Совместная образовательная деятельность по рисованию в старшей группе "Городекая роспись доски"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Ильичева Ольга Евгеньевна

В этом материале продолжаем знакомить детей с русским народным декоративно - прикладным промыслом: городецкая роспись

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gorodets.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно – речевому развитию детей Кировского района

Санкт – Петербурга

Совместная образовательная деятельность по рисованию
в старшей группе

Тема: «Городецкая роспись доски»

С использованием ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологии и технологии проектной деятельности

Составила и провела:

Ильичева Ольга Евгеньевна

Санкт – Петербург

2015 год

Предварительная работа

  • Рассказ воспитателя о русской народной культуре
  • Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства
  • Заучивание стихов, потешек о народных промыслах
  • Рассматривание альбома декоративно – прикладного искусства «Городец»
  • Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику»

Программное содержание

Речевое развитие:

  • Совершенствовать речь как средство общения
  • Совершенствовать умения давать точную характеристику объекту, высказывать предположения и  делать простейшие выводы
  • Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов
  • Обогащать словарный запас (купава, розан, Городец)

Социально – коммуникативное развитие:

  • Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание помочь товарищу
  • Развивать умение оценивать работы товарищей
  • Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность

Познавательное развитие:

  • Познакомить с историей возникновения городецкой росписи
  • Показать разнообразие художественного наследия русских мастеров
  • Формировать познавательный интерес к народным промыслам

Художественно – эстетическое развитие:

  • Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам городецкой росписи
  • Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определенной последовательности
  • Учить составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев, сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим
  • Развивать умение смешивать цвета для получения нужного оттенка
  • Развивать композиционные умения, чувство ритма

Физическое развитие:

  • Активация мышечного тонуса и моторно – координационных систем;
  • Совершенствование мелкой моторики и координации движений глазами

Материалы для занятия

Образцы изделий посуды, расписанной городецкими мастерами; плакаты с городецкой росписью; ноутбук со схемой поэтапного рисования городецких цветов и листьев; запись телепередачи «Шишкин лес. Городец»; заготовка для росписи (вырезанная доска); кисти,  гуашь, салфетки, стаканчики с водой

Ход занятия

Воспитатель: Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

Много-много лет назад, в городе Городец, что недалеко от Нижнего Новгорода возник этот промысел. Отсюда и название – Городецкий. Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.  Со временем мастера стали расписывать даже части дома - ставни, двери, ворота.

Дети рассматривают образцы городецкой росписи.

Воспитатель: Ребята, скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?

Дети: Цветы, листья, птиц, коней

Воспитатель: Да, верно. Роспись выполняется гуашью. Сначала готовят цветной фон (чаще всего желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветочных пятен, красиво согласованных по тону и цвету. Главный цвет городецкой росписи – ярко – желтый хром. Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. Главный мотив росписи -бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. (Показ изображений с купавкой и розаном). Кроме того, изображаются ромашки, листья, бутоны.

Игра «Отгадай элемент росписи»:

  • Он неброский, круглый он, нераскрывшийся… (бутон)
  • Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - …. (купавка)
  • Словно чудо тут и там распускается…. (розан)
  • Она круглая, как чашка, и зовут ее …. (ромашка)

Просмотр телепередачи «Шишкин лес. Городец»

Воспитатель: Ребята, сейчас нам нужно сделать фон для нашей доски. Какого цвета будет фон? (Дети: Желтый). Да, желтый, потому что раньше окрашивали дерево луковой шелухой, которая придает дереву желтый цвет.

Дети рисуют фон желтой гуашью под фоновую музыку (народные песни)

Воспитатель: А пока фон сохнет, сделаем разминку

Физкультминутка

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают                                              (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают                                                 (приседают, руки свободные)

Воспитатель: Еще нам нужно подготовить пальчики к работе. Давайте сделаем гимнастику для пальцев.

Утром рано он закрыт,                                  (Кисти рук плотно сомкнуты)

Но к полудню ближе                            (Ладони отходят друг от друга, подушечки
                                                      больших пальцев прижаты к концам указательных)

Раскрывает лепестки, красоту их вижу   (Кисти рук у запястья соединены, а пальцы
                                                                     плавно расходятся в стороны)

К вечеру цветок опять закрывает
венчик,
                                                           (Пальцы сомкнуты, как закрытый цветок)

И теперь он будет спать                           (Кисти рук возвращаются в исх. Положение)

До утра, как птенчик                                 (Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон)

Воспитатель: Ну вот, фон подсох. Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Далее рассказ сопровождается показом схем поэтапного рисования городецких цветов и листьев и демонстрацией воспитателем приемов изображения). Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круг для розана побольше, для купавки – поменьше. Характерный цвет красный, оранжевый, синий. Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки центр смещается влево или вправо. Чистой краской (не смешанной с белилами) рисуется центр цветка в виде круга. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Чистой краской рисуем лепестки. Дужку начинают рисовать кончиком кисточки, затем – сильный нажим (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Завершающий этап росписи – оживка. Чаще всего она выполняется белилами. Белые штрихи словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок. Выполняем тонкой кистью белые штрихи и точки. Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? (Ответы детей).

У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти. А теперь посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает?

Дети: Розового и голубого

Воспитатель: Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет, голубой? (Ответы детей)

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.

В конце занятия проводится обсуждение выполненных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность по рисованию в старшей группе "Осенние листочки"

Данный материал будет полезен при подготовке к занятию по рисованию на тему "Осень"...

Совместная образовательная деятельность по рисованию в старшей группе "Салют над городом в честь Дня Победы"

Материал будет интересен при подготовке ко Дню Победы в старшей группе, знакомит детей с подвигом советского народа...

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей группе на тему "Городецкая роспись"

laquo;Городецкая роспись» Возраст  воспитанников: старший дошкольный возрастВиды деятельности: коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой трудОбра...

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись."

Цель: познакомить детей с орнаментом хохломской росписи.Задачи:Образовательная:- Продолжать знакомить с искусством Хохломы.- Пополнение словарного запаса.Развивающая:- Продолжать учить рисо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Роспись новогодних елочных игрушек».

Программное содержание:Учить украшать елочную игрушку, используя элементы росписи: линии, мазки, точки, с помощью нетрадиционной техники рисования «тампонирование», рисования ватными палоч...