Специфика управления процессом адаптации слабовидящих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья по теме

Кленова Ольга Геннадьевна

        Проблема адаптации детей является междисциплинарной и чрезвычайно актуальной в связи с тем, что в последнее время резко изменились социально-культурные условия жизни подрастающего поколения. Вопросы адаптации личности раскрыты в литературе достаточно подробно, однако специфика это­го процесса у слабовидящих детей в условиях ДОУ изучена недостаточно. Рост численности детей с нарушениями зрения ставит перед дошкольными образовательными учреждениями поиск новых оптимальных условий адаптации  с учетом особенностей и закономерностей отклоняющегося развития. Данная статья адресована руководителям ДОУ, педагогам-психологам, воспитателям работающим с детьми групп компенсирующей направленности (нарушение зрения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика управления процессом адаптации слабовидящих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Проблема адаптации детей является междисциплинарной и чрезвычайно актуальной в связи с тем, что в последнее время резко изменились социально-культурные условия жизни подрастающего поколения. Вопросы адаптации личности раскрыты в литературе достаточно подробно, однако специфика этого процесса у слабовидящих детей в условиях ДОУ изучена недостаточно.

Многогранность и сложность понятия «адаптация» определена концептуальными подходами и направлениями в ее изучении: медицинский (В.В.Лебединский, Ю.А.Александровский, П.Делор, Р.Дюбо и др.), педагогический (Б.Н.Алмазов, В.Е.Каган, Г.Н.Пивоварова и др.), социологический (Г.Н.Андреева, И.Дементьева, Т.Кутасова, Н.Н.Богомолова и др.), биологический (Д.А.Бирюков, Л.Г.Воронин, Т.Г.Дичев, И.И.Брехман, А.И.Карамян, Л.А.Орбели, И.П.Павлов и др.), философский (Э.Фромм, С.Л.Франкл и др.). Адаптация в переводе с латинского означает - приспособление, прилаживание. Она обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды.

Л. Филипс полагает, что все разновидности адаптации обусловлены внутрипсихическими и средовыми факторами. Адаптацию, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества, он называет «эффективной адаптацией личности». По мере взросления все более сложным становиться ожидания, которые предъявляются к социализируемой личности.

Адаптация человека имеет два спектра - биологический и психологический. Биологический включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды: температуре, влажности, освещенности и так далее, а также к изменению в организме: заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функций.

К.К.Платонов  определяет социально-психологическую  адаптацию  как «адаптацию личности к общению с новым коллективом». Г.Г.Овчиникова дает определение адаптации личности как способа уравновешивания форм проявления субъективности и способов организации жизни субъекта в макро- и микро-отношениях. Таким образом, социально-психологическая  адаптация представляет собой   активный творческий процесс взаимоприспособления и взаимопривыкания человека к условиям социальной среды, а также самой среды, а также самой среды к человеку при непосредственном взаимообогащении друг друга. Следовательно, период адаптации ребенка к условиям детского сада имеет свои трудности, связанные с наличием зрительной патологии, возрастными и психологическими особенностями  личности ребенка.

Смена привычной окружающей обстановки, усложнения требований к поведению  и общению детей, необходимость вступать в контакты с новыми взрослыми и детьми является для ребенка объективно сложной задачей, которая в условиях нарушенного зрения более усложняется. По данным современных исследователей зрительная патология оказывает серьезное влияние на сферу чувственного   познания, нарушает взаимодействие ребенка со средой и сказывается на всех сферах его жизнедеятельности. Без своевременной квалифицированной помощи у дошкольника с нарушенным зрением возникает целый комплекс вторичных и третичных отклонений в развитии. Минимизировать и скорректировать их призвана современная система дошкольного образования.

Как показывает наш многолетний опыт работы, при поступлении в детский сад дети с нарушениями зрения оказываются слабо подготовлены к включению в детский коллектив, плохо ориентируются в окружающей обстановке, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми и т.д. Именно поэтому, работа с этими детьми в адаптационный период должна носить комплексный  характер и осуществляться при тесном сотрудничестве семьи и учреждения.

Практика показывает, что наиболее целесообразно начинать работу с детального знакомства с помещениями группы, постепенно расширяя знания ребенка о детском саде и прилегающей к нему территории. Особое внимание уделяется рассказу об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы. Эти формы работы помогут ребенка повысить навыки пространственной ориентировки и преодолеть страх нового пространства.    Для знакомства с групповым пространством применяются такие игры как:   «Найди игрушку» «У нас в гостях Незнайка». Дети должны познакомить определенного героя со всеми игровыми зонами и их назначениями.

Не менее важным является этап знакомства ребенка со взрослыми и сверстниками. В тифлопсихологических исследованиях показано значительное отставание слабовидящих детей в плане общения от своих нормально видящих сверстников. Дети испытывают трудности в овладении невербальными средствами общения, налаживании контактов, дистантном восприятии партнера по общению и т.д. Минимальный опыт общения со сверстниками часто вызывает у детей протест, при необходимости делится своими игрушками, вместе играть, считаться с желаниями других детей и т.п. Учет эти проблем позволить оптимизировать процесс вхождения ребенка в коллектив.

Облегчит задачу безболезненной адаптации реализация индивидуально-дифференцированного "подхода к детям. В этот период необходимо ознакомить сотрудников с данными о поступившем ребенке. Первоочередному анализу подвергаются сведения о состоянии здоровья ребенка и его зрительной патологии, рекомендации врача-офтальмолога, этапы лечения и др. Исходя из этих сведений, организуется весь процесс педагогического воздействия, дозируется нагрузки и т.д. Каждый педагог, если ему известно состояние детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на  занятиях. В таких заданиях активно упражняется зрение. Зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.

Повышает успех адаптации ребенка в детском саду совместная работа учреждения и родителей. Особенно эффективна эта работа на этапе подготовки к поступлению в ДОУ. С родителями, желающими отдать ребенка в детский сад необходимо проводить просветительскую работу. Ее основная задача состоит в том, чтобы объяснить родителям важность и значение подготовительного периода. Сформировать у них представление о том, что адаптационные механизмы должны развивать с раннего детства. Ребенок должен быть готов адекватно вести себя в различных ситуациях. Целесообразно уделить внимание повышению педагогической грамотности родителей. Систематизировать и расширять их знания об особенностях обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения.

Семья должна быть осведомлена об основных проблемах ребенка в период адаптации в учреждении. Среди них ключевое место занимает состояние здоровья воспитанника. При поступлении в детский сад под действием стресса, его иммунная система ослабевает и достаточно чихнуть рядом с ним, как он тут же заболеет. Это ведет за собой прерывание адаптационного процесса, что ухудшает процесс адаптации. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо повысить роль закаливающих мероприятий.

Не маловажное внимание при работе с родителями специалисты должны уделить режиму дня ребенка и подготовке к усвоению требований режима и распорядка в детском саду. Родителей следует заранее познакомить с режимными моментами ДОУ и ввести их в режим для ребенка дома. Эти мероприятия позволят предупредить сложности связанные с привыканием ребенка к новой пище, регулярному сну, прогулке и т.д. В противном случае дети с непривычки могут отказаться от еды и сна, что усложняет процесс адаптации. Одновременно родители должны попытаться сформировать в сознании ребенка благоприятный образ детского сада, в частности они не должны обсуждать проблемы будущего посещения сада при ребенке. Необходимо настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад. Планировать свой отпуск семья должна так, чтобы в первый месяц посещения ребенка нового организованного коллектива была бы возможность оставлять его там не на целый день и даже сначала посидеть вместе с ним. Пусть первые дни посещения детского сада станут для него приятными и оставят положительный отпечаток. Родителям необходимо понимать, что вхождение в новый коллектив должно быть постепенным и не сопровождаться отрицательными эмоциями.

Начальный период адаптации чаще всего сопровождается для ребенка серьезным стрессом, который накладывается на то обстоятельство, что зрительная патология уже является для личности психотравмирующим фактором. Ребенок с нарушенным зрением уже в пятилетнем возрасте начинает осознавать свое отличие от других детей. По этому специалистам ДОУ и родителям необходимо создать благоприятные условия для отдыха нервной системы. В этот период взрослые особенно внимательно должны следить за психоэмоциональным и физическим состоянием ребенка.

Поток новой и часто незнакомой информации для слабовидящего ребенка при поступлении в сад резко сказывается на работоспособности и способствует повышению утомляемости, которая может отрицательно сказаться на состоянии здоровья и зрительных функций. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости, немного сократить просмотр телевизионных передач.

Подводя итог выше сказанному необходимо отметить, что процесс адаптации ребенка с нарушениями зрения в условиях ДОУ будет протекать успешнее, при совместных усилиях специалистов и родителей. Учет возрастных, психофизических и личностных особенностей ребенка с патологией "зрения, а также времени, степени и характера зрительного дефекта позволит своевременно преодолеть трудности адаптационного периода.

Список литературы:

1.  Земцова М. И. Учителю о детях с нарушением зрения     М.: Просвещение, 1973. - 159с.

2.   Литвак Л. Г. Психология слепых и слабовидящих.     Спб., 2002.- 246 с.

3.   Плаксина Л. И.  Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения: дис. доктора психологических наук.- Москва, 1998 - 299 с.

4.   Солнцева  Л. И.   Ведение в тифлопсихологию раннего, дошкольного  и школьного возраста. – М.; Полиграф сервис,1999.  -  214с.

5.   Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства.    М.; Полиграф сервис.  - 2000.-326 с.