Портрет мамы. Конспект занятия в старшей группе ДОУ.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Канарейкина Марина Леонидовна

Конспект занятия в старшей группе  ДОУ. Жанры живописи. Портрет. Использование в работе разные техники и материалы. Возможность для педагога использовать продукты занятия для мониторинга .

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №7

МОСКОВСКОГО РАЙОНА

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по художественному творчеству

для старшего возраста

на тему: «Портрет мамы».

В рамках проекта «День матери»

Воспитатель :  Канарейкина  М.Л

Санкт-Петербург

2014 год

Вид деятельности: рисунок-живопись

Творческий замысел :  рисование портрета мамы, передача в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу) в рамках проекта «День Матери»

Предварительная работа:

Предварительная работа: pисование портрета мамы простыми карандашами; знакомство с репродукциями художников; игры и упражнения на различение жанров живописи.

Оборудование у воспитателя: pепродукции художников, воспевающих образ женщины – О.Кипренский «Бедная Лиза»,» Портрет А.А.Олениной» Бронзино «Портрет Элеоноры Толедской», Р.Компен «Женский портрет», Рафаэль «Дама с Единорогом» + любые репродукции картин других жанров – натюрморт, пейзаж ; аудио-запись  П.И.Чайковский, «Адажио» из балета «Щелкунчик»( фрагмент ),мячик, волшебный мешочек для репродукций.

Оборудование у детей:  карандашные наброски портретов простым карандашом, фотографии мам,: различный изобразительный материал ( на выбор)- акварель, кисти, салфетки, баночки с  водой,  восковые мелки, карандаши.

Цель: обучить детей задумывать и воплощать изображение в работе .

Программные задачи:

Образовательные (область интеграции):

Познание:  уточнять и расширять знания детей о жанрах изобразительного искусства. Закрепить знания о жанре портрета.

Художественное творчество: совершенствовать навыки рисования по намеченному контуру. Вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу).

Развивающие (область интеграции):

Познание:  развивать конкретно-образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, учить выделять его составные части, сравнивать их.

Художественное творчество:  учить координировать свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи.

Социализация: повышать мотивацию изобразительной деятельности, через осознание её нравственной значимости.

Здоровье: совершенствовать общую и мелкую моторику.

Коммуникация: активизировать в речи детей прилагательные (милая , добрая , заботливая мама, карие, черные, голубые глаза, темные , рыжие, светлые волосы и др ); развивать связную речь, отвечая на вопросы полным ответом;  побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.

Воспитательные (область интеграции):

Социализация:  воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины-матери. Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца; пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать подарок своими руками.

1. Организационный момент

Воспитатель: добрый день, ребята. Я очень рада вас всех сегодня видеть.

2. Основная часть

Вступительная беседа.

Воспитатель: "Сегодня я хочу поговорить с вами на очень важную для каждого из нас тему "Мама, любовь мамы к ребенку, любовь ребенка к маме", а также мы поговорим о том, как изображают женщин-матерей известные художники. Я хочу побеседовать с вами об этом потому, что мне хочется, чтобы вы еще внимательнее и бережнее относились к своим мамам, чтобы вы еще больше их любили. И чтобы мальчики поняли, что девочки когда-то тоже станут мамами и их нужно уже сейчас беречь и уважать".

Далее воспитатель предлагает поиграть – в волшебном мешочке лежат несколько репродукций с известных картин. Детям предлагается определить жанр изобразительного искусства- портрет( укрепляем на доске ), натюрморт, пейзаж ( откладываем в сторону).

Сначала вспоминаем названия изученных уже жанров – портрет ( изображение человека),  пейзаж ( изображение природы ) , натюрморт ( изображение неживой природы ).

Основная часть:

Вопросы к детям:

- Нравится ли вам картина «Женский портрет»? Почему? ( нежное доброе лицо, немного уставшее).

- О чем думает мама на картине  Ореста Кипренского? (портрет Анны Олениной ) –о своей семье, о чем-то хорошем, приятном, лицо спокойное..  

- Как чувствует себя малыш на картине Бронзино «Портрет Элеоноры…» ? Мама обнимает малыша рукой. Мальчик чувствует себя уверенно, надежно…

- Что выражает взгляд этой мамы? (Серебрякова «Портрет»). Мама веселая, ее взгляд шутливый, озорной…

Ответы детей.

Воспитатель_ я предлагаю вам послушать прекрасную нежную музыку ( «Адажио» П.И. Чайковского). Закройте глазки и представьте себе свою маму.

Прослушивание фрагмента.

Воспитатель – предлагаю вам сыграть в такую игру. Называется она «Скажи маме ласковое слово" и «Как меня называет мама». Игра с мячиком. Воспитатель кидает детям мяч, дети возвращают, называя слова. ( Подвижная игра - физкультминутка )

- Дети, мы с вами на наших занятиях лепкой и рисованием уже создавали работы для мам. Вспомните их пожалуйста.  

Дети: Платье для мамы, закладка для  маминой книги,  рисовали портрет мамы простым карандашом.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам продолжить работу и раскрасить портреты мамы, которые вы уже создали различными материалами (красками, цветными карандашами, фломастерами, мелками - по вашему выбору). Но вначале вспомните, какого цвета глаза у ваших мам, какая прическа, в какую одежду вы нарядите их. Для этого вы можете рассмотреть фотографии мам, которые вы принесли на занятие.

Совместное рассматривание фото. 2-3 ребенка могут вслух описать маму – волосы, глаза

Дети выбирают материал и приступают к работе.

Заключительная работа.

В конце занятия дети раскладывают портреты мам на столе.

Воспитатель хвалит детей за красивые стихи и предлагает детям подарить портреты своим мамам:

- Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портрете? Как ты думаешь, Никита, почему? (называет те или иные качества, отличительные черты).

- Каждый из вас старался нарисовать портрет своей мамы, и все мамы на портретах получились очень красивыми. Мамы будут очень довольны. Молодцы!

 

Список литературы :  

Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах/авт.-.сост. Ю.А.Вакуленко.-Волгоград:Учитель,2009.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. - М., 2011.