Рисование в нестандартной форме
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

Темербекова Алия Алексеевна

 

Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю,

воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка,

стремиться понимать его внутренний мир,

поэтому  проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования (ООП ДО) на 2014- 2015 уч.г,

я посчитала целесообразным использовать в работе более углубленное знакомство с народным творчеством, и видя,

что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я выбрала кружковую работу по декоративно- прикладному искусству в нестандартной форме «Фантазия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_fantaziya.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Моховская основная образовательная школа

структурное подразделение детский сад

Рабочая программа

кружка «Фантазия»

по декоративно- прикладному искусству

в средней группе

на 2014- 2015 уч.год

                                                                                                Составила:     воспитатель

                                                                                                  Темербекова А.А.

Введение

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

В.Л. Сухомлинский

Память – это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, я думаю, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Еще Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».


Пояснительная записка

Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир, поэтому  проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования (ООП ДО) на 2014- 2015 уч.г, я посчитала целесообразным использовать в работе более углубленное знакомство с народным творчеством, и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я выбрала кружковую работу по декоративно- прикладному искусству в нестандартной форме «Фантазия».

Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных изобразительных материалов.

Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Формировать умение оценивать созданные изображения.

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии репродукций картин известных художников, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. Обращать внимание на выразительные средства.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Программа кружка рассчитана на детей 4-5  лет, на 1 год. Группа работает один час в неделю во вторую половину дня, продолжительность занятия – 20 мин.

Тематическое планирования включает в себя  13 различных техник: рисование пальчиками, различные оттиски и печати (из поролона, из картофеля и моркови, ластика, пробок и др.), воздушные фломастеры, граттаж (цветной и черно-белый), набрызг, рисование перышком, нитками, все они пришлись по душе мне и моим детям. Иногда при создании работы используются с детьми несколько нетрадиционных технологий сразу, т. к. любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать, которые рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве даёт большой толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность детей, учит их нестандартно мыслить.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.


Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе дошкольники:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом,  рисование поролоном, оттиск печатками из ластика, черно-белый и цветной граттаж, набрызг;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека.


Содержание программы

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

 Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

1. Рисование пальчиками (3ч).

Средства выразительности: пятно, почка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Оттиск печатками из картофеля(2ч).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

3. Оттиск поролоном(3ч).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. 

4. Оттиск печатками из ластика.(3ч)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и печатку.

5. Печать по трафарету.(3ч)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

6. Воздушные фломастеры(3ч).

Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу, точка, фактура.

Материалы: воздушные фломастеры – блопены, трафареты в соответствии с темой, белые листы.

Способ получения изображения: Ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами; чтобы закончить рисунок, нужно нарисовать фон.

7. Оттиск пробкой(2ч).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и пробка.

8. Черно-белый и цветной граттаж. (грунтованный лист)(3ч).

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная белая бумага, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

9. Набрызг(3ч).

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5*5 см.).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. Перышко.
(авторская методика рисования)(3ч).

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, перышко, обернутое ниткой так, чтобы остался только мягкий кончик для рисования.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на перышко и прорисовывает нужные элементы. Для изменения цвета меняется мисочка и перышко.

11. Рисование нитками(3ч).

Средства выразительности: линия, штрих.

Материалы: бумага клейкая, разной фактуры нитки, тесьма, шнур, ножницы.

Способ получения изображения: ребенок берет клейкую бумагу клейкой стороной вверх, отстригаем нужного размера нитки, тесьму, шнур и узором приклеивает их на клейкую бумагу.

12. Рисование цветным клеем
          (авторская методика рисования)(3ч).

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: клей ПВА разводится темперными красками в разной пропорции, в зависимости от нужного насыщения цвета.

Способ получения изображения: ребенок берет тюбик цветного клея и рисует, путем выдавливания из тюбика клея, осуществляя задумку.

13. Холодный батик(3ч).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: краска гуашь, кисти, кольцо для закрепления ткани, можно вместо кольца завязать ткань узелком.

Способ получения изображения: ребенок берет ткань в нужном месте (там, где будет располагаться элемент), и продевает ее в кольцо. Кистью набирает краску и красит ткань, которая находиться в противоположной стороне от маленького «хвостика». Затем достает ткань из кольца, разглаживает и прокрашивает нужные места ткани.


Тематическое планирование кружка «Фантазия»

Кол- во

часов

Тема

образовательных ситуаций

Цель

1

3

Рисование пальчиками

Осьминожки

Закреплять  навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой , рисование пальчиками ,развивать чувство композиции.

2

Рябинушка

3

Разноцветные краски осени

4

2

Оттиск печатками из картофеля

Ягоды и яблочки

Овладение навыком рисования с использованием нетрадиционной техники (печатки из картофеля). Закрепление данного навыка.

5

Моя любимая чашка

         6

3

Оттиск поролоном

В гости к лесовичку

Помочь детям освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изо­бражаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида.

7

Плюшевый медвежонок

8

Кораблик

9

3

Оттиск печатками из ластика

Страна

фантазии

Развивать фантазию и воображение при выборе содержания рисунка и способов изображения различными художественными техниками при изготовлении елочных игрушек.

10

11

12

3

Печать по трафарету

Помоги жучкам спрятаться на зиму

Познакомить с приемом печати по трафарету.

13

Снежинки

14

Елочка

15

3

Воздушные фломастеры

Мое любимое солнышко

Привлечь, детей и взрослых к изобразительному искусству используя нетрадиционные техники изображения.

16

Моя рука – моя семья

17

Цветы

18

2

Оттиск пробкой

Укрась платочек

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

19

Мои рукавички

20

3

Черно-белый и цветной граттаж. (грунтованный лист)

Зимние

узоры

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

21

Зимние

узоры

22

Зимняя сказка

23

3

Набрызг

Зимние напевы

Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.

Познакомить с новым способом изображения снега - «набрызги».

24

Подснежники

25

Бабочки

26

3

Перышко.

(авторская методика рисования)

Панно «Жар-птица» (коллективная работа)

Учить детей выполнять работу нетрадиционным способом -  перышками.

27

28

29

3

Рисование нитками

Весенняя сказка

(коллективная работа)

Развивать творчество и фантазию детей через изобразительную  и театрализованную деятельность.

Упражнять детей в применении нетрадиционных методов по изобразительной деятельности ( рисование нитками )

30

31

32

3

Рисование цветным клеем

(авторская методика рисования)

У Мурки день рожденье

Закрепить знания у детей о геометрических фигурах ( круг, треугольник, овал, полуовал), о цвете ( основные оттенки).

Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур.

33

Цвета радуги

34

Цветы для мамы

35

3

Холодный батик

Роспись ткани в технике «холодный батик»

(коллективная работа)

познакомить с техникой росписи ткани, с историей и особенностями этого древнего искусства;

расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства древнего искусства.

36

37


Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Видя, что первые неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование я стараюсь заботиться о том, чтобы их деятельность была успешной, - это будет укреплять их уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. Моей палочкой-выручалочкой стали книги по нетрадиционной технике рисования в детском саду. Я ознакомилась с этими книгами и попробовала сама порисовать теми способами, которые, по моему мнению, можно применить для декоративно-прикладного искусства. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, стоит попробовать эти техники с детьми. И что вы думаете? Когда дети сели рисовать и, обнаружив, что кисти и карандаши отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: «А что мы сегодня будем делать?» Мой ответ: «Рисовать» - поверг их в удивление. Долго думали чем. А когда узнали, что пальчиками. Удивились еще больше. Темой занятия была роспись сарафана для матрешек. И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия, был страх – испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в красную краску, другой в синюю, третий в зеленую. В результате у всех детей, кто рисовал, все получилось. Рисунки были красочные и веселые. Боязнь «не умею», «не могу» была побеждена. С тех самых пор, как я начала роботу с детьми в нетрадиционной технике рисования в декоративно-прикладном искусстве, если я предлагаю порисовать, первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: «Что мы будем сегодня рисовать и чем?» Каждое занятие удивляло детей новизной и неожиданным решением.

Однажды один мальчик спросил другого: «Ты что хочешь рисовать клеем?» (тот приклеивал в альбом вырезанные из журнала автомобили). Сосед улыбнулся и ответил: «А я не знаю, как, но вот было бы здорово! А ты хотел бы рисовать клеем?» После этого диалога я задумалась, а как бы это «здорово» превратить в реальность? Каково же было удивление этих мальчишек и других детей, когда я для украшения одежды для Тани и Вани внесла именно цветной клей. Ребята работали с удовольствием. Все мы получили удовлетворение от своих эскизов одежды.

Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать цветным клеем при рисовании русского народного костюма, или техникой узелкового батика павлово-посадских шалей? Каждый из методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. Большинство работ выполняется аккуратно, с хорошей техникой рисования.

Кроме того, мы вместе с детьми сами придумываем и изготовляем некоторые инструменты для рисования. Это разнообразные «тычки», печатки, инструменты для работы в технике «граттаж», для росписи филимоновской игрушки – перышко (до сих пор мастерицы Филимоново используют его для росписи глиняных игрушек), подбирали нитки для рисования вологодских кружев и т.д..

На занятиях по изготовлению игрушек (лепке) я ввела элементы моделирования. Дети иногда затруднялись, спрашивали меня, на сколько частей нужно делить глину для той ли иной поделки. Я сделала специальные таблицы, которые всегда у них перед глазами. Но я не запрещаю детям самим выбирать удобные для них способы и приемы лепки, лишь бы был результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы по нестандартным формам изобразительного искусства.

Прграмма по нестандартным формам изобразительного искусства:  пальчиковая живопись, рисум ладошкамиладошками.Цель программы: познакомить ребенка с нетрадиционными видами техники изображения рисун...

Нестандартные формы проведения родительских собраний и работа с родителями.

Родительское собрание и 100% посещаемости. Возможно такое? Да, если подойти к этому мероприятию с выдумкой, компьютером и интернетом....

«Развитие интереса к учебе через нестандартные формы уроков и занятий»

Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания дошкольников и школьников в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И в школе, и в ДОУ особое место занимают такие ф...

Родительское собрание в нестандартной форме.

Очень важно в работе с детьми, иметь хороших союзников-  родителей. Создавая благоприятный климат в группе между всеми участниками бразовательного процесса, можно достичь хороших результатов. И о...

Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Кудряшова Татьяна Александровна, старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ дет­ский сад «Солнышко»,с.Линда, городской округ город Бор Нижегородской областиСемья и детский сад имеют с...

Нестандартные формы занятий.

Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру....

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. Нестандартные формы автоматизации звуков.

Коррекция речевых нарушений – долгий систематический процесс. Выполнение родителями с детьми домашних заданий учителя-логопеда обеспечивает  большую результативность в коррекционной помощи ...