Главные вкладки

    Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"
    материал по теме

    Кокунова Светлана Николаевна

     

    Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете.

    Как справится  ребенок с новой ситуацией?
    Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду», и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для Вашего малыша?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adaptaciya.doc88 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ

    ДОШКОЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

                                 

      Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете.

    Как справится  ребенок с новой ситуацией?
    Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду»,

    и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для Вашего малыша?

     

                  Родившийся малыш постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды, живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Но время бежит быстро.

                  Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать" — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.

    Что же всё таки такое адаптация?

               Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

               Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

                Присмотритесь повнимательней к ребенку, он здоровый или все-таки больной? Кажется, не то и не другое. Ваш малыш в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Что-то сходное испытывали вы, когда были беременны. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша.

                  Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка. В огромной степени - отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

                   Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ваш ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов. Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.  К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды. И вот вы именно в то время, когда ребенок остро в вас нуждается, когда вам необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это "надорвет" его. И часть детей и в самом деле "надрывается", о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.

    По тому, как дети приспосабливаются к садику, выделяют три основные группы адаптации.

    Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

    Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в хучшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Hо постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!

    Средняя степень адаптации - в эту группу опадают дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все дети - у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.

    Поведение ребенка:

    Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

    Легкая адаптация - наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

    Поведение ребенка:

    Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца.

                Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом этапе, психологами был специально разработан ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу, и эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад.

    гр

    эмоциональное состояние

    деятельность

    отношения со взрослым

    отношения с детьми

    Речь

    потребность в общении

    1.

    слёзы, плач

    отсутствует

    отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя)

    отрицательные

    отсутствует или связана с воспоминаниями о близких.

    Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.

    2.

    неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого.

    наблюдение, подражание взрослым.

    положительные, по инициативе воспитателя.

    отсутствуют или положительные (ответные).

    ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых).

    Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении  от него сведений об окружении.

    3.

    спокойное, уравновешенное

    предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра.

    положительные, по инициативе ребёнка

    положительные

    инициативная (сам обращается ко взрослым и детям).

    Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.

    Насколько легко ребенок войдет в коллектив группы?

             

              Это зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько сам малыш замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Нередко родители чуть ли не отговаривают дитя от садика - и порой успешно. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

               Не следует вместе с тем забывать, что на поведение и развитие маленького ребенка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный ребенок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляется. Он может отставать в физическом развитии, иметь меньшие показатели и по росту и весу, развитию движений. Все это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения детского сада.

                Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

    Очередная простуда

                Как же отнестись к тому объективному факту, что в саду ребенок часто болеет? Стресс, в частности, проявляется в том, что ребенок слабеет, у него снижается сопротивляемость к заболеваниям. Кроме того, в детском коллективе значительно выше вероятность инфицирования ребенка, чем дома. Любой здоровый малыш может быть носителем микроорганизмов, на которые он сам не реагирует, так как они для него "свои", а для другого они могут послужить причиной заболевания. А мамы порой думают, что ребенка в саду "простудили".

                Самое важное, что следует при этом иметь в виду: причина постоянных простуд и хронических ОРЗ чаще вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

                 Какие шаги могут предпринять родители с этой целью? Прежде всего, необходима уверенность, что не только ваш ребенок "подходит" детскому саду, но и конкретный сад подходит вашему ребенку. Ведь не секрет, что садик садику рознь. Родители должны убедиться: атмосфера выбранного ими учреждения достаточно благоприятна и комфортна.

    Кроме этого, врачи рекомендуют  в период адаптации для профилактики острых респираторных заболеваний провести десятидневный курс витаминотерапии. В последующие полгода такие курсы надо повторять каждые 1,5 месяца. Доказано положительное влияние препаратов, улучшающих клеточный обмен, на снижение заболеваемости ОРВИ в период адаптации.

    Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?

                 

             Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.

                  Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру на положительный результат.

                   Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.

                    В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.

    Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?

                   Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.

    Во-первых, сами относитесь доброжелательно и приветливо к окружающим людям, не проявляйте озлобленность к другим и тогда и малыш будет контактным, и не будет бояться общества.

    С детками постарше чаще гуляйте в парках и на детских площадках, пусть малыш учится контактировать и с взрослыми, и со сверстниками. Наблюдайте, замкнут ли ваш ребенок или открыт для контакта и помогите ему приобрести навыки общения.

    Множество конфликтов в детском саду происходит на почве нежелания делиться игрушками. Решить этот вопрос будет нелегко. Нужно научить ребенка и не жадничать, и в то же время уметь отстаивать свои интересы. Проигрывайте с карапузом такие моменты, покажите ему, как решить проблему без конфликта (например, поменяться друг с другом или пусть предложит второму ребенку другую игрушку, если не хочется расставаться со своей).

    Говорите своему малышу, что вы очень довольны им, ведь он такой большой и самостоятельный. Расскажите чем занимаются в детском саду, что туда приходят много деток и ему будет весело с ними играться. Ведь неизвестность всегда пугает, особенно малышей. А так он будет спокойней и уверенней в себе.

    Никогда не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, и не критикуйте воспитателей, дети легко перенимают ваше отношение.

    Покажите ребенку его превосходное положение. Ведь мам и пап, а также бабушек и дедушек не берут в детский сад играться, только он удостоился такой чести (ему можно то, что не доступно родителям). А значит быть в садике – это не наказание, а радость.

    Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

    Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

    Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

    Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

    Щадить его ослабленную нервную систему.

    Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

    Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

    Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

    Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

    Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.

    При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

    При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста. 
     

    Анкета «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?».

    ФИО ребенка ________________________________________

    Дата рождения ______________

    Сколько полных лет_______________

    1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

    Бодрое, уравновешенное – 3 балла

    Неустойчивое – 2 балла

    Подавленное – 1 балл

    2. Как Ваш ребенок засыпает?

    Быстро, спокойно (до 10 мин) – 3 балла

    Долго не засыпает – 2 балла

    Неспокойно – 1 балл

    3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельная и пр.)?

    Да -1 балл

    Нет – 3 балла

    4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

    2ч. – 3 балла

    1ч - 1 балл

    5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

    Хороший – 4 балла

    Избирательный – 3 балла

    Неустойчивый – 2 балла

    Плохой – 1 балл

    6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

    Положительно -3 балла

    Отрицательно - 1 балл

    7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?

    Да -3 балла

    Нет, но бывает сухой – 2 балла

    Нет и ходит мокрый – 1 балл

    8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

    Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)

    Да - 1 балл

    Нет – 3 балла

    9. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и новой обстановкой?

    Да – 3 балла

    Иногда – 2 балла

    Нет - 1 балл

    10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

    Да – 3 балла

    Иногда – 2 балла

    Нет - 1 балл

    11. Как Ваш ребенок играет?

    Умеет играть самостоятельно - 3 балла

    Не всегда – 2 балла

    Не играет сам – 1 балл

    12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

    Легко идет на контакт – 3 балла

    Избирательно - 2 балла

    Трудно – 1 балл

    13. Какие взаимоотношения с детьми?

    Легко идет на контакт – 3 балла

    Избирательно - 2 балла

    Трудно – 1 балл

    14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

    Да – 3 балла

    Иногда – 2 балла

    Нет - 1 балл

    15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

    Есть - 3 балла

    Не всегда – 2 балла

    Нет – 1 балл

    16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

    Перенес разлуку легко – 3 балла

    Тяжело – 1 балл

    17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому – либо из взрослых?

    Есть - 1 балл

    Нет – 3 балла

    Прогноз адаптации:

    Готов к поступлению в ДОУ – 55 – 40 баллов;

    Условно готов – 39-24 балла;

    Не готов – 23-16 баллов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему "Развитие речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения".

    Мы с Вами рассмотрим понятие о языке и речи, определим факторы языковой способности, рассмотрим закономерности развития речи (то есть затронем теоретическую базу и перейдём к практике), поставим...

    Использование элементов фитбол-гимнастики для речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Среди детей, посещающих ДОУ, растет число с нарушениями речи.  О том, какие комплексные мероприятия оздоровительного и коррекционного характера мы применяем, используя нетрадиционные средст...

    Социализация агрессивных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

    В данной статье представлены материалы теоретического анализа процесса социализации ребенка в дошкольном возрасте, раскрыт понятийный аппарат проблемы социализации, выявлена специфика процесса с...

    Специфика управления процессом адаптации слабовидящих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Проблема адаптации детей является междисциплинарной и чрезвычайно актуальной в связи с тем, что в последнее время резко изменились социально-культурные услов...

    Социализация агрессивных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Интересная и познавательная информация для родителей и педагогов ГДОУ....

    Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Держим на контролеКакие показатели, выявляющие состояние здоровья, предполагает про­грамма комплексной оценки физических возможностей дошкольников? Наличием каких двигательных навыков и физи...


     

    Комментарии

    Белашова Татьяна Анатольевна

    Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.