Педагогическая поддержка адаптации детей 3-4 лет в дошкольном образовательном учреждении
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

БАРСУКОВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА

Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условия, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни. Таким образом, проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению теснейшим образом связана с проблемой взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей.

Коллектив любого детского сада осознает важность периода адаптации и уделяет проблеме особое внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Балаковский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации»

Кафедра «Социально - гуманитарных и естественно прикладных дисциплин»

Воспитатель (педагогика и психология)

Тема: «Педагогическая поддержка

 адаптации детей 3-4 лет в дошкольном

образовательном учреждении»

Слушатель: Барсукова Г.В.

Группа 4 / Д 

г. Балаково

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 1

I.Теоретические аспекты педагогического сопровождения детей 3-4 лет в период адаптации в ДОУ…………………………………………………. …...2

II. Педагогическая поддержка: понятие, сущность…………………………9

III.Цель, задачи, принципы педагогической поддержки………………….13

IV. Организация педагогической поддержки ребенка в период адаптации в ДОУ…………………………………………………………………………….15

Вывод……………………………………………………………………………24

Литература………………………………………………………………………25

Введение

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление». Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье.

Особое внимание нужно уделить адаптации детей младшего дошкольного возраста, в котором многие дети впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.

Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.

В основе работы с детьми в период адаптации лежат психологические особенности каждого возрастного этапа развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Исследования педагогов, медиков (Н.М. Аксариной, Н.П. Жуковой и др.) показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы.

Анализ научной литературы позволил установить, что в настоящее время проблема педагогической поддержки детей в период адаптации в ДОУ является изученной не достаточно. С одной стороны, признается важность и значимость педагогической поддержки ребенка в период адаптации, а с другой стороны, методические аспекты этого вопроса являются недостаточно систематизированными. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему, : каким образом следует организовать педагогическую поддержку детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в ДО

                                                                                                                                   1

I.Теоретические аспекты педагогического сопровождения детей 3-4 лет в период адаптации в ДОУ

Понятие адаптации многогранно. Сначала мы дадим несколько общих определений. Затем вычленим из них общие моменты, чтобы дать определение адаптации, которое будет применено в нашем исследовании.

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Определение понятия адаптации, сформулированное на основе теоретических и экспериментальных изысканий Т.В. Середой, которое объединяет на содержательном уровне оба исследуемых феномена (стресс и адаптацию): «Адаптация - это диалектический, системный процесс активного приспособления биосистемы к неадекватным условиям среды ценой дополнительных энергетических затрат, результатом которого является возможность биосистемы оптимально функционировать».

Адаптация по А.А. Ершову понимается как единство стресса (общего адаптационного синдрома), памяти и доминанты. Адаптация и преобразование как виды активности человека взаимообусловлены. Адаптация подчиняется законам не только сохранения равновесия, но и развития, экономии сил.

В российской науке (Баранова Э.А., Иванова Н.В., Белкина, Л.В.) выделяются различные виды адаптации:

Адаптация социальная - процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время максимальное соответствие деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

2

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы.

Таким образом, из приведенных определений можно вычленить общие параметры, которые будут использованы в дальнейшем:

Во-первых, адаптация является динамическим процессом.

Во-вторых, в этом процессе выделяется взаимодействие личности со средой адаптации.

В-третьих, результатом этого взаимодействия является удовлетворение потребностей и реализация целей личности.

В-четвертых, реализация целей и удовлетворение потребностей личности обеспечивается в максимальном соответствии его поведения и деятельности требованиям среды. При этом ребенок учится приспосабливаться к любым обстоятельствам, адаптироваться в любой среде и обязательно приспосабливается к ней. Очевидно, что столь сложный и неоднозначный процесс требует длительного времени.

Калинина Р. выделяет три фазы адаптационного процесса:

Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и в психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится в среднем три - пять месяцев);

Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате чего дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

3

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение восьми и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного,

а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что ребенок переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Адаптацией принято считать процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении, занимает сейчас умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения, нужно рассматривать, как процесс, или приспособление функцией организма ребёнка к условиям существования в группе .
Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя, и надзирателя, да ещё в совершенно незнакомой обстановке ,оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией, наверное, главное, что можем сделать мы, взрослые, - это создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Только чувство защищенности может помочь ребёнку выработать саморегулирующиеся механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются изменения:

четкий режим дня;

отсутствие родных рядом;

постоянный контакт со сверстниками;

необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;

резкое уменьшение персонального внимания.

4

Исследования педагогов, медиков (Н.М. Аксарина, И.Я. Алямовская, Н.П. Жукова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

возраста, в котором малыш поступает в дошкольное учреждение;

состояния здоровья и уровня развития ребенка;

индивидуальных особенностей;

биологических и социальных факторов;

уровня тренированности адаптационных механизмов;

опыта общения ребенка с окружающими и предметной деятельности.

Психологами и педагогами (А.И. Баркан, Г. Степанова) были выделены признаки стрессового состояния малыша. Они могут проявляться:

в трудностях засыпания и беспокойном сне;

в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

в рассеянности, невнимательности;

в беспокойстве и непоседливости;

в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

в проявлении упрямства;

в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

в игре с половыми органами;

в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

5

в повышенной тревожности;

в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребенка к детскому саду. Он связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно- мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, к тому же обладает конфликтным характером, если сами родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, - все это может стать причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

При поступлении ребенка в детский сад особое значение имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни больше, чем в старшем возрасте подвержен заболеваниям, родители должны закалять их. Одежде ребенка также следует уделять внимание. Если его излишне кутать, то вследствие несовершенства терморегуляции малыш может легко вспотеть, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям. А слишком легкая одежда также может стать причиной заболевания .

Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему. Воспитатель сам должен проявлять терпение и настойчивость в воспитании навыков и привычек. Но нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, необходимо время. Необходимо вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно, постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка может сложиться отрицательное отношение ко всем режимным процессам. Взрослый должен сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии, а затем давать указания. Научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми - одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей.

В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения.

6

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Поэтому, знакомясь с каждым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, воспитатель узнает особенности его развития и поведения, и если необходимо, вносит соответствующие коррективы в форме совета и убеждения родителей.

Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка - ему на благо.

Калинина Р. , различает три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

Легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение десяти - пятнадцати дней, то есть ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, а также болеет не чаще обычного;

Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, и при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, также может наступить заболевание длительностью около пяти-семи дней, а это и есть признаки психического стресса;

Тяжелая адаптация - может длиться от двух до шести месяцев. Ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся у него навыки, а также может наступить, как и физическое, так и психическое истощение организма ребёнка.

Проводимая работа по адаптации детей к условиям дошкольного учреждения имеет комплексный характер. В решении данной задачи задействованы все службы дошкольного учреждения: заведующая, заместитель заведующей по основной деятельности, педагог-психолог, воспитатели, медицинская служба, музыкальные руководители, руководители по физвоспитанию. Одним из критериев, определяющим степень сложности и длительности привыкания к дошкольному учреждению каждого ребенка является сработанность и взаимодополняемость сотрудников дошкольного учреждения. Именно совместная работа позволяет достичь необходимой цели - сохранения и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия.

7

Таким образом, в ходе проведенного анализа научной литературы, мы пришли к следующим выводам:

адаптация - это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затрат психической энергии и часто проходящий с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма»;

адаптация ребенка к ДОУ - это не просто расставание с близкими ему людьми на какой-либо период времени, это сложный процесс вхождения ребенка в совершенно новые для него условия жизнедеятельности и освоение новых форм отношений с ранее неизвестными ему людьми (сотрудниками детского сада и сверстниками);

процесс адаптация ребенка к ДОУ имеет свои сложности и негативные проявления, что обуславливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребёнка-дошкольника в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со сверстниками, но и с взрослыми людьми.

8

II. Педагогическая поддержка: понятие, сущность

В толковом словаре современного русского языка представлено несколько значений слова «поддержать». Относительно нашей проблемы значимыми являются: «оказывать помощь, содействие; не дать прекратиться, нарушиться». «Поддерживать» определяется как «служить опорой для чего-нибудь».

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке в России были разработаны О.С. Газманом. Исследователь определяет ее сущность как оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.

Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь - «помощь» ребенку.

Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни [39].

Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, «выращивание» субъектной позиции ребенка.

При этом задачами педагогической поддержки являются:

выявления и собственного понимания педагогом проблемы ребенка, осознания всей ситуации его саморазвития;

помощи ребенку в осознании им данной ситуации и коррекции собственного понимания;

совместной с ребенком рефлексии его проблемы, побуждение его к осознанию себя как суверенного субъекта самостоятельного жизненного опыта и действия;

9

создания условий для осознания ребенком перспективы собственного саморазвития.

Газман О.С. указывает, что педагогическая поддержка - это основной элемент образования. Она «представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности».

Н.Б. Крылова, определяет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции воспитателя.

Взрослый должен обеспечить условия развития ребенка, опираясь на особенности его саморазвития, его индивидуальные потребности и интересы.

Взрослый должен быть готов оказать помощь ребенку и взаимодействовать с ним, побуждая его самостоятельно осмысливать и решать собственные личностные проблемы.

Взрослый не может навязывать ребенку те или иные поступки или стиль поведения, он может лишь побуждать к осмыслению его прав, возможностей и ответственности.

Взрослый должен уважать право ребенка на выбор и проявление «самости», в том числе на самоопределение, самоорганизацию, самореализацию и др.

Особенности становления ребенка как полноправного субъекта деятельности должны восприниматься как событийное наполнение его собственной жизни.

Поощряя самостоятельные поступки ребенком, педагог побуждает его к осознанию жизненной, нравственной и образовательной ценности его выбора и ответственности.

Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов. В систему педагогической поддержки они включают и психологическую, поскольку она также интегрируется образовательным учреждением.

В период работы над данной проблематикой удалось выявить «ядро», через которое можно постоянно ухватывать и удерживать «актуальное состояние» целостности ребенка - это поле его проблем. Проблема как бы стягивает в один узел противоречий и желания, и возможности ребенка, и те условия, которыми он располагает. Проблема может выступать моделью уникальной жизненной ситуации ребенка. Актуально она представляет собой тормоз в продвижении ребенка, а потенциально может стать стимулом развития.

10

Педагогическая поддержка и занимается переводом актуального в потенциальное. Проблема может быть использована как «полигон» для развития субъектных способностей: рефлексии, как механизма «выхода» за ситуацию; анализа как возможности определять причинно-следственные связи (ядро проблемы); и проектирования, как условия целенаправленной и активной деятельности по преобразованию сложившейся ситуации и выхода в управляющую позицию в отношении самого себя в проблеме.

Для ребенка разрешение проблемы - это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, - это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе, как субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю и активность .

Педагогическая поддержка - это та деятельность, которая «располагается» в объективно существующей антиномии между образовательной логикой педагогической деятельности, как деятельности приобщения, формирования ребенка средствами общечеловеческой культуры и логикой жизнедеятельности конкретного ребенка.

Педагогическая поддержка - самая близкая цель дидактического мероприятия - усвоение знаний, накопление умения и знаний, понимание нового материала. Основная цель дидактического мероприятия - развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, формирование интересов, мотивов, научного мировоззрения. Суть дидактических мероприятий - знания и умения определенные программой обучения, воспитания и развития. Основные методы обучения - показ, объяснения, упражнения. Методы обучения - совместная деятельность, разнообразные формы сотрудничества субъектов образовательного процесса.Основная форма работы - фронтальная. Основная роль педагога - помощник, старший, более опытный товарищ, советник и соратник в поиске истины. Главная обязанность педагога - организация и вовлечение ребенка к активному процессу разрешения разнообразных дидактических ситуаций. Основная функция ребенка - активно проявлять себя в коллективной деятельности, развиваться как личность. Конечный результат педагогического взаимодействия - соответствие знаний и умений ребенка запрограммированным стандартам, которые усваиваются во время определенного контроля.

11

Главный результат педагогического взаимодействия - способность ребенка самостоятельно переносить полученные знания в новые ситуации, понимать и развивать себя, осваивать социальный опыт, педагогический поддержка ребенок адаптация

Принципиальное отличие поддержки от традиционного руководства, в том, что педагог, взаимодействующий с ребенком на основе норм поддержки, видит в проблеме ребенка не «стресс для себя», а точку личностного роста ребёнка. Он создает вместе с ним в пространстве его саморазвития новую образовательную ситуацию, что делает ребенка реальным субъектом его собственной жизнедеятельности и идентификации, а через них - и субъектом его собственного образования.

На преодоление недостатков процесса адаптации ребенка к ДОУ направлена педагогическая поддержка - «направление педагогического мышления и практической деятельности, цель которого демократизация и гуманизация педагогического процесса».

12

III.Цель, задачи, принципы педагогической поддержки

Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника — сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.

Выделяют следующие принципы:

Принцип междисциплинарного подхода к организации ранней психолого-педагогической помощи предполагает участие в ней специалистов разного профиля деятельности, работающих в ДОУ, как единая команда на достижение общей цели.

Принцип активного и равномерного сотрудничества с семьей ребенка раннего возраста. Родители рассматриваются как равноправные субъекты всех видов деятельности, направленных на развитие ребенка.

Принцип добровольности участия в программе ранней психолого-педагогической помощи основывается на признании того факта, что только сознательное и заинтересованное участие родителей способно обеспечить эффективность всей развивающей работы.

Принцип конфиденциальности предполагает сохранение от разглашения всех сведений об особенностях развития ребенка и условиях социальной ситуации его воспитания и развития.

Методические принципы деятельности

Принцип сочетания целенаправленности и гибкости педагогической поддержки. Диалектическое единство этих позицией предполагает четкое определение целей и задач педагогической помощи в целом и определенность целей и задач в деятельности всех отдельных субъектов ранней помощи.

Принцип последовательности и поэтапности ранней педагогической поддержки. Этот принцип предполагает обязательное прогнозирование конечной цели, ожидаемого результата педагогической помощи.

Принцип непрерывности педагогической поддержки предполагает ее осуществление до тех пор, пока не будет полностью преодолена проблема, вызвавшая необходимость оказания помощи.

13

Онтогенетический принцип ориентирует при определении уровня развития ребенка, а также при планировании последовательности развития 13

психических функций, видов деятельности, форм и средств  взаимодействия ребенка с окружающими.

Принцип ориентации на индивидуальные положительные особенности развития ребенка, его возможности и способности. Этот принцип не противоречит предыдущему, но дополняет его.

Каждый ребенок должен пройти все последовательные этапы психического развития в зависимости от индивидуально-типологических особенностей, способностей, интересов, а также и трудностей.

Принцип развития личности ребенка в целом, а не отдельных психических функций. Этот принцип базируется на системном подходе к обучению, воспитанию и развитию ребенка, который рассматривает человека, и ребенка в частности, как сложную, развивающуюся по определенным законам целостную систему, в которой все компоненты, уровни организации личности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Принцип эмоционально положительного развивающего взаимодействия с ребенком в ходе ранней педагогической поддержки. Одной из особенностей раннего и младшего дошкольного возраста является тесная психологическая связь и зависимость ребенка от взрослых, прежде всего от матери, его способность «заряжаться» эмоциями взрослых.

Принцип создания специально организованной педагогической среды воспитания и развития ребенка, соответствующей его особенностям, потребностям и способствующей развитию потенциальных возможностей ребенка.

                                                                                                                                              14

IV. Организация педагогической поддержки ребенка в период адаптации в ДОУ.

Синенко И.В., определяет, что общая цель поддержки ребенка в адаптационный период - это формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе использования разработанной системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности, имеющих психогимнастический  характер: игр с природным материалом, озвученными игрушками и пр.

1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым.

Цель: формирование привязанности к воспитателю.

Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.

Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.

2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде.

Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.

3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками.

Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника - сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.

Форма организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.

15

Педагогическая поддержка ребенка в период адаптации строится по следующим направлениям:

Педагогическая поддержка семьи на этапе подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Приглашение родителей к участию в совместной работе.

При подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения родителям необходимо поощрять совместные игры с другими детьми и расширять круг общения с взрослыми, поощрять проявления любопытства и самостоятельности, продолжать активно формировать навыки самообслуживания. Понимание родителями важности подготовки ребенка именно таким образом позволит в дальнейшем сократить период адаптационного периода.

Важно также сформировать у ребенка положительную установку на посещение дошкольного учреждения. И на первом этапе именно родители и определяют желание ребенка посещать дошкольное учреждение. Если родители способны продемонстрировать детям свою уверенность в том, что в дошкольном учреждении ребенку будет интересно, он будет все время занят важными делами, то и эмоциональное состояние ребенка изменится. Способность мамы «отпустить» ребенка, принять на эмоциональном и когнитивном уровнях необходимость расставания также во многом определяет последующее привыкание ребенка к дошкольному учреждению.

Использование различных форм работы позволяет родителям еще до начала адаптационного процесса проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в дошкольное учреждение, выработать алгоритм того, как и каким образом будет строиться процесс адаптации, выбрать из предложенных рекомендаций наиболее подходящие с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В рамках этого направления (этапа) педагогической работы с семьей ребенка осуществляется превентивная педагогическая поддержка. Суть ее заключается в том, чтобы предотвратить многие проблемы адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению, установить контакт, наладить взаимодействие между субъектами образовательного процесса.

Педагогическая поддержка ребенка и семьи в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению.

Родители вновь поступающих детей, как правило, трепетно, и в некоторой степени тревожно относятся ко всему происходящему с ребенком в дошкольном учреждении.

16

Обмолвки педагога, нечеткое выражение мысли, информация для коллеги, услышанная родителями, может являться источником переживаний родителей, которые, в свою очередь, сказываются на адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Поэтому важно в беседах с родителями быть внимательными и обязательно в полной мере удовлетворять их информационные запросы.

На этом этапе работы педагогу важно «включить» родителей в образовательный процесс ДОУ, установить преемственность в задачах и содержании воспитания детей в детском саду и семье, познакомить родителей эффективными методами и средствами оказания помощи ребенку в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению. Педагогический коллектив привлекает родителей к совместной работе, специалисты ДОУ проводят индивидуальные и групповые консультации, размещают информацию в уголке для родителей, организуют «переписку», ведут беседы и т.п. для того, чтобы оперативно отреагировать на те проблемы, которые уже возникли, и предотвратить возможные.

Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условия, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни.

Таким образом, проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению теснейшим образом связана с проблемой взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей.

На основе анализа изученной литературы логично заключить, что успешность дошкольного учреждения определяется психолого-педагогических основ взаимодействия педагогов и семьи. Построение системы отношений между педагогами и родителями должно строиться на психологии доверия.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах, в родительских уголках, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания. Необходима семейная поддержка или четкая ориентация на проблемы семьи: обучение и оказание помощи специалистов.

Создание развивающей среды.

Направлено на обеспечение эмоционального благополучия каждому воспитаннику в ДОУ, создание условий для личностного развития ребенка, удовлетворения ведущих потребностей дошкольника, и прежде всего, в принятии взрослыми его индивидуальных особенностей, обеспечение активности, безопасности и комфорта.

17

В детском саду должна быть создана привлекательная предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание уделяется созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.

Предметно - пространственная организация помещений детского сада должна быть продуманна и педагогически целесообразна, должна создавать комфортное настроение, способствовать эмоциональному благополучию детей. Важно оформить группу так, чтобы она в некоторой мере напоминала ребенку дом: красивые занавески на окнах, удобное размещение мебели, оригинальные украшения стен, проемов, выполненные с учетом интересов детей. Тёплая домашняя обстановка - основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению малыша, а значит, и его успешному развитию.

В группе должны быть созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной художественной деятельности.

Основные характеристики предметно-развивающей среды: доступность, эмоциогенность, оптимальная насыщенность. Предметно-развивающая среда должна быть красочной, привлекающей внимание ребенка и в то же время важно сохранить баланс в количестве игрушек и игровых пособий, поскольку излишек, как и недостаток оборудования, не полезен для ребенка.

При создании предметно-развивающей среды обязательным условием является использование игр с песком и водой. Песочница используется как посредник для установления контактов с ребенком, как психопрофилактическое средство.

Осуществление индивидуального подхода к ребенку.

Первичную информацию об индивидуальных особенностях ребенка педагог получает с помощью анкетирования. Желательно провести анкетирование до начала посещения ребенком детского сада. Предлагаются родителям 2 анкеты: «Готовность к поступлению в дошкольное учреждение», где рассматриваются вопросы привычек ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками, аппетит, режим сна и бодрствования, наличия психоэмоционального напряжения преимущественно в домашних условиях, и «Социально-демографическая анкета», содержащая вопросы о составе и виде семьи.

18

Таким образом, охватывается широкий круг вопросов, касающихся как индивидуальных особенностей ребенка, так и особенностей воспитания .

При организации посещений ДОУ используется гибкий режим приема. Первое посещение проводится во время второй прогулки в присутствии мамы. Первое совместное посещение детского сада важно не только для ребенка, но и для мамы. Видя профессиональную работу педагога, его внимание и заботу по отношению к другим детям, мама оставляет и своего ребенка через несколько дней на 3-4 часа.

Вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и другими детьми, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует чаще играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза. Основная задача игр, проводимых с детьми в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия ребенка к воспитателю.

Контроль за психическим состоянием ребенка - заполнение карт адаптации.

Регулярное ведение карт адаптации позволяет четко определить динамику привыкания ребенка к дошкольному учреждению и, соответственно, оптимизировать прохождение ребенком адаптации.

В первые недели ребенок должен чувствовать постоянную помощь и заботу педагога, его готовность защитить, приласкать, успокоить. Например, после дневного сна важно показать детям, что их пробуждение встречено с радостью. Надо сделать с детьми очень легкую гимнастку в постели, приласкать, погладить, то есть постепенно «завоевывать» расположение и доверие малышей.

Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей, похвала за любые достижения. Они постоянно должны чувствовать, что воспитатель радуется их успехам, поддерживает, придает силу в их возможностях.

В этот период важно проводить коллективные игры, в которых все дети выступают как равноправные участники и совершают все вместе одинаковые действия. В ходе игры необходимо обеспечить каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с воспитателем. Положительно влияет на течение процесса адаптации вопрос его организации.

19

Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребенка. Одни дети не могут сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержанны, нетерпеливы, суетливы. Другие медлительны, не сразу включаются в занятия, игру. Возбудившись, с трудом успокаиваются. В первом случае дети нуждаются в особо строгом соблюдении режима, правильном чередовании отдыха и работы, требующей сосредоточенности, внимания. На таких детей отрицательно действует обилие впечатлений.

В общении с ними всегда необходим спокойный, уравновешенный тон. Медлительным, вялым детям чаще дают поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд. Тон общения с такими детьми должен быть жизнерадостным.

Вся деятельность по организации педагогической поддержки строится поэтапно и включена в следующую структуру, которая имеет свое назначение, содержание и последовательность действий:

Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально - педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки.

На реализационном этапе происходит включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. Непрерывный рост различных проявлений в поведении, ставят перед социальным педагогом, в качестве основной задачи, поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми.

На итоговом этапе осуществляется анализ и оценка результата практической деятельности. Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от деятельности педагога по оценке, анализу и современной коррекции педагогической деятельности на всем ее протяжении .

Оказание педагогической поддержки ребенку в адаптационный период предполагает индивидуальный поход, в том числе и учет темперамента ребенка.

Принципы организации взаимодействия с ребенком:

педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;

используются естественные, повседневно возникающие ситуации;

приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;

усвоение правил протекает в игровой форме;

20

обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.

Требования к организации взаимодействия:

взрослый организует действие поочередно с ребенком;

взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;

взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;

необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;

важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;

предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.

Приемы торможения отрицательных эмоций:

переключение;

игры с песком, водой;

игры с бытовыми предметами;

пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);

спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);

игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.).

Требования к проведению адаптационных игр:

игра повторяется в течение дня несколько раз;

при введении новой игры знакомые игры повторяются;

задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач;

знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;

игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;

за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращаться до того, как к ней пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;

21

продвижение в освоение каждой игры для каждого ребенка организуется индивидуально по количеству повторений;

при повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возращение к играм, которые были освоены ранее .

Требования к организации образовательного процесса:

определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками;

создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций;

соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;

зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались маленькие «комнатки»);

включение в среду предметов, сделанных мамой, предметов обихода из дома.

В процессе адаптации педагогом решаются следующие задачи.

Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Показатель того, что цель достигнута:

Ребенок охотно идет от матери к воспитателю;

Улыбается, радуется, когда видит воспитателя;

Успокаивается от общения с воспитателем;

Ребенок обращается за помощью к воспитателю.

Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.

Показатель того, что цель достигнута:

Ребенок знает расположение и назначение комнат;

Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда и т. д.

Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.

Показатель того, что цель достигнута:

ребенок легко подчиняется режиму;

сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно                                                                                                              22

Помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.

Показатель того, что цель достигнута:

ребенок охотно играет с детьми;

спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;

ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.

Целью воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.

Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условия, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни. Таким образом, проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению теснейшим образом связана с проблемой взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей.

Коллектив любого детского сада осознает важность периода адаптации и уделяет проблеме особое внимание. В ДОУ осуществляется педагогическая поддержка всех участников образовательного процесса в период адаптации. Тесное взаимодействие всех специалистов позволяет качественно осуществлять этот процесс.

23

Вывод:

Таким образом, под педагогической поддержкой в своем исследовании мы рассматриваем фундаментальное понятие, заключающееся в оказании помощи ребенку в процессе определения его интересов и потребностей, реализации личностных возможностей в совершенно новых для него обстоятельствах.

В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в дошкольные учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т.д.

В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности. Для того чтобы по-настоящему оказать своевременную эффективную помощь ребенку в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях, система работы, построенная на знании возрастных и индивидуальных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям детского сада.

24

Литература

1.Абраменкова В.В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства [Текст] / В.В. Абраменкова. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года - Т.1. - СПб.: Издательство СПб. университета, 2003. - 628 с.

2.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию [Текст] / Г.С. Абрамова. - СПб: Питер, 2005. - 230 с.

3.Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия: РАРИТЕТ, 1997. - 704 с.

4.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие [Текст] / Приложение к журналу «Управление ДОУ».- М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.

5.Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое поддержка в ДОУ развитие ребенка раннего возраста [Текст] / Ю.А. Афонькина. - М.: АРКТИ, 2010.- 80 с.

6.Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного общеобразовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста [Текст] / М.Л. Баранова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 240 с.

7.Баранова Э.А. Введение в детскую психологию [Текст] / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2006. - 128с.

8.Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка [Текст] / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 429с.

9.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.

10.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464с.

11.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 29-36.

12.Бояринцева А. На пути к «самости», или педагогическая поддержка саморазвития ребенка [Текст] / А. Бояринцева // Директор школы. - 2006. - №9. - С. 72-77.

25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ог...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях »

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка....

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Статья "Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в Дошкольном общеобразовательном учреждении"

В данной статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья....