Главные вкладки

    План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему:
    Конспект НООД по «Художественно-эстетическому творчеству» «Чудо на фарфоре, синяя капель-это называется просто роспись гжель» - пластилинография.

    Карасева Юлия Леонидовна

    Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

    Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie.docx27.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Центр развития ребенка - детский сад №90»

    Конспект НООД

    по «Художественно-эстетическому творчеству»

     «Чудо на фарфоре, синяя капель-это называется просто роспись гжель» - пластилинография.

    (старшая группа)

                       Подготовила и провела:

                                                Карасева Ю.Л.- воспитатель гр№2

     Саранск 2016

    Программное содержание:

    • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
    • Закрепить знания детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
    • Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
    • Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново,                  Дымково, Городец, Хохлома.
    • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
    • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
    • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

    Интеграция областей:

    • «Художественно-эстетическое развитие»,
    • «Речевое развитие»,
    • «Познавательное развитие»,
    • «Социально-коммуникативное развитие».

    Оборудование:

    Слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски, Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

    Предварительная работа:

    Знакомство с гжельским промыслом. Беседа с детьми о гжельских мастерах, рассматривание тематических альбомов, лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.

    Ход занятия:

    Входят дети в костюмах под песню «Сказочная Гжель».

    Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня я приглашаю вас в арткафе на тематический праздник под названием «Сказочная гжель».

    Воспитатель: Но сначала мы совершим с вами волшебное путешествие. Вы любите путешествовать?

    Сегодня мы с вами отправимся в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.

    Так вот.

    В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель (слайд №4).

    Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков (слайд №5).

    Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек (слайд №6).

    Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо» (слайд №7).

    И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду (слайд №8).

    Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется.(слайд №9)

    При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№10)

    А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №11)

    Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. (слайд №12)

    Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№13)

    Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №14)

    Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, (слайд №15)

    Гордый конь и задира кошка.(слайд №16)

    Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. (слайд №17)

    Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!» (слайд №18)

    Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. (слайд №19)

    Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись (слайд №20),что про нее  стали складывать стихи.

    Дети и воспитатель исполняют «Песню о Гжели».

    Ребенок 1:

    Ай да вазы! Что за диво!

    Хороши и та, и та.

    Все нарядны, все красивы.

    Расписные все, в цветах.
    (Ольга Е.)

    Ребенок 2:

    Здесь и роза, и ромашка,

    Одуванчик, васильки.

    С синей сеточкой по краю,

    Просто глаз не отвести.

    (Даша Б.)

    Ребенок 3:

    Сине-голубые

    Розы, листья, птицы,

    Увидев нас впервые,

    Каждый удивится.

    Чудо на фарфоре

    Синяя капель.

    Это называется

    Просто роспись Гжель.

    (Полина К.)

    Воспитатель:  Понравилась вам сине-голубая сказка?

    - О каком промысле эта сказка?

    (О Гжельской росписи.)

    Физкультминутка «Цветы».

    Наши синие цветки распускают лепестки-(подняли руки вверх.)

    Ветерок чуть дышит-(дуют воздух ртом).

    Лепестки колышет-(покачивания вправо-влево.)

    Наши синие цветки закрывают лепестки-(опустили руки вниз.)

             Тихо засыпают-(закрыли глаза.)

    Головой качают-(покачивание головой вправо-влево.)

    Воспитатель:

    - Ребята, а каким узором украшают мастера свои изделия?

    (синими цветами, точками, бордюрами, линиями.)

    - Почему Гжель называют сине-голубой?

    (она расписывается сине-голубой краской.)

    Воспитатель: Дети, давайте  посмотрим на этот чайный сервиз. Подойдите к столу. Чего в нем не хватает? Всего один чайник украшен гжельским цветком. Пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.

    Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

    Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

    Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

    Из каких элементов состоит цветок? ( Серединка и лепестки).

    На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

    Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

    Этапы выполнения работы.

    • Серединка цветка. Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
    • Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу. Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.

    Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

    • Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

    Воспитатель: Дети, начинайте выполнение нашей с вами работы, а наши гости тоже примут участие в украшении чайного  сервиза. Помогут нам.

     Звучит песня «Незабудковая Гжель».

    (Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

    В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

    Итог:

    Воспитатель:

    - Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

    -А какие красивые узоры получились у наших дорогих гостей-просто загляденье.

    -О каком промысле мы сегодня беседовали?

    (ответы детей)

    -Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

    (используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета»)

    -Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?

    -Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное-вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!

              Список литературы:

    1. Антонова, Васильева, Комарова др. Программа воспитания и обучения в детском саду.

    «От рождения до школы».

    2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

    3. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» программа и конспекты занятий.

    4. Маралов В.Г., Фролова Л.П. «Коррекция личностного развития дошкольника».

    5. Мальдер «Цветной мир».

    6. Печёра А.В. «Развивающие игры для дошкольников».

    7. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Забавные поделки».

    8. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», методы замещающего онтогинеза.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей "Зима на Развилке" (ФГОС).

    Занятие построено на основе знакомства детей с картинами местного художника из г. Горячий Ключ Киянова Валерия Петровича. Детям предоставлена возможность увидеть знакомые места, которые изображал худо...

    Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность на тему "Деревья смотрят в озеро" в подготовительной группе

    Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность) в подготовительной группе с использованием техники рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений....

    Конспект занятия по художественно эстетическому и позновательному развитию на тему: "Игрушки"

    Конспект интегрированного занятия в 1-ой младшей группеТема: “Игрушки”Цель: Обучить детей не традиционному приему рисования пальчиками.Задачи: Продолжать учить детей различать и называть ц...

    Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию (мозаичная аппликация) на тему: "Снежинка для снеговика" для детей средней группы. Работа в кружке "Из любой бумаги мастерим, как маги!"

    Развивать навыки работы с ножницами, чувство композиции: умение располагать элементы аппликации по всей форме. Воспитывать старательность, интерес к мозаичной аппликации...

    Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию "Зимняя прогулка на лыжах в лес"

    Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, конспект деятельности направлен на обучение детей рисованию человека (лыжника) в движении...