Статья "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"
статья

Кулакова Елена Юрьевна

В статье проведен анализ понятия «адаптация», представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация детей

 к условиям дошкольного образовательного учреждения

            При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

            Адаптация – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом

            На сегодняшний день, адаптация ребенка к условиям дошкольного

образовательного учреждения (ДОУ) – является наиболее актуальной проблемой. Проблемой адаптации занимались такие ученые как Н. М. Аксарина, Н. Д Ватутина, О. И. Давыдова, Жю Ламарк,  И. П. Павлов, Ж. Сент Иллер, Танкова – Ямпольская,.

            Поступление ребенка в детский сад – это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов ДОУ и родителей. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям.    Большинство ученых отмечают, что изменение образа жизни, связанное с поступлением ребенка в детский сад, сопровождается нарушениями его эмоционального состояния, что проявляется в повышении уровня тревожности ребенка, развитии беспокойства или заторможенности.

   Ученые, а также педагоги (В. Алямовская, Л.В. Белкина) отмечают, что  характер детской адаптации может быть как позитивным (ребенок с легкостью привыкает к новым условиям), так и негативным (эмоциональное состояние стрессовое, ребенок не может адаптироваться к данным  условиям). 

              В ходе проведенного учеными Р. Калиненой, Л. Семеновой,  Г. Яковлевой исследований, было выделено  три фазы адаптационного периода:

  1. Острая фаза, сопровождающая разнообразными колебаниями

в соматическом состоянии и психическом статусе.

  1. Подострая фаза, характеризующаяся  адекватным поведением ребенка.
  2. Фаза компенсации, характеризующая убыстрением темпа развития. Следовательно, адаптационный период к новым условиям у каждого              

ребенка протекает по-разному.

  Как только  ребенку исполняется 1.5 -2 года, каждый родитель старается

              отвести его в детский сад. При этом, не задумываясь, что возраст ребенка

              играет большую роль на период адаптации.  

                          Ученые, педагоги  (В. Алямовская, Л.В. Белкина), доказали, что дети в

             возрасте 10 -11 месяцев до 2-х лет – адаптируется сложнее, чем дети после

             2-х     лет.

        Поэтому, при подготовке ребенка к новым условиям (т.е. ДОУ)

              родители    должны учитывать возраст своего ребенка,

приблизительный   режим дня детского сада, навыки самообслуживания,                  

             общение в микро социуме.

     Нужно помнить, что  адаптация ребенка проходит постепенно. То есть,

сначала ребенка приводят на 2 часа, затем оставляют на обед, после на сон, и на целый день. Если же мама захочет в первый день оставить своего ребенка на целый день, то малыш может получить нервный срыв.       Ученые доказали, что неправильная адаптация  может привести к расстройству нервной системы малыша (ребенок станет нервным, раздражительным, замкнутым, тревожным, грубым).

      Таким образом, для полноценной адаптации ребенка к детском саду  

              необходимо создать треугольник (родитель, ребенок, воспитатель), во главе  

которого,  будет ребенок.  

      С первых дней пребывания  в новом обществе, малыш должен

               почувствовать не только любовь и заботу, но и защиту. По статистике, у

               многих  детей адаптация протекает в  самой тяжелой степени из- за

                отсутствия подсознательной защиты. Ребенок тревожно переступает порог

               своей группы, со слезами и криком прощается с мамой, до прихода

родителей сторонится общения со сверстниками. В данном случае, нужно показать ребенку, что его сверстники очень добрые ребята, что теперь это его вторая семья, а семья – в обиду не даст.

         В первые дни, с такими детьми нужно играть отдельно (т.е. ребенок

должен привыкнуть к воспитателю, понять, что ему желают только добро), затем (постепенно) включать в игру его сверстников.

Конечная адаптация ребенка проявляется в следующем:

- глубокий и спокойный сон;

-  хороший аппетит;

- бодрое эмоциональное состояние, умение занять себя игрушкой;

 - самостоятельные  игры со сверстниками;

- восстановление привычек и навыков.

                От целенаправленности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.   

Литература:

  1. В. Алямовская «Ясли – это серьезно», ЛИНКА – ПРЕСС,Москва 1999г.
  2. Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям

ДОУ», Воронеж 2006г.

  1.    О.И. Давыдова « Адаптационные группы в ДОУ»:

Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.– М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128 с.

  1. Р. Калинина, « Ребёнок пошёл в детский сад» / Р. Калинина,

Л. Семёнова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. – 2011 - № 4. – С.14-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...

Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»

Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...