Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
статья на тему

Кудряшова Татьяна Александровна,

старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ дет­ский сад «Солнышко»,

с.Линда, городской округ город Бор Нижегородской области

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление довери­тельного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Проблема адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социаль­ная адаптация ребёнка перестаёт рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Вполне есте­ственно, что отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнако­мыми, себе подобными, маленькими детьми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Начало посещения ребенком детского сада создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Она заключается в том, что впервые малыш выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром сверстников и других взрослых людей. В кругу семьи малыш привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер пита­ния, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привыч­ного режима дня.

Эльконин Д. Б. подчеркивает, что значение детского общества для разви­тия ребенка велико. Прежде всего, дошкольник вынужден считаться с другими, когда выполняется совместная деятельность. Он должен уступать или отстаи­вать свою точку зрения, доброжелательно и терпеливо объяснять условия игры или общего задания, если хочет участвовать в той или иной деятельности вме­сте с ровесниками. И именно сверстники дают возможность ребенку учиться критически оценивать поведение, действия другого человека.

Мы знаем, что поступление в детский сад вызывает у ребенка стресс. Большое число незнакомых людей - основная причина стресса. Малышам при­сущи повышенная эмоциональная внушаемость, впечатлительность. Дети ран­него возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каж­дого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ре­бенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит срав­нительно легко и быстро.

Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Анализируя анкеты, которые заполняли родители, я отметила ряд типич­ных ошибок во время адаптации ребенка к ДОУ:

  • неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение;
  • родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь до­ма он охотно соглашался идти в детский сад;
  • родители не оценивают плаксивость как вероятность нормального со­стояния дошкольника в период адаптации к детскому саду;
  • многие родители не готовы к тому, что надо проявить терпение в этот сложный период для малыша;
  • родители сами пребывают в состоянии обеспокоенности, тревожности: думают, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы»;
  • родители не всегда согласны с тем, что дети на тонком душевном уров­не чувствуют обеспокоенность мамы или папы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстника­ми, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ре­бенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потреб­ность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Наблюдения за адаптацией детей раннего возраста показали, что малыш не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечат­лительный и эмоционально чувствительный.

Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как по­мочь родителям справиться со своим эмоциональным состоянием при разлуке с любимым чадом?

Для профилактики дошкольной дезадаптации в последнее время создают­ся различные формы взаимодействия, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в воспитании по отношению к детям, вновь посту­пающим в ДОУ, чтобы избежать в дальнейшем серьезных психологических проблем у ребенка.

Для решения этих вопросов наш детский сад выбрал инновационную мо­дель для подготовки родителей и детей к адаптационному периоду. Предлагае­мая модель адаптационного клуба «В детский сад без слез» - совместное взаимо­действие педагог-родитель-ребенок обеспечивает развитие личности ребенка и гармоничных отношений взрослый-ребенок, устанавливает доверительные от­ношения между детьми, родителями и педагогами, формирует потребность де­литься друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Такая организация взаимодействия педагогов и родителей в нашем саду послужила объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Поиск новых организаци­онных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культу­ры родителей.

Деятельность адаптационного клуба «В детский сад без слез» отвечает осо­бенностям психо-физиологического развития ребенка второго-третьего года жизни и желанию родителей адаптировать малыша к новым условиям.

Целью работы адаптационного клуба является пропаганда психолого­педагогических знаний среди родителей, оказание помощи в понимании воз­растных особенностей своего ребенка, его природной индивидуальности, реше­ние проблем адаптационного периода детей раннего возраста.

Деятельность адаптационного клуба «В детский сад без слез» направлена

на:

  • Профилактику дошкольной дезадаптации;
  • Создание комфортных условий пребывания детей в детском саду;
  • Обеспечение личностного развития ребенка раннего возраста.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с организацией воспитательно­-образовательного процесса в ДОУ.
  2. Вызвать у родителей интерес к личностному развитию ребенка ранне­го возраста.
  3. Подготовить ребенка к посещению детского сада.
  4. Установить психологический контакт ребенка с сотрудниками ДОУ.

Предполагаемые результаты по реализации задач адаптационного клуба

«В детский сад без слез»:

  • Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей ран­него возраста.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошколь­ного возраста на этапе раннего возраста.
  • Сохранение психического и физического здоровья детей раннего воз­раста в адаптационный период.

Как уже отмечалось, адаптационный период - серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия. Приспособление организма к новым условиям соци­ального существования, новому режиму сопровождается изменением поведен­ческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптационный клуб «В детский сад без слез», образованный на базе нашего детского сада для подго­товки неорганизованных малышей к поступлению в детский сад, облегчает привыкание малыша к дошкольному учреждению.

Первый этап подготовки малышей в детский сад мы начали со сбора ин­формации о потенциальных воспитанниках. Затем сформировали группу, куда пригласили родителей и детей, которым скоро предстояло посещать наш дет­ский сад.

Группы адаптации комплектовались за четыре месяца до поступления детей в ДОУ, т. к., по нашему мнению, наиболее полезно для ребенка сразу же по окончании адаптационного периода начать посещать ДОУ.

Второй этап заключался в том, что сформированная группа родителей и детей начала посещать занятия адаптационного клуба «В детский сад без слез». Деятельность адаптационного клуба осуществляется на основании разработан­ного Положения, Договора о сотрудничестве с родителями.

Здесь решаются многие проблемы, связанные с поступлением малыша в детский сад: родители знакомятся с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспи­танием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслужи­вания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т. д. В работе адаптационного клуба применяются различные формы взаимодей­ствия с родителями:

  • групповые и индивидуальные консультации;
  • просмотр видеороликов о жизни детей в детском саду;
  • проигрывание педагогических ситуаций;
  • знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада», создание собственной «Копилки» практических советов - Па­мятки различного психолого-педагогического содержания: «Почему он так себя ведет?», «Чем может помочь мама?», «Развивает дом, улица», «Спокойное ут­ро» и др.

Одновременно с родителями приходят в детский сад и малыши. Подго­товка малыша к жизни в детском саду происходит через знакомство с педаго­гами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы:

  • дидактические, познавательные, развивающие, речевые игры;
  • проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;
  • посещение занятий и музыкальных развлечений;
  • посещение малышами и их родителями режимных моментов группы раннего возраста.

Важное условие занятий в клубе - ребенок должен быть сыт и хорошо выспавшимся.

Занятия в адаптационном клубе проводятся два раза в неделю. Одно заня­тие проводится с родителями, другое - с детьми и родителями.

На первом занятии адаптационного клуба «В детский сад без слез» через анкетирование педагоги знакомятся с запросами и основными проблемами ро­дителей маленького ребенка. С помощью этого метода определяются качества личности ребенка, его интересы и успехи в различного рода деятельности; а также то, что основными проблемными вопросами является взаимодействие родителя и ребенка, умение реагировать на капризы малыша и многие другие вопросы семейного воспитания.

Используется тест-опросник родительского отношения к своему ребенку (А. Я. Варга, В. В. Столин). Известно, что родительское отношение к ребенку - это проявление разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуе­мых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и лич­ности ребенка, его поступков. По результатам опросника видно, что родители по-разному оценивают взаимоотношения со своими малышами - это или все безоблачно, или слишком придирчиво, или попустительски. Значит, наша зада­ча состоит в том, чтобы познакомить родителей с особенностями детей раннего возраста и взаимоотношениями с ними.

Структура проводимых занятий адаптационного клуба состоит из сле­дующих разделов:

  1. занятие:
  1. часть - работа консультационного пункта для родителей, где делятся своими знаниями педагоги, психолог, логопед, музыкальный руководитель, медработник.
  2. часть - Рекомендации специалистов, памятки для «Копилки».
  1. занятие:

Состоит из воспитательно-развивающих игр с малышами (познаватель­ные, речевые, сенсорные, музыкально-дидактические, конструктивные, двига­тельные).

Наблюдения показали, что на начальном этапе работы в группах наиболее эффективен метод, когда педагог непосредственно с малышами не контактиру­ет, а лишь руководит действиями матерей с детьми. Дети выполняют какие - либо действия только глядя на родителей.

В месяц проводится восемь занятий, четыре занятия - консультации с ро­дителями, четыре занятия - участие родителей и детей в режимном процессе в группе раннего возраста. Время таких занятий-встреч 40 минут.

Консультации, беседы проводят воспитатели, узкие специалисты соглас­но перспективному плану адаптационного клуба.

По просьбе родителей каждую последнюю неделю педагоги и узкие спе­циалисты ДОУ отвечают на возникшие вопросы. В течение месяца все интере­сующие вопросы родители могут в письменном виде «бросить в Почтовый ящик», который всегда находится в помещении для проведения встреч.

На занятиях клуба педагоги активно вовлекают родителей в воспитатель­но-образовательный процесс, ненавязчиво обучая их различным методам об­щения с ребенком: круглый стол, психологические тренинги, деловые игры, решение педагогических ситуаций, консультации, видеопросмотры материалов по организации жизни в ДОУ.

Занятия с детьми проходят в игровой форме с чередованием видов дея­тельности и содержат в себе различные упражнения: интеллектуальные, музы­кальные, художественно-эстетические, физические, речевые и направлены на тренировку памяти, внимания, развивают мелкую и крупную моторику, созда­ние благоприятной эмоциональной атмосферы.

Занятия с малышами включают:

  • пальчиковую гимнастику и артикуляционные игры: с помощью ла­дошек дети «надувают» шарики, «пекут» пирожки, какие у ежика иголки (расто­пыривают пальчики), простейшие упражнения на развитие речевого дыхания, ар­тикуляционного аппарата. Все это сочетается с небольшими веселыми стишками, которые превращают эти упражнения в увлекательную эмоциональную игру;
  • развитие речи и ознакомление с окружающим включает прослуши­вание сказок, заучивание и обыгрывание стихов и потешек. Игровые ситуации с дидактической игрушкой на обогащение пассивного и активного словаря;
  • музыкальные занятия - эмоциональный отклик на прослушанные пе­сенки, мелодии, повторение музыкально-ритмических движений;
  • физические упражнения расширят функциональные возможности де­тей раннего возраста. Упражнения сопровождаются веселыми стихами, исполь­зуются различные предметы: погремушки, мячи большие и маленькие;
  • развивающие игры и предметную деятельность: различные вклады­ши, рамки, которые развивают не только сенсомоторные функции, но и форми­руют интеллектуальную деятельность малыша.

Упражнения, требующие внимания и усидчивости чередуются с актив­ными движениями (физминутка или музыкальная разминка).

Родители находятся рядом со своими малышами, также проделывают все упражнения, которые предлагаются малышам.

Дети находятся в одной группе и мамы невольно начинают сравнивать успехи детей. Педагог всегда напоминает родителям, что успешное развитие - это не когда малыш делает успехи лучше другого, а когда он делает лучше по сравнению с самим собой.

Итак, родители уже хорошо ориентируются во всех условиях жизни детей в группе, у них установлены доверительные отношения с сотрудниками детского сада.

Основной показатель эффективности работы нашего клуба - это благопо­лучное привыкание ребенка к режиму детского сада.

Профессионально осуществлять взаимодействие педагог-ребенок- родитель в сфере воспитательно-образовательного и социального воспитания возможно только при соблюдении:

  • интеграции воспитательных и личностных ресурсов каждого специали­ста в процессе профессионального взаимодействия;
  • координации целенаправленных действий специалистов по созданию комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к воспи­таннику;
  • повышении квалификации специалистов.

Не все было гладко в работе адаптационного клуба: были проблемы с посе­щением, что отражалось на качестве воспитательно-развивающей и адаптацион­ной работы с детьми. Но дети, которых регулярно приводили на занятия-встречи, постепенно «втягивались» в общение в детском сообществе, узнавали друг друга. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включается несколько детей, но они начинали проявлять зрительный или тактильный интерес к сверстникам. Да и родители становились нашими единомышленниками и помощниками.

Проведение мероприятий совместного педагогического мониторинга по качеству проводимых занятий в адаптационном клубе специалистами ДОУ от­ражают, что деятельность адаптационного клуба дает положительные результа­ты. Дети, посещавшие его, легче адаптируются, у них ниже процент заболеваемости.

Адаптационный период считается законченным, если:

  • Ребенок ест с аппетитом;
  • Быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • Эмоционально общается с окружающими.
  • Играет.

Родители воспитанников адаптационного клуба больше доверяют педаго­гам, так как видели их в работе, знают об их отношении к детям.

Такая форма работы с неорганизованными детьми востребована родите­лями. Главное - это благополучное привыкание малыша к коллективу сверст­ников и воспитателям группы.

Родители в этот период осуществляют рекомендации педагогов и медра­ботника, которые способствуют укреплению эмоционального и физического здоровья малыша.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.

Итак, мы знаем, что наиболее сложная перестройка организма происхо­дит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в деза­даптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Этот постепенный переход из семьи в ДОУ и обеспечивает деятельность адаптационного клуба «В детский сад без слез». Четкая, профессионально сла­женная и продуманная работа педагогов, психолога, медработника, благопо­лучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителя­ми - залог успешного течения адаптации детей раннего возраста к детскому са­ду. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных ме­роприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в вопросах вос­питания детей.

Цель работы нашего ДОУ в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду - это оказание помощи в построении взаимоотноше­ний между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Мы выстраиваем такие отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимо­уважения, взаимопомощи, способности решать проблемы взаимодействия ро­дитель-ребенок.

Если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают ма­лышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие из­менения в жизни ребенка - ему на благо.

В завершение хочется отметить, что дошкольное образовательное учреж­дение является таким общественным институтом, с которым ежедневно всту­пают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Поэтому образовательное учреждение имеет возможность оказывать непосред­ственное влияние на семьи воспитанников. Воспитательные функции дошколь­ного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребёнка не­обходимо их взаимодействие. От качества целенаправленной совместной дея­тельности родителей и дошкольного учреждения зависят уровень педагогиче­ской культуры родителей, а, следовательно, и уровень воспитания. Положи­тельных результатов в воспитании здорового ребёнка можно достичь при под­держке, желании и тесном сотрудничестве педагогов с семьями воспитанников. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия дошкольного учрежде­ния и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания здоро­вого ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Кудряшова Татьяна Александровна, старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад «Солнышко», с.Линда, городской округ город Бор Нижегородской области

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Проблема адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребёнка перестаёт рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Вполне естественно, что отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми, себе подобными, маленькими детьми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Начало посещения ребенком детского сада создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Она заключается в том, что впервые малыш выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром сверстников и других взрослых людей. В кругу семьи малыш привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.

Эльконин Д. Б. подчеркивает, что значение детского общества для развития ребенка велико. Прежде всего, дошкольник вынужден считаться с другими, когда выполняется совместная деятельность. Он должен уступать или отстаивать свою точку зрения, доброжелательно и терпеливо объяснять условия игры или общего задания, если хочет участвовать в той или иной деятельности вместе с ровесниками. И именно сверстники дают возможность ребенку учиться критически оценивать поведение, действия другого человека.

Мы знаем, что поступление в детский сад вызывает у ребенка стресс. Большое число незнакомых людей - основная причина стресса. Малышам присущи повышенная эмоциональная внушаемость, впечатлительность. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Анализируя анкеты, которые заполняли родители, я отметила ряд типичных ошибок во время адаптации ребенка к ДОУ:

  • неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение;
  • родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад;
  • родители не оценивают плаксивость как вероятность нормального состояния дошкольника в период адаптации к детскому саду;
  • многие родители не готовы к тому, что надо проявить терпение в этот сложный период для малыша;
  • родители сами пребывают в состоянии обеспокоенности, тревожности: думают, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы»;
  • родители не всегда согласны с тем, что дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы или папы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Наблюдения за адаптацией детей раннего возраста показали, что малыш не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как помочь родителям справиться со своим эмоциональным состоянием при разлуке с любимым чадом?

Для профилактики дошкольной дезадаптации в последнее время создаются различные формы взаимодействия, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в воспитании по отношению к детям, вновь поступающим в ДОУ, чтобы избежать в дальнейшем серьезных психологических проблем у ребенка.

Для решения этих вопросов наш детский сад выбрал инновационную модель для подготовки родителей и детей к адаптационному периоду. Предлагаемая модель адаптационного клуба «В детский сад без слез» - совместное взаимодействие педагог-родитель-ребенок обеспечивает развитие личности ребенка и гармоничных отношений взрослый-ребенок, устанавливает доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, формирует потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Такая организация взаимодействия педагогов и родителей в нашем саду послужила объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Поиск новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

Деятельность адаптационного клуба «В детский сад без слез» отвечает особенностям психо-физиологического развития ребенка второго-третьего года жизни и желанию родителей адаптировать малыша к новым условиям.

Целью работы адаптационного клуба является пропаганда психологопедагогических знаний среди родителей, оказание помощи в понимании возрастных особенностей своего ребенка, его природной индивидуальности, решение проблем адаптационного периода детей раннего возраста.

Деятельность адаптационного клуба «В детский сад без слез» направлена

на:

  • Профилактику дошкольной дезадаптации;
  • Создание комфортных условий пребывания детей в детском саду;
  • Обеспечение личностного развития ребенка раннего возраста.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
  2. Вызвать у родителей интерес к личностному развитию ребенка раннего возраста.
  3. Подготовить ребенка к посещению детского сада.
  4. Установить психологический контакт ребенка с сотрудниками ДОУ.

Предполагаемые результаты по реализации задач адаптационного клуба

«В детский сад без слез»:

  • Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.
  • Сохранение психического и физического здоровья детей раннего возраста в адаптационный период.

Как уже отмечалось, адаптационный период - серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптационный клуб «В детский сад без слез», образованный на базе нашего детского сада для подготовки неорганизованных малышей к поступлению в детский сад, облегчает привыкание малыша к дошкольному учреждению.

Первый этап подготовки малышей в детский сад мы начали со сбора информации о потенциальных воспитанниках. Затем сформировали группу, куда пригласили родителей и детей, которым скоро предстояло посещать наш детский сад.

Группы адаптации комплектовались за четыре месяца до поступления детей в ДОУ, т. к., по нашему мнению, наиболее полезно для ребенка сразу же по окончании адаптационного периода начать посещать ДОУ.

Второй этап заключался в том, что сформированная группа родителей и детей начала посещать занятия адаптационного клуба «В детский сад без слез». Деятельность адаптационного клуба осуществляется на основании разработанного Положения, Договора о сотрудничестве с родителями.

Здесь решаются многие проблемы, связанные с поступлением малыша в детский сад: родители знакомятся с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т. д. В работе адаптационного клуба применяются различные формы взаимодействия с родителями:

  • групповые и индивидуальные консультации;
  • просмотр видеороликов о жизни детей в детском саду;
  • проигрывание педагогических ситуаций;
  • знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада», создание собственной «Копилки» практических советов - Памятки различного психолого-педагогического содержания: «Почему он так себя ведет?», «Чем может помочь мама?», «Развивает дом, улица», «Спокойное утро» и др.

Одновременно с родителями приходят в детский сад и малыши. Подготовка малыша к жизни в детском саду происходит через знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы:

  • дидактические, познавательные, развивающие, речевые игры;
  • проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;
  • посещение занятий и музыкальных развлечений;
  • посещение малышами и их родителями режимных моментов группы раннего возраста.

Важное условие занятий в клубе - ребенок должен быть сыт и хорошо выспавшимся.

Занятия в адаптационном клубе проводятся два раза в неделю. Одно занятие проводится с родителями, другое - с детьми и родителями.

На первом занятии адаптационного клуба «В детский сад без слез» через анкетирование педагоги знакомятся с запросами и основными проблемами родителей маленького ребенка. С помощью этого метода определяются качества личности ребенка, его интересы и успехи в различного рода деятельности; а также то, что основными проблемными вопросами является взаимодействие родителя и ребенка, умение реагировать на капризы малыша и многие другие вопросы семейного воспитания.

Используется тест-опросник родительского отношения к своему ребенку (А. Я. Варга, В. В. Столин). Известно, что родительское отношение к ребенку - это проявление разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. По результатам опросника видно, что родители по-разному оценивают взаимоотношения со своими малышами - это или все безоблачно, или слишком придирчиво, или попустительски. Значит, наша задача состоит в том, чтобы познакомить родителей с особенностями детей раннего возраста и взаимоотношениями с ними.

Структура проводимых занятий адаптационного клуба состоит из следующих разделов:

  1. занятие:
  1. часть - работа консультационного пункта для родителей, где делятся своими знаниями педагоги, психолог, логопед, музыкальный руководитель, медработник.
  2. часть - Рекомендации специалистов, памятки для «Копилки».
  1. занятие:

Состоит из воспитательно-развивающих игр с малышами (познавательные, речевые, сенсорные, музыкально-дидактические, конструктивные, двигательные).

Наблюдения показали, что на начальном этапе работы в группах наиболее эффективен метод, когда педагог непосредственно с малышами не контактирует, а лишь руководит действиями матерей с детьми. Дети выполняют какие - либо действия только глядя на родителей.

В месяц проводится восемь занятий, четыре занятия - консультации с родителями, четыре занятия - участие родителей и детей в режимном процессе в группе раннего возраста. Время таких занятий-встреч 40 минут.

Консультации, беседы проводят воспитатели, узкие специалисты согласно перспективному плану адаптационного клуба.

По просьбе родителей каждую последнюю неделю педагоги и узкие специалисты ДОУ отвечают на возникшие вопросы. В течение месяца все интересующие вопросы родители могут в письменном виде «бросить в Почтовый ящик», который всегда находится в помещении для проведения встреч.

На занятиях клуба педагоги активно вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс, ненавязчиво обучая их различным методам общения с ребенком: круглый стол, психологические тренинги, деловые игры, решение педагогических ситуаций, консультации, видеопросмотры материалов по организации жизни в ДОУ.

Занятия с детьми проходят в игровой форме с чередованием видов деятельности и содержат в себе различные упражнения: интеллектуальные, музыкальные, художественно-эстетические, физические, речевые и направлены на тренировку памяти, внимания, развивают мелкую и крупную моторику, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Занятия с малышами включают:

  • пальчиковую гимнастику и артикуляционные игры: с помощью ладошек дети «надувают» шарики, «пекут» пирожки, какие у ежика иголки (растопыривают пальчики), простейшие упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата. Все это сочетается с небольшими веселыми стишками, которые превращают эти упражнения в увлекательную эмоциональную игру;
  • развитие речи и ознакомление с окружающим включает прослушивание сказок, заучивание и обыгрывание стихов и потешек. Игровые ситуации с дидактической игрушкой на обогащение пассивного и активного словаря;
  • музыкальные занятия - эмоциональный отклик на прослушанные песенки, мелодии, повторение музыкально-ритмических движений;
  • физические упражнения расширят функциональные возможности детей раннего возраста. Упражнения сопровождаются веселыми стихами, используются различные предметы: погремушки, мячи большие и маленькие;
  • развивающие игры и предметную деятельность: различные вкладыши, рамки, которые развивают не только сенсомоторные функции, но и формируют интеллектуальную деятельность малыша.

Упражнения, требующие внимания и усидчивости чередуются с активными движениями (физминутка или музыкальная разминка).

Родители находятся рядом со своими малышами, также проделывают все упражнения, которые предлагаются малышам.

Дети находятся в одной группе и мамы невольно начинают сравнивать успехи детей. Педагог всегда напоминает родителям, что успешное развитие - это не когда малыш делает успехи лучше другого, а когда он делает лучше по сравнению с самим собой.

Итак, родители уже хорошо ориентируются во всех условиях жизни детей в группе, у них установлены доверительные отношения с сотрудниками детского сада.

Основной показатель эффективности работы нашего клуба - это благополучное привыкание ребенка к режиму детского сада.

Профессионально осуществлять взаимодействие педагог-ребенок- родитель в сфере воспитательно-образовательного и социального воспитания возможно только при соблюдении:

  • интеграции воспитательных и личностных ресурсов каждого специалиста в процессе профессионального взаимодействия;
  • координации целенаправленных действий специалистов по созданию комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к воспитаннику;
  • повышении квалификации специалистов.

Не все было гладко в работе адаптационного клуба: были проблемы с посещением, что отражалось на качестве воспитательно-развивающей и адаптационной работы с детьми. Но дети, которых регулярно приводили на занятия-встречи, постепенно «втягивались» в общение в детском сообществе, узнавали друг друга. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включается несколько детей, но они начинали проявлять зрительный или тактильный интерес к сверстникам. Да и родители становились нашими единомышленниками и помощниками.

Проведение мероприятий совместного педагогического мониторинга по качеству проводимых занятий в адаптационном клубе специалистами ДОУ отражают, что деятельность адаптационного клуба дает положительные результаты. Дети, посещавшие его, легче адаптируются, у них ниже процент заболеваемости.

Адаптационный период считается законченным, если:

  • Ребенок ест с аппетитом;
  • Быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • Эмоционально общается с окружающими.
  • Играет.

Родители воспитанников адаптационного клуба больше доверяют педагогам, так как видели их в работе, знают об их отношении к детям.

Такая форма работы с неорганизованными детьми востребована родителями. Главное - это благополучное привыкание малыша к коллективу сверстников и воспитателям группы.

Родители в этот период осуществляют рекомендации педагогов и медработника, которые способствуют укреплению эмоционального и физического здоровья малыша.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.

Итак, мы знаем, что наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Этот постепенный переход из семьи в ДОУ и обеспечивает деятельность адаптационного клуба «В детский сад без слез». Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психолога, медработника, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог успешного течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в вопросах воспитания детей.

Цель работы нашего ДОУ в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду - это оказание помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Мы выстраиваем такие отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы взаимодействия родитель-ребенок.

Если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка - ему на благо.

В завершение хочется отметить, что дошкольное образовательное учреждение является таким общественным институтом, с которым ежедневно вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Поэтому образовательное учреждение имеет возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников. Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. От качества целенаправленной совместной деятельности родителей и дошкольного учреждения зависят уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень воспитания. Положительных результатов в воспитании здорового ребёнка можно достичь при поддержке, желании и тесном сотрудничестве педагогов с семьями воспитанников. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания здорового ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете. Как справится  ребенок с новой ситуацией?Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду», и как сделать так, чтоб...

Аналитический отчет за период 2013-2015гг воспитателя группы раннего развития «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за 2013 – 2015 г. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов....

«Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей  дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательн...

Статья "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"

В статье проведен анализ понятия «адаптация», представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организа...

Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление довери­тельного делового контакта между семьей и детским садом, ...