Декоративное рисование «Завиток»( по мотивам хохломской росписи)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Щупакова Юлия Александровна

Декоративное  рисование

«Завиток»( по мотивам хохломской росписи)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavitok.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративное  рисование

«Завиток»( по мотивам хохломской росписи)

(подготовительная группа)

Программное содержание. 

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Материал.

Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

Связь с другими образовательными областями.

Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

Ход занятия.

I Мотивация.

 

Презентация «Хохлома» (заставка)

Нам пришло письмо

Здравствуйте ребята, я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных  и красивых предметов. Все эти предметы  изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть сказ о хохломе )презентация- показ)

II Совместная деятельность взрослого и детей.

Часть 1

Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации.

Слайд 1

         -Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

Слайд 2

         -Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

         Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

Слайд 3-10

-Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? ( красивая посуда,  яркая , радостная , богатая, красочная!)

-Из какого материала изготовлена  эта   посуда? (Из дерева.)

-Все  ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

Слайд 11

         -Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера  для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный).

         -Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

         -Травный орнамент, или «травка»,

            Так характерен для всей хохломы,

            Чудесный рисунок волшебной страны!

Слайд 12

         Элементы травной росписи.

-Как вы думаете элементов в росписи мало или  много? Конечно много. 

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Слайд 13

Криуль                Завитки – простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Слайд 14

Листики

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Слайд 15

Ягодки

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Слайд 16

Ягодки смородины

Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

Слайд 17

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Ребята, посмотрите на выставку  хохломской посуды, я ни чего не перепутала?

Игра « Убери лишний предмет»

 

Часть 2

         -А  вы  бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

-Сегодня  я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для хохломы.  Какой элемент росписи мы будем учится,  рисовать ? (завиток). Правильно завиток.  

Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку  в одну сторону, в другую сторону.

Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой  стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой).

А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки.  Выбирайте,  чем вы будете работать и присаживайтесь.

Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

Давайте возьмем в руки сухую  кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима  веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать  досочку.  

Дети рисуют под музыку.

 

 

III Рефлексия

Анализ

Какие  замечательнее росписи  у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом.   Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование «Завиток» ( по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе

Декоративное  рисование«Завиток»( по мотивам хохломской росписи)(подготовительная группа )        ...

Конспект НООД по декоративному рисованию «Матрешка» (по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе

Цель: 1. Закрепить умение творчески составлять узор из элементов хохломской росписи.2. Воспитывать эстетический вкус, умение гармонично располагать цвета краски.3. Совершенствовать технические навыки....

Фольклорный праздник и декоративное рисование (по мотивам хохломской росписи) старшая группа

Задачи:Продолжить знакомить детей с русским народным творчеством через проведение обрядного праздника «Осенины».Закрепить умение проявлять творческие особенности детей в музыкальной и изобразительной ...

Конспект по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы "Роспись чаши" по мотивам Хохломской росписи

На занятии дети знакомятся с росписью на изделиях хохломы, учатся выделять элементы узора, учатся приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи....

Конспект организованной образовательной деятельности «Завиток. Знакомство с хохломской росписью».

конспект органзованной образовательной деятельности для дошкольников подготовительной к школе группы по ознакомлению с хохломской росписью...

Декоративное рисование «Завиток» (по мотивам хохломской росписи)

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Совершенствовать умение выделять композицию, основные элементы росписи, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и ...