Педагогическая поддержка игровой деятельности у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений Игры для развития сенсорных способностей у детей от 2-3 лет.
методическая разработка (младшая группа)

Белишко Оксана Александровна

Данного методическая разработка направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка игровой деятельности у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений

                Игры для развития сенсорных способностей у детей от 2-3 лет.

Данного методическая разработка направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В данной работе раскрываем цели и задачи развития сенсорных способностей у детей раннего  дошкольного возраста. Показываем, как в процессе специальных игр у детей происходит накопление сенсорных представлений, ориентировка в цвете, форме, величине предметов, а также группировка предметов по одному или нескольким признакам, установление сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.  Представляем в работе обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, то, как помогаем им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждаем детей включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.

Целью  методической разработки является создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Перед нами стояли следующие задачи:

  • развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
  • формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
  • развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
  • развивать познавательные процессы;
  • развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
  • развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макро моторику воспитанников.

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего  дошкольного возраста

«Пуговки»

Цель игры:

  • Развитие умения узнавать и называть цвета.

Игровой материал: Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора. Ход игры:

Показываем ребенку панно, разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Обращаем внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просим детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать

Ну и с чего же нам начать?

Есть чудо пуговки у нас.

 Помогут нам они сейчас

Мы в руки пуговки возьмём

И дом по цвету им найдем.

«Поле чудес»

Цель игры:

 - Развитие умения узнавать и называть цвета.

 Игровой материал: Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов. Ход игры: Показываем ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Поворачиваем волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета. Есть у нас игра одна. Очень круглая она.

Тот кружок наш разделен

Четыре цвета включает он.

И ребята с ним играют.

Все цвета, там изучают Зеленый, красный, Желтый, синий.

Все известны нам отныне.

«Радуга»

Цель игры:

  • Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета;

Игровой материал: Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи. Ход игры: Кладем перед ребенком радугу одна половина лучей радуги целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру. Радужная арка

У нас сияет ярко

Вот беда случилась с ней

Потеряла часть лучей

Лучи ребятки соберут

Все в порядок приведут

Станет радуга опять

Пуще прежнего сиять.

«Воздушный шарик»

Цель игры:

  • Развитие умения узнавать и называть цвета;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал: Воздушные шарики 4основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры:

Показываем детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Предлагаем детям попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета. Красный, желтый, голубой, Шар выбирай себе любой. Чтобы шарик удержать Нужно ленту привязать, Мы в руки ленточки возьмем. И шар по цвету им найдем.

«Разноцветные палочки»

Цель:

- формировать умение у  детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Игровой материал: Палочки, окрашенные в четыре основных цвета, кружечки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных. Ход игры: Расставляем на столе коробочки четырех цветов и показываем разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Рассматриваем палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). «Бабочка»

Цель игры:

  • Развитие умения узнавать и называть цвета;

Игровой материал: Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.

Ход игры: Показываем бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки. Появилась перед нами Бабочка – красавица. Будем с бабочкой играть, Цвет крышек к крыльям подбирать.

«Карусель»

Цель игры:

  • Развитие умения узнавать и называть цвета;
  • Развитие различать предметы один – много.

Игровой материал: Внешний вид шпульки из-под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету-сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики.

Ход игры: Предлагаем детям дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета. Закрутилась карусель, Ну давай играть скорей. Кубик ставим на свой цвет, Будет правильный ответ?

 «Сбор фруктов».

Цель игры:

  • Развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой

величины

Игровой материал: Яблоки - образцы (вырезанные из картона трех величин - большие, средний и маленькие; три корзины - большая, средняя и маленькая; дерево, с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины).

Ход игры: Показываем детям дерево с яблоками, корзины, и говорит, что маленькие яблоки надо собирать в маленькую корзиночку, средние в среднюю, а большие - в большую корзинку. Одновременно вызываем троих детей, каждому даём по яблоку - образцу и предлагаем им «сорвать" по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки "сорваны" правильно, просим положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Если все яблоки собраны, разложены по корзинам, но дети проявляют интерес к игре, яблоки снова развешиваются, и игра продолжается

 «Весёлые фигурки».

Цель игры:

  • Учить детей группировать предметы по форме.

Игровой материал Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки. Ход игры: Вместе с детьми рассматриваем произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорим, что это – весёлые фигурки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Эту фигурку зовут круг. Как зовут фигурку? (Круг) и т.д. Мы говорим, что фигурки заблудились, и предлагает детям помочь им найти свои домики. Затем объясняем, что круги живут в круглом доме (кладём кружок на большой круг, квадраты живут в квадратном доме (кладём квадратик на большой квадрат) и т. д.

«Спрячемся от дождика»

Цель игры:

  • Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. Игровой материал: Предварительно изготавливаем геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Выкладываем под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Ход игры: Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

«Найди домик»

Цель игры:

  • Воспитывать умение различать предметы по величине. Игровой материал: Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

Ход игры: Показываем ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

«Геометрическое лото».

Цель игры:

  • Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами;
  • Подбирать предметы по геометрическому образцу.

Игровой материал: 4 карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)

Ход игры: Рассматриваем вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Помогаем детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, треугольная). В игре принимают участие 4 ребенка

«Найди предмет такой же формы»

Цель игры:

  • Учить различать предметы по форме;
  • Называть геометрические фигуры;
  • Игровой материал: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Ход игры: Рассматриваем с ребенком игровое поле, обсуждаем картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объясняем ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и соедини их. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и соединяем их. В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

 «Орешки для белочки»

Цель игры:

  • Учить детей дифференцировать предметы по размеру (большой – маленький - средний)

Игровой материал: Баночки с тремя прорезями в крышечках – большой, средней и маленькой, пуговицы соответствующих размеров (по 3 штуки каждого размера); игрушка белочка, маленькая корзинка.

Ход игры: Белочка подходит к детям с корзинкой, в которой лежат пуговицы, и просит малышей помочь ей заготовить орешки на зиму. Мы раздаем каждому ребёнку пуговицы и рассматривает их вместе с детьми, делая акцент на размер пуговиц. Затем раздаем детям баночки, обращая внимание на прорези разного размера, и предлагаем пуговицы – орешки опускать в баночку в соответствии с размером. Большую пуговицу – орешек – в широкую прорезь, среднюю – в среднюю и маленькую – в маленькую. В конце игры белочка благодарит детей за помощь.


Библиографический список

  1. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
  2. Запомни картинки: развиваем память (для детей 2-3 лет). Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О.Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2013.
  3. Найди отличия: развиваем внимание (для детей 2-3 лет). Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О.Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2014.
  4. Что нас окружает: Познаем мир (для детей 2-3 лет).
  5. Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О.Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2014.
  6. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем дома! Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста, для использования в домашних условиях.

Я хочу предложить очень простые, но в то же время очень интересные, а главное познавательные игры, которые можно организовать с детьми дома....

Педагогическая поддержка адаптации детей 3-4 лет в дошкольном образовательном учреждении

Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условия, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни. Таким образом, п...

«Педагогическая поддержка адаптации детей 3-4 лет в дошкольном образовательном учреждении»

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение восьми и более часов, новые требования к поведению, постоян...

Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...

Психолого-педагогические основы современного патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)

Статья раскрывает основы патриотического воспитания дошкольников, психолого-педагогические условия при формировании патриотического воспитания, рассматривает сочетания трех основных компонентов при ор...

Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Психолого-педагогическая деятельность по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....