Доклад на тему "Развитие речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения".
материал по развитию речи по теме

Голубцова Оксана Павловна

 

Мы с Вами рассмотрим понятие о языке и речи, определим факторы языковой способности, рассмотрим закономерности развития речи (то есть затронем теоретическую базу и перейдём к практике), поставим перед собой задачи по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения и освежим в памяти методы и приёмы её развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx48.81 КБ
Файл yazyk_-_znakovaya_sistema.pptx90.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                ДОКЛАД

«Развитие речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения».

Подготовила: Учитель-логопед                 МБДОУ №20 «Югорка»

 Голубцова Оксана Павловна.

Сургут – 2011г.

На сегодняшнем заседании пед.совета. Мы с Вами рассмотрим понятие о языке и речи, определим факторы языковой способности, рассмотрим закономерности развития речи (то есть затронем теоретическую базу и перейдём к практике), поставим перед собой задачи по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения и освежим в памяти методы и приёмы её развития.

Развитие речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Эта задача не только педагогики и психологии, но и таких наук как лингвистка, неврология, нейропсихология, нейролингвистика, логопедия.

Результаты исследований таких учёных как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, А. Н. Гвоздев подвели отечественную педагогику к осознанию того, что речевое развитие детей в дошкольный период не должно иметь спонтанный, стихийный  характер, это должен быть чётко и правильно организованный комплексный и систематический подход. Систематичность подхода выражается в подаче материала, по развитию речи и обучению родному языку, в строгой последовательности, построенной по определённому плану.

Задачей комплексного подхода является решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных речевых задач (это развитие фонетики, лексики, грамматики, связанной речи). Но решение разных речевых задач на каждом возрастном этапе    выглядит по-разному. Отсюда вытекает принцип преемственности. По отношению к детям дошкольного возраста мы имеем дело с двумя формами осуществления преемственности – линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи осуществляется прежде всего через линейную форму, поскольку от группы к группе идёт постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений (то есть чего то больше чего то меньше). Вместе с тем на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связанной речи – это связывание предложений в высказывания, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений.

По этому когда от Вас просят тематическое планирование вы должны вычленить приоритетные линии развития каждой речевой задачи и  в следующем году для себя их только расширять и преумножать.

Я уже не однократно повторилась, что мы с вами обучаем ребёнка родному языку и развиваем речь. Давайте разграничим эти понятия. Определим их структурные компоненты.

Таблица №1

Язык – это самобытная, постоянно развивающаяся ЗНАКОВАЯ система, являющаяся средством связи между человеком и окружающим его миром, или, как говорят языковеды, внеязыковой реальностью.Знаки языка это – морфемы, слова, словосочетания, предложения.

Позволю себе сделать  небольшое отступление и     рассказать вам, что на земле насчитывается около 5 тысяч языков, с развитием коммуникаций, глобализации и миграции количество живых языков сокращается со средней скоростью один язык в две недели.

На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят на китайскомхинди,английскомиспанскомарабскомрусском и португальском.Для того чтобы язык сохранялся, требуется около 100 тысяч его носителей.Языки умирают вместе с последним носителем, и поэтому опасность грозит, прежде всего, народностям, не использующим письменность].Только задумайтесь, около половины ныне существующих языков выйдет из употребления уже к середине XXI столетия.Спасибо великим сподвижникам Кириллу и Мефодию, которые дали нам славянскую азбуку. Адаптировав её  мы создали огромный потенциал для своего языка и письменности. И явили людям великий, могучий  русский язык. И задумайтесь пожалуйста,если язык изучают менее 70 % детей, он уже считается исчезающим.

Таблица №2

Усвоить языковой знак — это: 1) запомнить его материальную оболочку, т. е. запомнить его звучание и соответствующие ему мышечные движения органов речи; 2) понять, какому предмету или явлению внеязыковой реальности он соответствует, что он кодирует, т. е. понять его смысл.

Материальная оболочка языковых знаков, или «материя языка», в устной речи — это звуки, т. е. фонемы и просодемы (элементы интонации — сила звука, высота тона, тембр голоса, темп речи), в письменной речи — графемы, т. е. буквы и небуквенные графические знаки (пробелы между словами, знаки ударения, знаки препинания и т. д.).
Для каждого человека «материя языка» — это прежде всего ощущения речедвигательные и слуховые при работе мышц речевого и слухового аппарата, а также ощущения зрительные (при чтении) и речедвигательные при работе мышц речевого аппарата и пишущей руки (при письме). Фонемы, просодемы и графемы не являются знаками, поскольку вне языка ничего не обозначают и только служат для конструирования языковых знаков; в лингвистике такие языковые единицы называют фигурами.
Ребенок, обучающийся речи, должен запомнить (узнавать на слух и уметь артикулировать) все фигуры — фонемы и просодемы родного языка, чтобы конструировать из них языковые знаки. Школьник, обучающийся письменной речи, должен научиться соотносить фонемы и просодемы своей устной речи с буквами и другими графическими знаками.
Смысл языковых знаков (морфем, слов, словосочетаний, предложений) — это их соответствие предметам, действиям, признакам, отношениям реального мира, которые они обозначают. Следовательно, понимать языковой знак — значит соотносить эту морфему, слово и т. д. с определенным явлением действительности.
Смысл языкового знака может быть или предметным или логическим. Знак языка, имеющий предметный смысл, обозначает предметы и явления, их действия, их признаки (например, свет — физическое явление, светить, осветить — действия света, светлый, светло — определенные признаки какого-то предмета или действия). Знак языка, имеющий логический смысл, обозначает логические отношения (для света— отношения цели, из-за света — отношения причины, на свету — отношения места, не тень, а свет — отношения противопоставления).
Языковые значения предметного ряда называют лексическими языковыми значениями,

Языковые значения логического (мыслительного) ряда называют грамматическими языковыми значениями.
Таким образом, когда говорят, что ребенок понимает значение слова (свет) и его формы (для света), то это значит, что он правильно соотносит данную последовательность звуков (или букв) с внеязыковым явлением предметного ряда (светом как таковым) и тем самым вычленяет лексическое значение слова; правильно соотнося формальные элементы слов с внеязыковыми явлениями логического ряда (предлог для и окончание а, создающие смысл отношений цели), он вычленяет грамматическое значение слова.

Особенностью каждого языкового знака — и лексического и грамматического — является еще и то, что он, кроме обозначения внешней по отношению к говорящему реальности, может обозначать внутреннее состояние говорящего — его оценку этой реальности, т. е. выражать его эмоции, чувства. Например, лексическое значение слов спит, почивает, дрыхнет одно и то же — «находится в состоянии сна»; но слова эти обозначают разную оценку говорящим данного состояния: словом дрыхнет он выражает свою отрицательную эмоцию (порицание, пренебрежение); слово почивает может выражать его возвышенное чувство (благоговение), слово спит не имеет эмоциональной окраски (говорящий только констатирует факт, не проявляя своего отношения).
Грамматические языковые значения тоже выражают оценку говорящим реальности. В качестве примера рассмотрим две конструкции побудительного предложения: «Ну, читай!» — грубым, капризным тоном требует от воспитателя ребенок; «Читайте, пожалуйста, Мария Васильевна!» — ласковым, приветливым тоном просит воспитателя ребенок. В обоих предложениях эмоции проявляются прежде всего в тембре голоса, в тоне, каким были сказаны эти предложения; кроме того, эмоции выражены грамматическими средствами: в первом предложении употреблены повелительная форма глагола единственного числа и побудительная частица ну!, в результате фраза имеет грубо повелительный характер; во втором предложении — повелительное наклонение глагола множественного числа, т. е. форма вежливости, вводное слово (пожалуйста) и обращение показывают уважение говорящего к собеседнику.

И так, мы с вами разобрали, что же такое язык. А что же такое речь?

Таблица №3

Речь – это индивидуальное правильное использование лексических и грамматических знаков языка для общения, познания, саморегулировки.

Правила употребления фигур языка, лексических и грамматических знаков языка называют нормой языка. Норма устанавливается традиционно.
Например, в русском языке есть суффиксы -тель,-щик, -ист, которые образуют слова со значением лица (водитель, носильщик, велосипедист); человек, владеющий нормой языка, не ошибается в употреблении этих суффиксов; он не скажет возильщик, носилист, велосипедитель, поскольку помнит, что «так не говорят». Другой пример возьмем из лексики: русские говорят об отправляющемся в путь поезде отходит, о пароходе — отчаливает, о самолете — стартует, о лошади — трогает; если человек помнит это, значит, он владеет нормой языка. Пример из синтаксиса: нельзя строить словосочетания так: «верить о счастье», «тревожиться о сыне», надо: «верить в счастье», «тревожиться за сына»; кто не помнит, как правильно должны быть связаны слова в словосочетаниях, с помощью каких падежных форм или предлогов, тот не знает нормы языка. В стилистике знание норм языка проявляется в том, что человек не употребляет в одном тексте слова или словоформы разных стилей. Например, в предложении «С горы упал большой камень и перекрыл дорогу» можно заменить некоторые слова их синонимами: упасть — низвергнуться — грохнуться; большой камень — каменная глыба — здоровенный булыжище; перекрыть — преградить — сделать пробку. В данных рядах синонимов первые слова — нейтральные, вторые — книжные, третьи — разговорные. В предложения их можно ввести так: «С горы низверглась каменная глыба и преградила нам путь» (книжный стиль); «С горы грохнулся на дорогу здоровенныйбулыжище — и вот тебе пробка» (разговорный стиль). Сказать «булыжище низвергается» или «низвергается и делает пробку» — значит смешать стили, допустить стилистическую ошибку. Нормы употребления в речи звуков языка составляют правила орфоэпии, а нормы передачи их на письме — правила графики и орфографии.
Традиция употребления элементов языка (знаков) в речи не регулируется правилами в собственном смысле слова: на вопрос, например, о том, почему надо говорить «писать о поездке», но — «описать поездку», ответ может быть только один — так принято, такова традиция. Традиция просто запоминается.
Чтобы овладеть родной речью, надо запомнить традицию употребления языковых знаков: их сочетаемость, взаимозаменяемость, звуковое и графическое оформления.

Да, процесс усвоения традиционных речевых навыков в дошкольный период многогранный и многоаспектный. Что бы овладеть им, нужен большой интеллектуальный потенциал, то есть способность познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления.  Но нельзя забывать о том, что эта зависимость обоюдная. Поэтому,  взрослые, окружающие ребенка, должны правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, тогда такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали к  животных и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали их в человеческое общество, то всегда оказывалось, что они имеют повадки вскормившего их животного и совершенно не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.

 Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что родители не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.

Для полноценного развития речи важное значение имеет ещё одна связь. И она так же является взаимозависимой. Это связь между развитием речи и, следовательно, интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков. За формирование произносительных навыков отвечает большое количество анализаторов, центральной частью которых является мозг. При сохранности этих анализаторов речь развивается в полном объёме и формируется высшая ступень речи - внутренняя речь.

На основе выше сказанного можно обозначить следующие методические тезисы по развитию речи ребёнка. Итак, что значит обучать ребенка речи — значит помогать ему усваивать (запоминать) «материю языка» (тренировать органы речи), облегчать понимание смысла знаков языка — лексического и грамматического (тренировать интеллект), учить выражать оценку реальности с помощью лексических и грамматических знаков (тренировать эмоции и чувства); облегчать запоминание литературной нормы, т. е. традиции употребления (сочетаемости и возможности взаимозаменяемости) языковых знаков (морфем, слов, словосочетаний, предложений), их звукового и графического оформления. Таблица №4

Подытожив выше сказанное можно сделать вывод, что речь – это языковая способность трёх факторов. Социального, физиологического и психологического. Таблица №5

Нас с вами как работников дошкольного образовательного учреждения, как социального объекта  интересует социальный фактор. Таблица №6

 А именно создание  благоприятной естественной речевой среды  и искусственной речевой среды с высоким развивающим потенциалом, оптимальным для каждой возрастной группы. Что значит благоприятная естественная речевая среда в ДОУ. Это когда в бытовых ситуациях, при приёме пищи, во время прогулки, в процессе игр, при ознакомлении с окружающим, в процессе хозяйственно-бытового труда, во время праздников и развлечений, во время НОДпо формированию элементарных математических представлений, лепка, аппликация, экология, музыкальные занятия, физкультура, конструирование, изо деятельность дети слышат правильную по звуковому наполнению, полную, развёрнутую, стилистически грамотную  речь окружающих его взрослых, так как дети всегда подражают взрослым.

Искусственная речевая среда в ДОУ создаётся  с помощью наполнения игровых комнат, игровых зон, уличных площадок, кабинетов дополнительных занятий, элементами, способствующими развитию речи. А так же на специальных занятиях по развитию речи и ознакомлениюс художественной литературой.

На занятиях по развитию речи ребёнок учится соотносить свои речевые действия с образцом, показываемым воспитателем, и с его словами (что делать? и как делать?), учится выполнять учебные действия совместно с другими ребятами, учится беседовать, принимать участие в дидактической игре, он привыкнет сосредотачивать внимание на определённом объекте, сдерживаться, говорить по очереди. На занятиях дети получат новые знания (вместе с новыми словами и грамматическими формами).

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остаётся речь самого воспитателя, комментирующего текст. То есть я вас подвожу к тому уважаемые воспитатели, что  и в случае чтения художественной литературы основным источником вдохновения в познании родного языка являетесьВЫ . Как вы прочитаете текст, с помощью каких элементов просодики донесёте переживания героев. Зависит  любовь детей  к родному языку, чтению художественной литературы.

И, так, развитие речи в ДОУ при благоприятной естественной и искусственной среде проходит с помощью следующих средств. Таблица №7

Общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, различные виды искусств.

И вот мы свами всё создаём и создаём  благоприятную естественную и искусственную речевую среду. А вот является ли она развивающей, нам помогут понять принципы построения развивающей речевой среды. Таблица №8

- Это принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Это значит, что важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной».  И когда вы хотите наладить с ребёнком контакт нельзя находиться в позиции сверху даже физически. Правильная позиции при взаимодействии это глаза в глаза.

-Принцип активности самостоятельности творчества.

Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

Например:

  1. На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.

В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д. , всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.

-Принцип стабильности-динамичности.

В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.

Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.

-Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.

- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.

- Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.

Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.

- Принцип открытости – закрытости

Может быть представлен в нескольких аспектах.

  1. Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.
  2. Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера.

С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.

  1. Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.

- Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.

И так, мы с вами подошли к основным направлениям работы над речью в ДОУ. Таблица №9

Это, развитие и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие диалогической речи, развитие монологической речи, ознакомление с художественной литературой, формирование элементарного осознания явлений   языка и речи. Развитие всех направлений осуществляется с помощью различных методов и приёмов. Таблица №10

Методы наглядные: приёмы – показ картин, картинки; показ игрушки; показ движения, действия; использование ТСО. Методы словесные: приёмы – речевой образец; повторение; объяснения; указания; словесные упражнения; оценка детской речи, вопрос. Виды вопросов: репродуктивные (когда задаётся вопрос на ранее усвоенные знания), поисковые (задаются во время выполнения ребёнком действий для нахождения результата), обобщающие, прямые, наводящие, подсказывающие. Методы практические: носят игровой характер – дидактические игры; игровые упражнения; игровые занятия.

Мы с Вами начнём рассматривать одну из задач по развитию речи в ДОУ. Это воспитания звуковой культуры речи. Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей. Таблица №11

Можно выделить следующие задачи:
1. Формирование правильного произношения звуков. Звук речи — минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, т. е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее. Речевой слух понятие широкое. Оно подразделяется на: фонематический слух, физический звук, звуковысотный, тональный, ритмический. Нас с вами интересует фонематический слух.Это способность анализа (распознавания) и синтеза (воспроизведения) звуков. Например: выделение ударного гласного в начале слова, в конце, выделение первой буквы в слове. Не путайте пожалуйста с фонематическим восприятием и представлением. Фонематическое восприятие более широкое понятие, сюда входит  фонематический слухплюс дифференцировка звуков. От фонематического восприятия зависит способность ребёнка определить звуковой состав слова, определить количество слогов, звуков их порядок в слове. Провести дифференцировку близких по звучанию фонем.

Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

Если у ребенка достаточно развито фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика, которая проводится во второй младшей, средней и старшей группах; последовательная работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей (к концу пребывания детей в средней группе, т. е. к пяти годам, они должны уметь правильно произносить все звуки родного языка); закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи (во всех группах
2. Выработка дикции. Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со второй младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятий по развитию речи. Для ее решения в старших группах используют специальные методы и приемы обучения.
3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов.
Воспитатель должен знать типичные особенности в словопроизношении детей: в младшем возрасте — сокращение слов («весипед» — велосипед), перестановка и пропуск звуков и слогов («чевряк»— червяк, «коричвенный» — коричневый, «бривточка» — бритвочка), добавление звуков («реблята»— ребята, «иржавая» — ржавая, «игруша» — груша). Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибки словопроизношения детей.
В старшем возрасте нужно обратить внимание на правильность произношения некоторых трудных слов (ошибки детей: «кофий», «морква», «сандали», «какава», «синитарка», «тролебус», «кокей» — хоккей и др.).
Ребенка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Ударение — выделение силой голоса из группы слогов одного слога. Наш язык характеризуется нефиксированным, разноместным ударением: ударение может быть на любом слоге, даже уходить за пределы слога: нога, ножка, на ногу, ноги. Требует внимания постановка детьми ударения в некоторых существительных в именительном падеже (ошибки детей: «арбуз», «простыня», «свекла», «шофер»), в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа (ошибки детей: «отдал», «отнял», «положил», «принял», «продал»). Внимание детей седьмого года жизни можно обратить на то, что с изменением места ударения иногда меняется и значение слова: крУжки — кружкИ, дОма — домА, вЫсыпать — высыпАть.
Ударение в русском языке является средством различения грамматической формы. При формировании грамматического строя детской речи воспитатель должен также следить за правильной постановкой ударений: коса — косу, кони — коней, коням и др.
4. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия — совокупность правил образцового литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, а также произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В детском саду необходимо создать благоприятные условия для формирования литературного произношения, активно устранять отступления от орфоэпических норм в речи детей. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода. Особое значение приобретает эта задача в тех областях, где распространено диалектное произношение.
В младшем возрасте ребенок усваивает орфоэпические нормы исключительно практически, в силу подражания. Воспитатель должен предоставить детям образцы устной речи. В старших группах эта задача является составной частью обучения родному языку. Внимание детей этого возраста можно привлекать к сознательному усвоению некоторых правил (произношение отчеств, отдельных иноязычных слов: пионер, шоссе, ателье и др.).
5. Формирование темпа речи и качеств голоса. Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т. д.
Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. Воспитатель должен приучать детей в групповой комнате говорить негромко (средняя сила голоса), предупреждая появление излишнего шума, в спальне, в общественных местах (в вагоне, аптеке, в кабинете врача и т. д.) — вполголоса или шепотом. В то же время он воспитывает у детей умение усиливать голос при ответах на занятии перед группой детей, на утреннике перед слушателями-гостями, учит подавать команду или речевой сигнал в игре или во время гимнастики.
Ребенок, особенно младшего возраста, склонен к быстрой речи, делает короткие и неуместные паузы. Воспитатель должен учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль.
Начиная со старшей группы эти задачи несколько усложняются. Педагог учит детей использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса).
6. Воспитание выразительности речи. Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:
1) естественная выразительность повседневной детской речи;
2) произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (предложения или рассказа, составленного самим ребенком по заданию воспитателя, пересказа, стихотворения).
Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится.
Эмоциональность проявляется прежде всего в интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса.
Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить.
Более сложно сформировать выразительность произвольную. Н. С. Карпинская отмечает, что, сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий. В младших группах у детей рекомендуется поддерживать простоту и непосредственность исполнения. В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства (радость, удивление, неудовольствие), которые они многократно пережили в своем опыте. В старших группах требования возрастают: дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.).
Очень важная задача — развитие у ребенка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе.
У детей старшего возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т. е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение — весело или грустно, шутливо или серьезно и т. д.).
7. Воспитание культуры речевого общения. В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. С младшего возраста воспитатель должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми. Необходимо вести борьбу с отрицательными интонациями — капризными, грубыми, плаксивыми.
В «Программе» подчеркивается, что в старших группах основные навыки культуры поведения в процессе речи должны быть уже сформированы. Необходимо, чтобы ребенок умел разговаривать тихо, смотреть в лицо говорящему, держать руки спокойно, вежливо и без напоминания здороваться и прощаться, знать, что, здороваясь со старшими, не следует первым подавать руку.
Больше внимания нужно обращать на выработку правильной позы ребенка в момент публичной речи: отвечая на занятия, он должен повернуться к детям лицом, не загораживать собой пособий, о которых идет речь; выступая со стихотворением или рассказом, не делать лишних движений (не раскачиваться, не переминаться с ноги на ногу, ни на что не облокачиваться и т. д.).
Все эти навыки должны быть прочными.
8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. У ребенка старшего дошкольного возраста нужно развить и более высокую ступень речевого слуха — фонематическое восприятие, т. е. умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество.
Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.
В каждой возрастной группе в том или ином объеме решаются все названные задачи. В связи с этим необходимо отметить, что в «Программе воспитания в детском саду» лишь прослеживается нарастание ведущих задач работы: от формирования звукопроизношения и дикции во второй младшей и средней группах к формированию фонематического слуха, выразительности речи в старшей и подготовительной.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2000г.
  2. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы деффектологии. М.: Просвещение, 1987. – 160с.
  3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Под ред. Ушаковой О.С. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 368с.
  4. Короткова О.Н., Короткова Г.Н. Развитие речи у детей в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008. -192 с.
  5. Максаков. А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1982г.
  6. Методика развития речи детей дошкольного возраста. ФедоренкоЛ.П., ФомичеваГ.А., ЛотаревВ.К.,М.: Просвещение,  1977 г.
  7. Носенко Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96с.
  8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., 1981г.
  9. Ушакова Т.И. Речь. Истоки и принципы развития. М.:Айрис-пресс 2004г.
  10. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Учись говорить правильно. М.: Мозаика-синтез, 1993г.
  11. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Прогресс, 1989г.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык – знаковая система Знаки языка морфема слово словосочетание предложение

Слайд 2

Усвоить языковой знак Запомнить материальную оболочку Понять его смысл, то есть соответствие фонемы просодемы графемы фигуры Предметный смысл Логический смысл предметам действиям признакам отношениям Лексические языковые значения Грамматические языковые значения

Слайд 3

Речь – это, индивидуальное, правильное использование лексических и грамматических знаков языка. Для общения, познания, саморегулирования Норма языка традиция речь интеллект артикуляционные произносительные навыки

Слайд 4

методические тезисы по развитию речи ребёнка значит помогать ему усваивать « материю языка» облегчать понимание смысла знаков языка — лексического и грамматического учить выражать оценку реальности с помощью лексических и грамматических знаков облегчать запоминание литературной нормы, т. е. традиции употребления языковых знаков, их звукового и графического оформления.

Слайд 5

Речь - языковая способность 3-х факторов социального физиологического психологического Социальная сфера Речедвигательный анализатор внимание восприятие память мышление речеслуховой зрительный двигательный

Слайд 6

Речевая среда ДОУ естественная искусственная Речевая среда со специально установленным высоким развивающим потенциалом называют искусственной речевой средой Развивающие возможности речевой среды, в которой растёт ребёнок, называют её развивающим потенциалом

Слайд 7

Средства развития речи в ДОУ Общение взрослых и детей культурная языковая среда обучение родной речи на занятиях художественная литература различные виды искусств

Слайд 8

П ринципы построения развивающей речевой среды принцип дистанции, позиции при взаимодействии Принцип активности самостоятельности творчества Принцип стабильности-динамичности Принцип комплексирования и гибкого зонирования Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого Принцип открытости – закрытости Принцип учёта половых и возрастных различий детей

Слайд 9

основные направления работы над речью в ДОУ развитие и обогащение словаря развитие грамматического строя речи воспитание звуковой культуры речи развитие диалогической речи развитие монологической речи ознакомление с художественной литературой формирование элементарного осознания явлений языка и речи

Слайд 10

Методы и приёмы развития речи приёмы словесные практические наглядные приёмы приёмы Показ картин, картинки Показ игрушки Показ движения Использование ТСО вопрос виды репродуктивные поисковый обобщающие прямые наводящие подсказывающие Речевой образец повторение объяснение указания с ловесные упражнения о ценка детской речи Носят игровой характер Дидактические игры Игровые упражнения Игры- занятия

Слайд 11

Воспитание звуковой культуры речи задачи Формирование правильного звукопроизношения Воспитание выразительности речи Воспитание культуры речевого общения Формирование темпа речи и качества голоса Работа над орфоэпической правильностью речи Работа над правильным словопроизношением и словесным ударением Выработка дикции Развитие речевого слуха и речевого дыхания Структура процесса изучения одного звука Показ и объяснение артикуляции звука Произношение изолированного звука Проговаривание слогов, звукоподражание Произношение звука в словах, фразе,тексте Форма работы Шутки- чистоговорки скороговорки хороводы Игры на звукоподражание Дидактические игры Подвижные игры со словами Заучивание стихов потешек Инсценировка рассказов Задачи, формы работы по воспитанию звуковой культуры речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете. Как справится  ребенок с новой ситуацией?Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду», и как сделать так, чтоб...

Использование элементов фитбол-гимнастики для речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Среди детей, посещающих ДОУ, растет число с нарушениями речи.  О том, какие комплексные мероприятия оздоровительного и коррекционного характера мы применяем, используя нетрадиционные средст...

Социализация агрессивных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

В данной статье представлены материалы теоретического анализа процесса социализации ребенка в дошкольном возрасте, раскрыт понятийный аппарат проблемы социализации, выявлена специфика процесса с...

Специфика управления процессом адаптации слабовидящих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Проблема адаптации детей является междисциплинарной и чрезвычайно актуальной в связи с тем, что в последнее время резко изменились социально-культурные услов...

Социализация агрессивных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Интересная и познавательная информация для родителей и педагогов ГДОУ....

Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Держим на контролеКакие показатели, выявляющие состояние здоровья, предполагает про­грамма комплексной оценки физических возможностей дошкольников? Наличием каких двигательных навыков и физи...

Педагогическая поддержка игровой деятельности у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений Игры для развития сенсорных способностей у детей от 2-3 лет.

Данного методическая разработка направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт....