Конспект НООД по декоративному рисованию «Матрешка» (по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Сигалева Светлана Владимировна

Цель: 1. Закрепить умение творчески составлять узор из элементов хохломской росписи.

2. Воспитывать эстетический вкус, умение гармонично располагать цвета краски.

3. Совершенствовать технические навыки.

Материалы: силуэты матрешек, городецкие, хохломские, похловско-майданские матрешки, заготовка матрешки, хохломские матрешки на каждый стол для индивидуального рассматривания, гуашь 4-х цветов, баночки с водой, палитра, беличьи кисти № 1 и № 2, листы белой бумаги круглой формы для упражнения рисования элементов, тычки, тряпочки – салфетки, трафареты, магнитофон, русские народные костюмы, платок, книга «Народные художественные промыслы Горьковской области» конверт, приглашение.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия на фабрику.
  2. Рассматривание изделий народно-прикладного искусства.
  3. Рассматривание иллюстраций, книг, альбома.
  4. Рисование хохломского узора, составление композиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nood_matreshka.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НООД

по декоративному рисованию

  «Матрешка»

(по мотивам хохломской росписи)

в подготовительной группе

МБДОУ детский сад № 17

воспитатель Сигалева С.В.


Цель: 1. Закрепить умение творчески составлять узор из элементов хохломской росписи.

2. Воспитывать эстетический вкус, умение гармонично располагать цвета краски.

3. Совершенствовать технические навыки.

Материалы: силуэты матрешек, городецкие, хохломские, похловско-майданские матрешки, заготовка матрешки, хохломские матрешки на каждый стол для индивидуального рассматривания, гуашь 4-х цветов, баночки с водой, палитра, беличьи кисти № 1 и № 2, листы белой бумаги круглой формы для упражнения рисования элементов, тычки, тряпочки – салфетки, трафареты, магнитофон, русские народные костюмы, платок, книга «Народные художественные промыслы Горьковской области» конверт, приглашение.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия на фабрику.
  2. Рассматривание изделий народно-прикладного искусства.
  3. Рассматривание иллюстраций, книг, альбома.
  4. Рисование хохломского узора, составление композиций.

Ход занятия

        Дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы. Стук в дверь. Почтальон принес приглашение на выставку матрешек.

Воспитатель: «Ребята, нас приглашают на выставку матрешек. Хотите там побывать.»

Дети: «Хотим.»

Воспитатель: «А что такое матрешка?»

Дети: «Игрушка, кукла.»

Воспитатель: «Правильно.

Первая русская матрешка из восьми фигур, изображавшая девочку в сарафане, в платке, с петухом в руках, была сделана в 90-х годах 19 века в Москве. Внутри матрешки было помещено целое семейство ребятишек, изображавших мальчиков и девочек. В Нижегородской губернии матрешек стали делать в начале 20 века в селе Меринове, около Семенова. Первым Нижегородским мастером, изготовившим свою матрешку. Был Арсений Федорович Майоров.

А теперь пойдемте на выставку матрешек.»

Дети подходят к столу, где выставлены городецкие, хохломские, похловско-майданские матрешки, заготовка матрешки, книга «Народные художественные промыслы Горьковской области.»

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, сколько различных матрешек. Рассмотрите их. Как вы думаете, какой росписью они расписаны? Какие узоры вы видите?»

Дети: «Городецкая роспись. Узор - купавка, розан, ромашка, листочки.

   Похловско-майданская роспись. Узор- цветы, листочки, веточки.

             Хохломская роспись. Узор – цветы, ягоды, трилистники, завитки, мазки,

капельки.»

Воспитатель: «В чем различия между хохломской и похловско-майданской матрешками?»

Дети: «У хохломской матрешки нарисованы руки, платочек завязывается на узелок, узор на сарафанчике состоит из цветов, ягод,трилистников, завитков, капелек, усиков на платке, а у похловско-майданской матрешки нет рук, платочек не завязывается, длинный, на верху платка всегда нарисован цветок, сарафанчик украшен только цветами и листочками.»

Воспитатель обращает внимание детей на заготовку матрешки.

Воспитатель: «Посмотрите, эта матрешка такая грустная. Почему, как вы думаете?»

Дети: «Потому, что она не расписана.»

Воспитатель: «Конечно всем хочется иметь нарядный сарафанчик, только она пришла на выставку не одна, вот под этим платком спрятались ее сестрички. Они тоже не расписаны.»

Достает из-под платка силуэты матрешек.

Воспитатель: «Давайте, поможем им. Какой росписью хотите расписать матрешек?»

Дети: «Хохломской росписью.»

Воспитатель: «Какие элементы хохломской росписи вы знаете?»

Дети: «Цветы, ягоды, листья, (трилистник) завитки, криуль, кудрина, усики, травинки, капельки.»

Воспитатель: «Что сначала нарисуете?»

Дети: «Цветы, ягоды.»

Воспитатель: «А потом?»

Дети: «Листья-трилистники.»

Воспитатель: «А в конце, чтобы рисунок был ярче его надо разживить. Чем ?»

Дети: «Завитком, криулем, кудриной, усиками, мазками-перышками.»

Воспитатель: «Молодцы! Правильно. Рассаживайтесь по местам. Закройте глаза и представьте узор, которым распишите свою матрешку.»

На столах для индивидуального рассматривания стоят хохломские матрешки, трафареты для детей, которые затрудняются сразу писать узор кистью.

Воспитатель: «Приступайте к работе. Постарайтесь, чтобы ваша матрешка получилась самой веселой, яркой, нарядной, красивой.»

Дети приступают к работе. Звучит тихая русская народная музыка. В ходе работы ведется индивидуальная работа:

  1. В течение всей работы слежу за осанкой, техникой работы кистью и тычком.
  2. Помогаю детям, которые затрудняются в составлении плана работы, подборе элементов, сочетании цветов, в формировании замысла.
  3. У кого не получается, помогаю прорисовать элементы на отдельном листе бумаги.
  4. Поощряю детей.
  5. Использую совет, вопрос – что можно еще нарисовать?
  6. Детям, которые раньше закончили работу, предлагаю составить на ковре хоровод матрешек.

Пока дети рисуют, незаметно убираю заготовку матрешки и ставлю на стол расписанную хохломскую матрешку.

Воспитатель: «Ребята, какие веселые и нарядные получились у вас матрешки. Давайте выберем самую веселую матрешку, самую нарядную матрешку самую яркую матрешку, самый оригинальный узор на сарафанчике матрешки.»

Анализ работы

Звучит магнитофонная запись «Мы – матрешки.

                                             Все мы крошки,

                                             Поплясать хотим немножко.»

Воспитатель: «Посмотрите, матрешки встали  в хоровод и вместе с ними наша матрешка с выставки. Она тоже нарядилась: надела цветастый сарафанчик, желтый платочек и готова пуститься в пляс. Давайте и мы повеселимся с нашими веселыми матрешками.»

Пляска под веселую русскую народную музыку.

Угощение.