Консультация для педагогов. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пуртова Ольга Викторовна

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из характеристик развития ребенка на этапе дошкольного детства названа  социальная компетентность. Одним из направлений развития и воспитания детей, в соответствии с ФГОС ДО является социально-коммуникативное направление, ориентированное на усвоение ценностей и норм, принятых в обществе:

- взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в социуме, быту, природе 

В настоящее время становится актуальным поиск содержания и методов социального развития, обеспечивающих умения и навыки оценки меняющихся социальных ситуаций и развитие уверенности действовать с опорой на собственные знания и опыт преодоления недостаточных навыков социального взаимодействия, что в конечном итоге должно обеспечить сформированность социальной компетентности, необходимой ребенку для дальнейшего успешного вхождения в социум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов МБДОУ детский сад «Медвежонок»

от 10.09.2021 г

                                   подготовила

                                                           воспитатель-Пуртова О.В.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Развитие дошкольного воспитания неразрывно связано с социальными, экономическими и политическим преобразованиями в современном мире, процессом пересмотра ценностных ориентаций воспитательно-развивающего процесса – видоизменяются значение и роль человеческого фактора, потребности и содержание, принципы успешной социализации подрастающего поколения. Соответственно, это затрагивает интересы социальных наук – указывается, что неизменным условием развития и становления гармоничной и целостной личности, востребованной современным обществом, является формирование социальных компетенций [6].

Рассматривая понятие «компетентность» относительно дошкольного возраста, М.В. Крулехт предлагает следующее определение: «Это когда ребенок способен и готов решать какие-то проблемы, задачи и в познании, и в общении, и в специфических видах деятельности» [5, с.35-43].

Рядом авторов в исследованиях предприняты попытки раскрыть сущность и содержание социальной компетентности относительно дошкольного возраста, условия их формирования и развития в системе дошкольного образования (Е.М. Алифанова, Н.И. Белоцерковец, М.В. Крулехт, Е.Г. Юдина и др.).

 Можно сформулировать следующее определение понятия «социальная компетентность дошкольника»: это совокупность социальных знаний, навыков и умений о способах общения и поведения, необходимых для выполнения обязанностей, присущих данному возрастному периоду.

Исходя из данного определения, ценным является понимание социальной компетентности дошкольника как результата развития, зависящего от эффективности взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступают условия среды дошкольного образовательного учреждения и, в нашем понимании, социальные знания, навыки и умения выполняют функцию не столько самостоятельных целей, сколько средств по формированию у ребенка социальной компетенции. Последняя развивается на основе деятельности и опыта самих воспитанников.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из характеристик развития ребенка на этапе дошкольного детства названа компетентность. Одним из направлений развития и воспитания детей, в соответствии с ФГОС ДО (2013), является социально-коммуникативное направление, ориентированное на усвоение ценностей и норм, принятых в обществе:

- взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в социуме, быту, природе [7].

В настоящее время становится актуальным поиск содержания и методов социального развития, обеспечивающих умения и навыки оценки меняющихся социальных ситуаций и развитие уверенности действовать с опорой на собственные знания и опыт преодоления недостаточных навыков социального взаимодействия, что в конечном итоге должно обеспечить сформированность социальной компетентности, необходимой ребенку для дальнейшего успешного вхождения в социум.

Формирование социальной компетентности является сегодня для современных дошкольных образовательных учреждений одной из важных задач. Такие условия можно создать, используя возможности воспитывающей среды дошкольного образовательного учреждения, направляя воспитательные усилия не на детей, а на окружающую их обстановку, среду жизнедеятельности, с которой дети взаимодействуют.

Таким образом, мы пришли к решению задачи следующим образом.

  1. Разработка мини-проектов с четкими целями, задачами, и результатом развития социальных навыков.
  2. Уже реализовали проекты- «Мамины помощники»; https://nsportal.ru/albom/2021/12/01/maminy-pomoshchniki

«Труд на участке»; https://nsportal.ru/albom/2021/12/02/trud-na-uchastke

«Путешествие в космос»..

Формирование социальной компетенции  направлено на:

- привитие норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;

- формирование социально-коммуникативных речевых умений.

Таким образом, Проекты, включающие игровой опыт, трудовой навык, поисковый и др. позволяет выйти при его обогащении на процесс формирования социальной компетентности как базисной характеристики личности: от эмоций к чувствам, от невербальных знаков общения к вербальным, от проигрывания ситуаций с предметами-заместителями к принятию на себя роли, от подражания к саморегуляции.

 

Литература

1.      Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр : дисс. … канд.пед.наук [Текст] / Е.М. Алифанова. – Волгоград, 2001. – 164 с.

2.      Белоцерковец, Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения : дисс. … канд. пед. наук [Текст] / Н.И. Белоцерковец. – М., 2004. – 134 с.

3.      Борисова, О.Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста : дисс. … канд.пед.наук [Текст] / О.Ф. Борисова. – Челябинск, 2009. – 201 с.

4.      Калинина, Н.В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения [Текст] / Н.В. Калинина // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. – М.; Кострома, 2001. – С.146-148

5.      Крулехт, М.В. Новые формы дошкольного образования как средство социально-педагогической виктимологии  [Текст] / М.В. Крулехт // Социальная работа: проблемы и перспективы: материалы 1-й Межвузовской научно-практической конференции (22 марта 2012 г.). – СПб. : СПбГУП, 2012. – С.35-43.

6.      О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: утв. Распоряжением Правительства РФ № 163-р от 7 февраля 2011 г. [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). – 2011. – №10. – Ст.1377.

7.      Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8.      Тихомирова, Е.И. Субъектная самореализация личности в воспитывающей среде как условие формирования социальных компетенций: [Электронный ресурс] / Е.И. Тихомирова // Традиции и инновации в социальной педагогике : материалы научно-практической конференции (Труды сотрудников ЛАСС). URL: http://www.pgsga.ru/ structure/laboratory/trudy/page2.php (дата обращения: 15.01.2013).

9.      Юдина, Е.Г. Оценка качества дошкольного образования: сравнительный анализ российской и международной практики [Текст] / Е.Г. Юдина. – М. : РАНХиГС, 2015. – 54 с.