Что за чудо эта роспись
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Мачуга Ирина Александровна

Интегрированное занятие по художественному творчеству в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_chudo_eta_rospis.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное  занятие

«Что за чудо эта роспись»

(старшая группа)

Программное содержание: Продолжать детей знакомить с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки). Закрепление знаний о русских народных инструментах. Развивать интерес к малым фольклорным формам (потешки, попевки,подговорки, считалки, скороговорки и т.д)

Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи ( кружочки, полосы, клеточки, волнистые линии). Подбирать краски (сочетания цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная).

Закреплять умение детей рисовать концом кисти (точки, кружочки). Воспитывать эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, фольклору.

Материалы и оборудование: мультимедийная  установка, слайды,  дымковские игрушки, ширмы и иллюстрации, музыкальное сопровождение, краски (гуашь) цветная, кисти, клеенка, тряпочки, белая бумага (для пробных элементов, заготовки дымковской игрушки для росписи. Русские народные инструменты (трещетки, коробочки, колотушки, рубель, круговые трещетки, ложки).

Предварительная работа: Рассматривание  дымковской игрушки на занятиях по лепке, рассматривание иллюстраций и ширм по дымковской игрушке, отработка отдельных элементов росписи дымковской игрушки  на плоскостных формах. Разучивание на музыкальных занятиях хоровода «Красный сарафан» сб. Ритмическая мозаика» автор А.Буренина, « Танец с ложками»  (р.н.м), песня «Наследники России» муз. и сл. Е.Гомоновой»  Посещение музея ГОУ д/с «Русская изба»

Ход занятия: Звучит русская народная мелодия (фон).

- Ребята, посмотрите пожалуйста внимательно на эти игрушки и скажите, как они называются? (ответы детей.

Педагог: Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. А знаете, почему ее так назвали? (ответы детей). Послушайте маленькую историю про эту игрушку.

    С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров (Вятка), видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка.

    Вначале  были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

    Свое умение бабушки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней.

 Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется  голубой  дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дыме все кругом.

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» прозвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые:

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду.

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Педагог показывает дымковскую игрушку «ИНДЮК»

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока,

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя, Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк.

Педагог показывает дымковскую игрушку «ВОДОНОСКА».

За студеною водицей

Водоноска-молодица,

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле, не спеша.

Посмотри, как хороша –

Эта девица-краса.

Тугая черная коса;

Щечки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска, так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

(Инсценировка «Пошла млада за водой» р.н.п.)

Педагог показывает  фигурку «Кони»

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок пошли!

Кони удалые,

Гордые, лихие!

ПЕДАГОГ:  Ребята, а давайте с вами представим, что мы находимся в мастерской  в селе «Дымково». Закройте глаза и с помощью моей волшебной палочки мы попадем в мастерскую художников. Давайте и мы попробуем с вами побыть немного художниками, которые будут расписывать вот эти  глиняные игрушки. Кисти есть, краски есть, есть все, что нужно художникам в мастерской дымковской игрушки. Мы с вами уже внимательно рассмотрели игрушки,, какими узорами они расписаны. А сейчас каждый из вас подумает и сам выберет ту роспись, тот узор, которым он будет расписывать свою игрушку (ответы детей).

Кто хочет, может попробовать свой узор сначала на листе бумаги, а кто уже выбрал, может приступить  к  работе.

 Во время работы, педагог помогает детям, которые затрудняются выбрать узор .После окончания работы , воспитатель подводит итог, анализ работ.

ПЕДАГОГ:  Какие игрушки красивые у вас получились. (Дети сами могут проанализировать работы).

 Мастера-художники постарались на славу. Игрушки получились яркие, нарядные, как будто собрались на ярмарку.

СКОМОРОХ:

 Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки,

И конфеты и баранки,

Покупают люди сушки,

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша,

Просто чудо-водоноска,

Высока ее прическа.

Губы алы, щечки алы…

И кричат всем зазывалы:

Налетайте! Налетайте!

Покупайте! Покупайте!

Покупайте-ка игрушки!

Водоноски и зверюшки!

 Мы ребята удалые,

Мы ребята, озорные,

Всех на ярмарку зовем

(Дети играют на русских народных инструментах)

Мы игрушки продаем!

 Посмотрите, как живой,

Есть и конь здесь удалой!

Козоньки рогатые,

Козоньки бодатые,

Ждем вас на дорожке.

Разомните ножки.

Ой. Сороки, чудо-птицы,

Расскажите небылицы!

Что вы видели вокруг?

К нам скорей слетайтесь в круг!

Ой игрушки и народ!

Становитесь в хоровод!

(Дети  исполняют хоровод «Красный сарафан» сб.»Ритмическая мозаика» А.Буренина)).

ПЕДАГОГ: Раз, два, три, четыре!

                   Ой, вы гости дорогие!

                   У нас игрушки расписные

                   Веселы и ярки,

                  Примите их в подарки!

                  Приходите снова к нам,

                  Рады мы всегда гостям.

                  Пришло время расставанья,

                  До свиданья! До свиданья!

 Материал и литература используемая  на занятиях:

  1. Фонограмма русских народных инструментов.
  2. Фонограмма хора им. Пятницкого
  3. А.Буренина  сб. «Ритмическая мозаика»
  4. Инсценировка р.н.п. «Пошла млада» сб. «Музыка в детском саду»составители: Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комисарова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чудо-роспись Городец"

Тема: «Городецкая роспись».Группа: старшая группа.Прокурат Полина Олеговна, воспитатель...

Конспект НООД по «Художественно-эстетическому творчеству» «Чудо на фарфоре, синяя капель-это называется просто роспись гжель» - пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла....

Проект мини-музей "Чудо роспись"

Вид проекта:  познавательно-творческий, краткосрочный, групповой.Участники проекта: воспитанники среднего  дошкольного возраста, воспитатели группы «Непоседы», родители воспитанников.Срок ре...

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе "Чудо петушок, роспись солонки" (Полхов-Майдан)

Конспект рассчитан на подготовительную к школе группе, как закрепление пройденного материала....

Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы «Роспись яиц. Чудо-писанка»

Программные задачи:1. Продолжать знакомить детей с традициями православного праздника Пасхи;2. Прививать интерес к народным обычаям;3. Приобщать детей к традиции изготовления «писанок»...

проект «Чудо – роспись»

проект «Чудо – роспись»...