Главные вкладки

    План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме:
    НОД "Голубое чудо гжели!"

    Денк Татьяна Николаевна

    НОД по гжели

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_po_gzheli.docx48.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в разновозрастной группе с4-6 лет

    по теме: «Голубое чудо Гжели»

    Автор конспекта непрерывной непосредственно образовательной  деятельности : Денк Татьяна Николаевна, воспитатель 1  категории, МКДОУ Краснозёрский детский сад №5

    Приоритетная образовательная область: художественно-зстетическое развитие

    Интеграция с другими образовательными областями: 

    Познание

    Формировать  знания детей о народном промысле Гжели; дать понятие «декоративно-прикладное искусство». Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

    Коммуникация 

    Формировать умение внимательно рассматривать изделия, выполненные в технике гжели, иллюстрации с их изображением, видеть их отличительные особенности; беседа

    Социализация

    Формирование у ребенка потребности вести себя с общественными нормами. Совершенствование и расширение игровых замыслов и умений детей.

    Художественное творчество

    формировать умение видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, умение составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. развивать эстетический вкус;

    Чтение художественной литературы 

    чтение стихотворений о промысле.

    Безопасность

     Расширение представлений о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях ребенка в группе детского сада

    Музыка прослушивание напевной русской песни

    Физическая

    Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

    Как учитывается в предметно-пространственной развивающей среде тема ННОД: на стенде иллюстрации с изображением гжельской посуды, скульптуры, части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам; образцы элементов гжельской росписи;;

    на столе выставка изделий гжельских мастеров «Эта звонкая сказка – Гжель»;  магнитофон, кассета с записью напевной русской песни; игра «Собери посуду»; образцы элементов гжельской росписи; гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетки, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

    Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (п. 2.6; 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)

    Содержание ННОД

    Образовательная область, вид деятельности

    (п. 2.6; 2.7 ФГОС ДО)

    Формы реализации Программы

    (п. 2.11.2 ФГОС ДО)

    Средства реализации ООП

    (п. 2.11.2 ФГОС ДО)

    Образовательные

    задачи

    (п. 2.6 ФГОС ДО)

    Целевые

    ориентиры

    (п. 4.6 ФГОС ДО)

    1 Орг. Момент: 

    Воспитатель:

    Ребята, сегодня я хотела принести и показать вам красивую посуду и пополнить коллекцию в нашем уголке изобразительной деятельности, да вот беда, разбила по дороге в детский сад.

    - Как вы думаете, из чего она была сделана?

    - Из чего бывает сделана посуда?

    - Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?

    - Конечно нет, только бы роспись пострадала.

    - А металлическая? (показ)

    - А пластиковая посуда?

    - А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины.

    - А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

    - А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (показать «разбитую» посуду).

    2 Дидактическая игра «Сложи картинку».

    Как же вам узнать, что у меня было? Ведь у меня осталось только стекло.

    - Можно ли играть стеклом?

    Давайте сложим картинку, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Как называется посуда, которую вы сложили? Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась.

            Речевое развитие , коммуникативная

    Игровая, коммуникативная, речевое развитие и художественно-эстетическое

    Беседа

    Дидактическая игра

     Посуда, альбом

    Карточки для игры

    Формировать умение  мыслить, делать выводы

    .

    Совершенствование и расширение игровых замыслов и умений детей. 

    Могут вести беседу

    Эмоциональ\ный настрой на работу,

    Ориентирова-

    ние на совместную деятельность, могут складывать целое из отдельных частей

    Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

    Содержание ННОД

    Образовательная область, вид деятельности

    (п. 2.6; 2.7 ФГОС ДО)

    Формы реализации Программы

    (п. 2.11.2 ФГОС ДО)

    Средства реализации ООП

    (п. 2.11.2 ФГОС ДО)

    Образовательные

    задачи

    (п. 2.6 ФГОС ДО)

    Целевые

    ориентиры

    (п. 4.6 ФГОС ДО)

     3 Рассматривание посуды

    Посмотрите, какая красота у меня на столе.

    На столе, на жёлтой скатерти посуда гжель. Дети рассматривают, любуются посудой.

    4.Чтение  стихотворений:

    Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

    Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

    Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

    С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

    Сотворили это чудо не за тридевять земель,

    Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

    Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

    Синеглазая посуда, как весною небеса.

    Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

    Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

    5 Работа с презентацией

    - Где изготавливают эту посуду? Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.  Вот герб этого поселка слайд2

    Слово ГЖЕЛЬ, по одной из версий, объясняется тем, что на территории селения находился лес, который был сожжен, и после этого местность стали называть «жгель» от глагола «жечь». Но при произношении это было неудобно, и жители переиначили слово в «Гжель».

    По другой гипотезе, «гжель» пришло к нам из балтского наречия, и обозначает оно место, поросшее кустами, при слиянии двух рек. Именно возле этой излучины появились первые дома села. Слайд3

    Давайте полюбуемся их изделиями.

     - Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

    - Какая это посуда?

    - Как её можно охарактеризовать? Верно, нарядная, красивая, праздничная. -- - Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся к декоративно – прикладному искусству. Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее. Слайд4

    - А что делает эту посуду такой? Да, бело – синяя роспись.

    - Рассмотрим роспись поближе.

    - Какой цвет использовали мастера?

    - Что нарисовано на вазе?

    - Где расположен цветок?

    - Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?

    - Где закрашено синей краской полностью? Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.

     - А что ещё создают гжельские мастера? Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь Слайд5

    Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

    Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.слайд6

    Какой вид орнамента присутствует в гжельской росписи? Или Что нарисовано на изделиях?Слайд7

    6 Физкультминутка «Посуда»

    Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (Другая изогнута, как носик.)

    Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.)

    Очень хрупкие, бедняжки.

    Вот фарфоровые блюдца, (Рисуют руками круг.)

    Только стукни - разобьются.

    Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)

    Вот пластмассовый поднос - он посуду нам принес. (Сделать большой круг.)  проходят к столам

    - Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.  Какая же краска нам понадобиться?слайд8

    Посмотрите на краски, которые я вам приготовила.

    - Все ли необходимые цвета у вас есть?

    - Верно, не хватает голубой краски.

    - Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

    - Обратите внимание как пользоваться кистью. (Показ) слайд9 

    На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

    Обратите внимание на элементы гжельской росписи.  Слайд10,11,12,13

    Их можно использовать в своих работах.

     

    7 Продуктивная деятельность

    Выбирайте заготовку посуды и приступайте к работе. Обращайте внимание на элементы росписи цвет

            

    Речевое развитие, коммуникативная

    Речевое развитие, коммуникативная

    Познавательное развитие,

    Коммуникативная

    Физическое развитие, игровая, коммуникативная

    Художественно-эстетическое развитие, музыкальное,

    Самостоятельный труд

    Рассматривание , беседа

    Чтение стихотворений

    показ презентации

    Физкультминутка

    Продуктивная деятельность

    альбомы

    Интернет ресурсы

    Презентация,

    Интернет ресурсы, групповое помещение

    магнитофон, кассета с записью напевной русской песни, гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетки, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

    Формировать умение внимательно рассматривать изделия, выполненные в технике гжели, иллюстрации с их изображением, видеть их отличительные особенности

    Формировать умение с выражением рассказывать стихи о промысле

    Формировать  знания детей о народном промысле Гжели; дать понятие «декоративно-прикладное искусство». Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

    Совершенство

    вать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

    формировать умение видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, умение составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. развивать эстетический вкус;

    Могут рассматривать изделия, видеть закономерности, цветовую гамму

    Могут читать с выражением и внимательно слушать

    Могут внимательно рассматривать, ориентирование на работу

    Проявляют интерес к физ.упр

    Могут работать самостоятельно, просить о помощи

    Заключительная  часть (рефлексивный этап) (п. 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)

    Содержание ННОД

    Образовательная область, вид деятельности

    (п. 2.6; 2.7 ФГОС ДО)

    Формы реализации Программы

    (п. 2.11.2 ФГОС ДО)

    Средства реализации ООП

    (п. 2.11.2 ФГОС ДО)

    Образовательные

    задачи

    (п. 2.6 ФГОС ДО)

    Целевые

    ориентиры

    (п. 4.6 ФГОС ДО)

    8 рефлексия

    Педагог приглашает детей посетить выставку. Звучит народная музыка.

    Воспитатель: Искусство мастеров Гжели – словно звонкая сказка, она отражает характер русской души.

    Воспитатель: молодцы, ребята, все хорошо отвечали, на этом наше занятие окончено.

    Речевое развитие, коммуникативная, музыкальная

    Рассматривание, беседа

    выставка

    формировать умение видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий созданных руками детей

    Выбирают понравившуюся работу, обосновывают выбор.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность "Голубое чудо Гжели"

    Знакомство детей с декоративно-приклазным искусством, росписью Гжель""...

    Конспект открытого занятия по народному декоративно-прикладному искусству на тему "Бело-голубое чудо Гжели"

    Данная работа необходима для того, чтобы развивать у детей интерес к искусству Гжельской росписи. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закреплять...

    Сине-голубое чудо Гжели

    Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  - так ласко...

    Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы по теме " Чудо гжель"

    Цель: дать детям знания о народном прикладном искусстве-гжели...

    Конспект по ИЗО "Голубое чудо гжели"

    Программное содержание:Дать понятие «декоративно – прикладное искусство». Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели.  Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить с...

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе. «Голубое чудо Гжели»

    Программное содержание:Дать понятие «декоративно – прикладное искусство». Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели.  Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составл...

    Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе "Чудо-Гжель"

    Знакомство с русской народной росписью - гжель, с ее характерными особенностями, с техникой гжельских мастеров....