст: от четырех лет
Материалы: плотная бумага, трафареты из картона, гуашь или акварель, поролон

Способ получения изображения: ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски

  • свеча и акварель

Возраст: от четырех лет
Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остается не закрашенным.

  • набрызг

Возраст: от пяти лет
Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, расческа с зубчиками в один ряд

Способ получения изображения: ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой.

  • Рисование пластилином


На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.

  • тычкование
  • рисование под плёнкой
  • рисование сыпучими блёсками
  • рисование на ткани
  • кляксография обычная


В
старшем дошкольном возрасте дети осваивают ещё более трудные методы и техники:

  • кляксография с трубочкой

Возраст: от пяти лет

Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы ее конец не касался ни пятна ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

  • предметная монотипия


Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

  • Кляксография с нитками


Возраст: от пяти лет
Материалы: нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

  • Знакомая форма – новый образ

Возраст: от пяти лет
Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обвести

Способ получения изображения: ребёнок обводит предмет карандашом, затем превращает его во что – то другое путём дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами.

  • рисование солью
  • рисование клеем

Выдавливаем  на изображение на бумаге  клей, даем высохнуть, а потом закрашиваем краской, получается рельеф.

  • рисунок с рельефом


В краску добавляется мука, наносится на лист. Картонная полоска нарезается зубцами и прочерчиваем узоры вдоль и поперек. Из высохшего листа вырезаем форму, например вазу. Нарисуем на белом листе цветы, а потом приклеиваем. Прочерчивать можно и палочкой, зубочисткой, вилкой, спичкой

  • рисунок на сырой мятой бумаге

Возраст: от пяти лет
Материалы: бумага, краски, вода, кисти, салфетки

Способ получения изображения: лист бумаги осторожно смять, что бы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по сырому задуманный образ. Хорошо удаются в этой технике пейзажи

  • рисование зубной пастой

Предварительно ребенку надо объяснить, что это творческий поиск, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах. Вместе с малышом наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт — он быстрее засыхает

  • рисование зубочисткой
  • монотипия-рисование нитками
  • теснение
  • рисование мыльной пеной
  • рисунок с двух сторон
  • мыльная живопись

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет  развивать воображение, даёт свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

Руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир. Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем по пыльному боку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке троллейбуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые? Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.

Рисование с использованием нетрадиционных методов - это увлекательная, завораживающая деятельность.

Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.

Вот такую картину мы создали с использованием нетрадиционных методов изодеятельности.

C:\Users\андрей\Desktop\ФОТО\семинар\WP_20140709_001.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\ФОТО\семинар\WP_20140709_002.jpgC:\Users\андрей\Desktop\ФОТО\семинар\WP_20140709_003.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\ФОТО\семинар\_DSC4254.JPG      C:\Users\андрей\Desktop\ФОТО\семинар\DSC_4153.JPG       C:\Users\андрей\Desktop\ФОТО\семинар\DSC_4141.JPG

C:\Users\андрей\Desktop\ФОТО\семинар\DSC_4168.JPG      C:\Users\андрей\Desktop\ФОТО\семинар\NMS_4172.JPG          C:\Users\андрей\Desktop\ФОТО\семинар\NMS_4175.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста

Основная задача работы - выявить детей данной категории и помочь им как можно раньше. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересо...

Районный семинар "Нетрадиционные формы и метода физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако, любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет с...

Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

  При действиях кисточкой и красками работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит улучшается развитие речи.   Рисунок – зеркало чувств, зрелости, развитости...

Тема:«Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

«Детство — важный период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни, а настоящая,яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство,,кто вёл ребёнка за руку в детские годы...

Доклад на тему: «Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...

Консультация на тему: «Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, не...