"Тульский самовар"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Иванова Ольга Валентиновна

Конспект  НОД по художественно - эстетическому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение № 120 – детский сад для детей с нарушением зрения г. Тулы.

Конспект  НОД по художественно – эстетическому развитию.

Тема: Тульский самовар

(Подготовительная группа)

Подготовила и провела:

Воспитатель

Иванова Ольга Валентиновна.

Г. Тула

Цель: Учить рисовать и расписывать самовар.

Задачи:

Образовательные:  

  • Закреплять знания детей о Тульском самоваре;
  • О разнообразных формах и видах росписи Тульских самоваров;
  • Формировать умение художественно изображать предметы быта;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения, речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за свой край;
  • Воспитывать эстетический вкус.

Коррекционные:

  • Развивать глазомер;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Учить соотносить сенсорные эталоны с формой реального предмета;
  • Активно включать зрение в процесс рассматривания..

Предварительная работа: Экскурсия в музей «Тульских самоваров»,  просмотр мультимедийной презентации «История самоваров»;  рассматривание тематического альбома и открыток по теме; дидактические игры: «Собери самовар», «Составь узор», «Опиши предмет», «На огонёк к Федоре».

Оборудование и материалы: Самовар, мультимедийный проектор и экран, альбомные листы, краски, кисточки, стерки, стаканчики – непроливайки, подставки для кисточек, салфетки.

Ход НОД:

Дети, а вы знаете, что является символом Тулы?

Я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

Сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь да вода» .

Ответ на эту загадку будет темой нашего занятия. Что это?

Конечно, самовар. Тула гордится своими великими самоварщиками, тульский самовар считается самым лучшим! Первый самовар был изготовлен Назаром Лисицыным.

В самоваре быстро закипала вода, и для растопки годилось все: щепочки, шишки, ведь тогда еще не было электрических самоваров (показ слайда на экране).

Самовары делали круглыми, цилиндрическими, конусными, квадратными. В качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ слайда).

Самовары искусно украшали. Так, ручки, ножки, кран самовара, в основном, в виде рыб, петухов и пр. (показ слайда).

А в наше время самовары делают электрические. Это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. Наши предки в отличии от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко (показ слайда).

Подвести детей к столам, на которых лежат трафареты  самоваров.  Предложить детям выбрать форму того самовара, который они будут рисовать. Предложить попробовать нарисовать форму самостоятельно.

 На экране появляются  самовары, расписанные в различных техниках: хохлома, гжель, городецкая. Детям предлагается выбрать свой узор для росписи самовара.  

Физкультминутка: «Самовар кипит».

Работа детей под музыкальное сопровождение.

Рефлексия. Дети подводят итоги, анализируют  работы.  



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно – эстетическому развитиюво  второй младшей группе.

Тема: Русская матрёшка

Цель: Приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с русской народной игрушкой матрешкой,  как символом русского народного творчества.

Программное содержание: Познакомить с народной игрушкой – матрешкой; развивать интерес к народному творчеству;способствовать развитию творческих и познавательных способностей, воображения, речи, внимания, мелкой моторики рук. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности, проявлению инициативы в выборе украшения передника матрёшки. Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться; побуждать к радостным ощущениям от совместных активных действий. Воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование:волшебная шкатулка, русские матрёшки  - народные игрушки и  демонстрационные плакаты, заготовки матрёшек,  цветы различного вида (вырезанные из открыток и цветной бумаги), клей, салфетки, аудио запись песен о Матрёшках.

Предварительная работа: Рассматривание матрешек, игры с ними, рассматривание демонстрационных плакатов «Матрёшки», иллюстраций с изображением матрёшек,чтение произведений устного народного творчества (потешек, загадок, стихов), прослушивание песен, музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры  «Матрёшечка,  где ты?», танца «Мы весёлые матрёшка»

Словарная работа: матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, передник, мастер, художник.

Ход Занятия.

  1. Организационный этап. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, я сегодня для вас приготовила сюрприз – волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы её открыть, надо произнести волшебные слова

Ты, шкатулка, поспеши, нам  секрет свой покажи.

Загадка: Прячется от нас с тобой одна куколка в другой. На косыночке горошки. Что за куколки? …(матрёшки)

  1. Основная часть.

Давайте с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрёшкой. Матрёшка, это кто? (ответы детей) Матрёшка – это деревянная кукла,  народная игрушка.

- Но это куколка не простая, это куколка с секретом. Хотите узнать её секрет?  Открываем большую матрешку и кого мы там находим? (ответы детей) В большой Матрёшке прячутся точно такие же матрёшки, но только другого размера. Давайте посчитаем, сколько всего Матрёшек спрятались друг в друге.

-Как вы думаете, большая Матрёшка кого изображает? Кто это? (Ответы  детей). Большая Матрёшка – это мама.  Само имя Матрёна значит «мать».  А Матрёшки поменьше, это кто?  (Ответы детей). Это её дочки.

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут —

Всех матрешками зовут!

- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)

-Давайте рассмотрим Матрёшек, во что они одеты? (сарафан, платок, фартук, бусы)

Как вы думаете, из какого материала  сделана Матрёшка? (ответы детей - из дерева) А кто её изготовил? ( мастер). А как вы думаете, много труда затратили мастера и художники, чтобы сделать для нас такую игрушку? Как вы думаете, как к ней надо относиться? (бережно)

А теперь Матрёшка нас приглашает потанцевать.

Физкультминутка:

Мы весёлые Матрёшки –

Ладушки, ладушки –

На ногах у нас сапожки –

Ладушки, ладушки –

Завязали мы платочки –

Ладушки, ладушки –

Раскраснелись наши щёчки –

Ладушки, ладушки –

Ребята, к нам в садик принесли Матрёшек, которых  не успели до конца украсить. Матрёшкам обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам стать мастерами и украсить матрёшек.

Показать детям варианты украшения передничком Матрёшек.

Детям предлагается силуэт Матрёшки, который они самостоятельно декорируют.

Во время работы звучат песни о Матрёшках.

Воспитатель: Дети, какие красивые матрёшки у вас получились.

  1. Итог: С какой игрушкой мы сегодня познакомились? Из чего она сделана? Вам нравится такая игрушка? Вы будете с ней играть?

А сейчас пришло время расставаться, до свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Образ птицы в русской народной культуре. Подготовила: воспитатель МБДОУ «ЦРР – Д/с № 2» УК № 120 г. Тулы Иванова Ольга Валентиновна

Слайд 3

У русского народа образ птицы был одним из самых любимых. Многим людям хотелось иметь два крыла и летать над землёй, как птицы. Птица олицетворяла небо, воздух, ветер, облака, молнию, грозу, солнце, солнечный свет, свободу, Душу.

Слайд 4

Птица в народном декоративно- прикладном искусстве встречается повсеместно.

Слайд 5

Птица – элемент русского фольклора Потешки Загадки Сказки Прибаутки Заклички Песни

Слайд 6

По прилету птиц определяли сроки главных С/Х работ В марте прилетели грачи и скворцы 18- 30.03 – проводят подготовительные работы Зяблик – похолодание 30.03 Чибис – 5-7.04. – подготовка семян для огорода Мухоловка 19.04. – начало пахоты Пеночка 27.04. посев м оркови, свеклы Ласточка 30.04 - посевная Соловей 8 .05 разгар посевной Иволга 16.05. - посадка огурцов, капусты, гороха Коростель, стриж, перпел 21.05 – посев ячменя, льна

Слайд 7

Народные игры Воробьиные драки Перелет птиц Совушка – сова Зимующие и перелетные птицы Пчёлки и ласточки Утка и селезень Гуси – гуси Утки и гуси

Слайд 8

Дидактические игры Соедини изображение с тенью Найди двух одинаковых птичек Расположи птиц как я скажу Что изменилось? Узнай птицу по голосу

Слайд 9

Спасибо вам за прекрасные минуты, проведенные вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...

Тульский самовар

Самовар и Тула наразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар....

Мастер-класс для детей и родителей, посвященный дню матери. Народная кукла Тульской губернии «Тульская колыбельная»

Мастер-класс детей и родителей – это такой вид организации совместного труда и творчества, когда народным традициям обучается не только ребенок, но и его мама, бабушка. Это дает возможность не т...

конспект Тульский самовар 2018г.

конспект Тульский самовар...

Конспект развлечения с детьми старшей группы «Тульский самовар».

Конспект развлечения с детьми старшей группы «Тульский самовар»....

Презентация "Тульские самовары"

Презентация "Тульские самовары" . Цель: познакомить детей с историей создания тульских самоваров, производством, устройством. Прививать любовь и уважение к промыслам родного края....

Тульские самовары

История тульских самоваров. Занимательные факты....