конспект Тульский самовар 2018г.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Симошкина Оксана Анатольевна

конспект Тульский самовар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tulskiy_samovar.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Болоховский центр образования №2» муниципального образования                Киреевский район

                  Конспект

Традиции чаепития «Старый медный самовар».

i?id=122390597-59-72&n=21

                          Воспитатель: Симошкина О. А.

                   

Цель:

 обобщать и систематизировать знания детей о чае, о странах, где выращивают чай, о традициях употребления чая в России, об истории самовара. Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать мышление, воображение. Воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине. Формировать толерантное отношение. Закреплять знание о разновидностях самоваров, знать понятие «традиция».

Активизация словаря:

 чайный куст, легенда, император, тульский, жаровой, электрический.

Материал: карта мира (большая), две железные банки с чаем (чёрный и зелёный), самовары: жаровой, электрический. 9 иллюстраций различных модификаций самоваров. Конверты на каждого ребёнка с разрезными на 5 частей самоварами. Щепки, шишки, веточки для жарового самовара. Костюм (для посла из Китая), чайная посуда, угощение.

Предварительная работа:

чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха - цокотуха»), беседа о тульском самоваре и основателях тульского самовара братьях Лисициных. Подготовка и подбор иллюстраций самоваров различных модификаций. Изготовление разрезных карточек с изображением самоваров по количеству детей. Занятие «Не попить ли нам чайку?». Заучивание потешек, разучивание хороводной игры «Самовар». Изготовление костюма китайского посла.

Работа с родителями:

1. Привлечение родителей к подбору и изготовлению костюма посла.

 2. Привлечению родителей к пополнению выставки «Русский самовар».

 3. Консультация для родителей «Забытые секреты чаепития».

 4. Изготовление папки для родителей «Рецепты моей бабушки».

 5. Конкурс рисунка «У самовара я и моя мама

Ход занятия.

 Занятие начинается в группе, дети сидят полукругом, воспитатель сидит за маленьким столом, перед ним висит карта.

Воспитатель: Перед нами карта мира - это вся наша планета Земля, все люди, населяющие земной шар. На нашей планете много разных стран, в каждой люди разговаривают на своём родном языке. Сколько народов, столько и языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции.

 Вы знаете, что такое «традиция»? (передача, знания передаются от одного к другому).

 Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

Звучит музыка, входит посол (взрослый) в китайском национальном костюме.

Посол: Здравствуйте, я приехал из далёкой страны и привёз вам подарок (достаёт 2 железные баночки, открывает и показывает детям).

Посол: (обращается к детям) А знаете ли вы страны, где растут чайные кусты?

Воспитатель: Знают, и не только скажут, но и покажут (ребёнок называет страну, берёт со стола воспитателя зелёный листок и лепит его на карту).

Посол: Молодцы, а знаете ли вы, что в России тоже растут чайные кусты.

Воспитатель: знаем (ребёнок называет Краснадарский  край и тоже лепит на карту листок)

Посол: Я посол из Китая мне сказали, что ваши дети знают о традициях, о чае? Это правда?

Дети: Да.

Посол: Кто знает китайскую легенду о чае?

Ребёнок: Один китайский император любил совершать поездки по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника. Лежал он и ждал, пока закипит вода в котле над костром. Император следил за своим здоровьем и пил только кипячёную воду. Внезапный порыв ветра занёс в котёл несколько листьев с кустов, которые позже назвали чайными. Когда император попробовал воду, ему очень понравился её необычный вкус. Он почувствовал прилив сил и отправился в путь.

Посол: Все люди в давние времена могли выпить чаю?

Дети: Нет, только богатые, чай был дорогим.

Посол: Какие сорта чая вы знаете?

Дети: Чай бывает чёрный, зелёный, жёлтый, красный и даже белый.

Посол: Я вам привёз в подарок чай двух сортов. Это чёрный и зелёный. Могут ли ваши дети определить, какой чай в банке.

Игра с послом в «Жмурки» (ребёнку завязывают глаза, банка с чаем открыта, ребёнок по запаху определяет и называет сорт чая).

Воспитатель: Уважаемый посол, тебе дети сказали, что чай был доступен только богатым и знаменитым людям. Пока чай распространился по всему миру, случались такие смешные истории.

Ребёнок: Английский моряк, привёз своей матери в подарок фунт чая. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюльке весь чай, потом слила темно-коричневую воду, а листья разложила по тарелкам и полила растительным маслом.

Ребёнок: Один русский барин поручил своему слуге приготовить чай, тот сварил его, заправил перцем, луком и петрушкой.

Посол: Слышал, что у вас в России тоже любят пить чай и даже придумали специальный прибор для кипячения воды. Забыл, как же он называется?

Дети: Самовар!

Посол: А почему он так называется?

Дети: Самовар сам варит и кипятит воду.

Воспитатель: Вспомните, в каком городе изготавливались самые лучшие самовары?

Дети: В Туле.

Воспитатель:  (обращает внимания детей на выставку самоваров, они все разные. В Туле в 1778 году братья Лисицыны изготовили первый самовар, он был из меди. Самовары были разной формы и отделки.)

 Покажите гостю жаровой самовар? Как вы его узнали?

Дети: Есть труба для топки.

Воспитатель: Принесите и покажите, чем топили жаровые самовары.

Дети приносят шишки, щепочки.

Воспитатель: А из каких самоваров сейчас пьют чай?

Дети: Из электрических. (показывают)

Воспитатель: На Руси славились самовары разных форм.

 Если вы сейчас соберёте разрезные картинки, то покажите гостю настоящий русский самовар.

Дети садятся за столы и выполняют задание.

Воспитатель: Самовар - символ уюта, тепла, семейного очага. Самовары стоили дорого, их берегли, ухаживали за ними, передавали по наследству. Их награждали, они получали призы и награды.

Посол: Так мне интересно стало, хочу попробовать чай из самовара.

Воспитатель: Давайте угостим нашего гостя настоящим русским чаем. (помощник воспитателя готовит столы к чаепитию)

Воспитатель: Давайте пригласим посла к нашему самовару.

Игра «Самовар» (хороводная)

Дети: (хором) Самовар, самовар!

 Старый медный самовар!

 Может, стал ты слишком стар?

 Всё стоишь, да пыхтишь

 Всё никак не закипишь.

Самовар: Что вы, что вы?

 Как не стыдно?

 Даже слушать мне обидно!

 Как сейчас разозлюсь,

 Как сейчас рас- ки- пя- чусь!

 Всё во мне уже клокочет,

 Всё кипит.

 Кто чаю хочет?

Дети: Наливай, наливай

 Самый вкусный свежий чай.

Воспитатель: Ребята, кто знает пословицы и поговорки о чае и самоваре.

Дети: Выпьешь чайку - забудешь тоску.

 Самовар кипит - уходить не велит.

 Чай - попьёшь - до 100 лет проживёшь.

 За чаем не скучаем.

 Если чай не пьёшь, где силы берёшь?

 Печка-матушка, а самовар-батюшка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия :"Самовар-жар птица"

Знакомство с предметами быта в старину, историей возникновения самовара.Чаепитие из самовара....

"Тульский самовар"

Конспект  НОД по художественно - эстетическому развитию...

Тульский самовар

Самовар и Тула наразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар....

Конспект ОД "Самовар, самовар, самоварище"

Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности....

Конспект развлечения с детьми старшей группы «Тульский самовар».

Конспект развлечения с детьми старшей группы «Тульский самовар»....

Презентация "Тульские самовары"

Презентация "Тульские самовары" . Цель: познакомить детей с историей создания тульских самоваров, производством, устройством. Прививать любовь и уважение к промыслам родного края....

Тульские самовары

История тульских самоваров. Занимательные факты....