Социальная адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Миронова Ирина Владимировна

 В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей  дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sots._adaptatsiya_detey_k_dou.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Образование и становление детей раннего возраста — одна из актуальных и важных задач нашего времени.

Раннее детство — фундамент общего становления ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Непосредственно в данные годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, конкретно в данном возрасте умственное и высоконравственное развитие напрямую находится в зависимости от его физического состояния и настроя.                                                  

На современном этапе становления научных познаний о раннем детстве получила доказательство идея ценности  первых лет жизни ребенка как база формирования его личности. Закладываемое у малыша в данный период эмоциональное отношение к находящимся вокруг него людям, к миру, к себе запоминается ребенком  и реализуется с  годами.

Цель современной педагогики – отметить  в воспитательном процессе важность  дошкольного детства как базовой основы всего дальнейшего становления малыша.

С приходом малыша в детский сад его жизнь значимым образом изменяется: новое помещение, скрывающее внутри себя большое количество неведомого, жесткий режим дня, отсутствие родителей либо других близких взрослых, новые требования к поведению, неизменный контакт и иной стиль общения со сверстниками. Это все обрушивается на малыша сразу, создавая ему стрессовую  ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, ужасы, отказ от еды, частые заболевания).

Начало посещения детского сада, с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении  с другой, делают проблему адаптации  дошкольника к условиям ДОУ  особо важной. Обычно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую ему среду и приспособления к ее  «нелегким» условиям. Отсюда социальная адаптация – формирование новых общественных взаимоотношений и взаимосвязей маленького человека  в социальной группе.

Адаптация считается интенсивным и неминуемым процессом, приводящим либо к положительным  результатам, или  наоборот негативным. При этом выделяются два главных аспекта эффективной адаптации:

  • внутренний комфорт; эмоциональная и психическая удовлетворенность.  
  • внешняя адекватность поведения; способность с легкостью и наверняка исполнять требования находящейся вокруг среды.

В процессе совместного  исследования, проведенного учеными в разных странах (“Соц адаптация детей в дошкольных учреждениях” / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980), было выделено 3 фазы адаптационного периода:

1) Острая фаза, которая сопровождается разнообразными потрясениями в соматическом состоянии и психическом статусе. 

2) Подострая фаза характеризуется адекватным поведением малыша, т. е. все сдвиги сокращаются и регистрируются только по отдельным характеристикам в перспективе замедленного темпа развития, особенно психического, в сравнении со средними возрастными общепризнанными мерками;

3) Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в следствии дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Привыкая к дошкольному учреждению, ребёнок испытывает мощное психоэмоциональное напряжение.

Характеристики, определяющие отличительные черты поведения и проявления эмоций у ребёнка, адаптирующегося к дошкольному учреждению:

  •  Негативные эмоции - обычно встречаются у любого ребёнка, в первый раз адаптирующегося к новому коллективу. Отказ от пищи, угнетённость, безучастность, нервное состояние, плач, крик, хныканье.  Страх - обычный спутник негативных впечатлений. Ребенок опасается незнакомой обстановки, встречи с неизвестными людьми, того, что не придёт мама.
  • Гнев - вспыхивает на фоне стресса и прорывается наружу по всякому поводу.
  •  Позитивные впечатления - противовес всем отрицательным эмоциям и основной выключатель их.  Обычно в первые дни адаптации они не появляются совершенно либо чуть-чуть выражены в те моменты, когда ребенок  находится под впечатлением от новой обстановки. Чем легче приспосабливается ребёнок, тем раньше показываются положительные эмоции.  
  • Социальные контакты. Коммуникабельность ребёнка - это основа для удачного исхода адаптационного периода. Как только ребенок сможет наладить нужные контакты в группе, это незамедлительно обеспечит положительный результат, это даст ребенку уверенности, он будет знать, что он не один в пока еще враждебном мире.

Итак, адаптация ребёнка к новым ему условиям среды - тяжёлый и слишком болезненный процесс, сопровождающийся рядом отрицательных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни. Стресс сможет перевоплотить малыша совершенно в иного человека, сможет повредить его защитные механизмы  и ребёнок начнёт болеть. Стресс чрезвычайно похож на огненное пламя, сжигающее всё на своём пути. И в случае если не отыскать «огнетушитель» и вовсе не залить огонь, оно «сожжёт» весь организм ребёнка. От того, как взрослые сумеют окружить малыша вниманием и любовью, создать требуемые условия для его последующего развития, зависит благоприятная жизнь ребёнка.

Непосредственно поэтому необходима такая организация жизни малыша в детском саду, которая приводила бы к наиболее адекватному,  безболезненному приспособлению его к новой среде и условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, создавала навыки общения с взрослыми и  прежде всего со сверстниками.

 Социально педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это работа, которая включает  психологическую и педагогическую деятельность, нацеленную на поддержку ребенка в развитии собственной индивидуальности, организации собственного эмоционального состояния; решения образующихся трудностей в общении, т. е развитие маленького человека в социуме.

Деятельность социального педагога очень разнообразна: он участвует в организации досуга и отдыха детей, помогает раскрыться имеющимся творческим способностям каждого воспитанника. Организуя свою работу, социальный педагог направляет все усилия на создание здорового, эмоционально стабильного микроклимата в детском коллективе. Способствует гуманизации межличностных отношений, что требует многих усилий и терпения.

 

Литература:

1.        Буриличева, Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста [Текст] / Л. И. Буриличева // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 419-421.

2.        Калинина, Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998 № 4. – с. 2-9

3.        «Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях». Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете. Как справится  ребенок с новой ситуацией?Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду», и как сделать так, чтоб...

Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Кудряшова Татьяна Александровна, старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ дет­ский сад «Солнышко»,с.Линда, городской округ город Бор Нижегородской областиСемья и детский сад имеют с...

Аналитический отчет за период 2013-2015гг воспитателя группы раннего развития «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за 2013 – 2015 г. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов....

«Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Статья "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"

В статье проведен анализ понятия «адаптация», представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организа...

Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление довери­тельного делового контакта между семьей и детским садом, ...