НОД "Образ осенней природы в картинах И. И. Левитана"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Меркулова Анастасия Сергеевна

Знакомство с творчеством русского художника – пейзажиста И.И. Левитана 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_osenney_prirody_v_kartinah_i.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Образ осенней природы в картинах И. И. Левитана

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

Цель: Знакомство с творчеством русских художников – пейзажистов

Задачи:

  Познакомить детей с творчеством И. И. Левитана. Учить понимать содержание картины, настроение, которое  хотел передать художник, изображая природу  в разные периоды осени (грусть, радость).

Совершенствовать  навык рисования пейзажа. Учить передавать свои впечатления об осени, колорит осеннего пейзажа, располагать деревья на всем листе бумаги, выбирать материалы в зависимости от образа природы, осени.

Развивать эмоциональную отзывчивость  на произведение искусства

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, художественный вкус.

Материал: демонстрационный: репродукции картин И. И. Левитана  «Золотая осень», «Октябрь», стенды (для выставки).

Раздаточный:  краски (акварель, гуашь), кисти, палитры, салфетки, листы бумаги (А3, А4).

Предварительная работа: экскурсия в осенний лес (парк),  рассматривание слайдов «Осенняя природа», дидактическая игра «Палитра времени года»

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература».

 Ход непосредственно образовательной деятельности

    Воспитатель:   Сегодня мы с вами пойдем на выставку картин и познакомимся с работами еще одного великого русского художника-пейзажиста   Исаака  Ильича Левитана.

   Левитан родился в семье железнодорожного служащего. Потеряв в детском возрасте отца и мать, Исаак Ильич  вынужден был сам добывать себе средства к существованию. Его детство было настолько тяжелым, что он впоследствии старался никогда не вспоминать о нем. В 12 лет Левитан поступил в Московское Училище Живописи и вскоре стал привлекать внимание всей школы своими исключительными данными.  Способность Левитана тонко чувствовать состояние природы и в ее образах выражать свои мысли и переживания, впервые ярко проявились в пейзаже « Осенний день. Сокольники.» В нем  Левитан создал поэтическую картину задумчивой, грустной осени. С этих пор Левитан входит в русскую живопись как мастер « пейзажа настроения», которому доступны самые тонкие, едва уловимые движения души.

Послушайте стихотворение К. Романова:

          Роковая, неизбежная,

          Подползла, подкралась ты,

         О, губительница нежная

          Милой летней красоты!

          Обольстительными ласками

          Соблазнив и лес и сад.

          Ты пленительными красками  

          Расцветила их наряд.

   - О каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы так думаете ? У каждого времени года свой цвет. Какого цвета зима?  (белого) Весна? (зеленого) Лето? (зеленого, красного) А осень? ( желтого, красного, оранжевого, золотого). Обратите внимание на картину И. И. Левитана             « Золотая осень».

   -  Кто хочет рассказать, что изображено на картине?  Как вы это определили, какое это время года? Как вы думаете, здесь изображено начало осени,  середина или конец? Почему? Какие краски  использовал художник в своей картине? Какой день изобразил художник: пасмурный или солнечный? Вечер или утро? Как вы определили? Какое настроение вызывает эта картина?

  А теперь подойдите к следующей картине И. Левитана «Октябрь». Отличается ли она от предыдущей картины? Чем?

  На этой картине художник передал образ увядающей природы: на деревьях мало листвы, трава порыжевшая, небо затянуло тучами. В этой картине художник изобразил прощальную красу русской природы. Осень бывает разная: золотая – веселая и поздняя – грустная, печальная.

- Я сейчас  прочитаю стихотворения об осени, а вы выберите, к какой картине они подходят.

  1.  Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса….

                                            А. Пушкин

  1. Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря ворвавшися злая

Рвет и мечет и воет в лесу.

                                             А. Фет

  1. Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели.

                                             Н. Некрасов

  1. Желтый кружится листок,

Путается в сучьях.

Неба синий лоскуток

Затерялся в тучах.                Я. Аким

-   А теперь пройдите в мастерскую художника. Я предлагаю вам нарисовать картину об осени, которая вам больше нравится: золотая, середина осени или поздняя.  (дети рисуют, звучит спокойная музыка)

Итог занятия : игра  « Художественный салон».

    Дети размещают свои рисунки на стендах,  рассматривают выставленные в « художественном салоне»  картины и покупают понравившиеся.

   Правила игры.  Ребенок покупает картину, если рассказал по плану: - название картины;

        - цель приобретения;

- о чем она рассказывает;

- какое в ней настроение; как художник показал в ней главное;

- почему она понравилась.