Методические рекомендации при составлении авторской парциальной программы по изобразительному искусству, соответствующей требованиям ФГОС.
учебно-методическое пособие по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Шакирова Ольга Григорьевна

 В методических рекомендациях представлен личный опыт построения  и реализации парциальной программы по изо «Волшебные краски», который, надеюсь, поможет педагогам при создании собственной рабочей программы, соответствующей требованиям к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, представленным в ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rekomendatsiya_izo.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации при составлении авторской парциальной программы по изобразительному искусству, соответствующей требованиям ФГОС.

Соответственно идеям ФГОС рабочая образовательная программа должна быть направлена на формирование картины мира, и на индивидуализацию образовательного процесса

Поэтому мои занятия по изобразительному искусству «Волшебные краски» направлены на развитие духовной и душевной сферы ребенка. На любование прекрасными явлениями окружающего мира. Основная цель занятий состоит в том, чтобы замечать красоту вокруг себя, и попытаться передать ее с помощью рисования, пропустив через призму собственного восприятия. «Волшебные краски» - это то, что использует самый гениальный художник на свете - природа. Будь то дождь, осенние листья, лесные ягоды, снежинки - во всем можно увидеть красивое и безупречное. Задача художника в данном случае - передавать эти краски и формы на бумаге. Замечать отдельные тонкости, попытаться увидеть картину в общем. Именно поэтому в моей программе за основу взята программа Неменского Б.М., в которой именно духовно-нравственные, эстетические задачи стоят на первом месте. Так как программа Неменского создана для начальной школы, то я считаю уместным отметить, что на этом уровне осуществляется преемственность дошкольного образования и начальной школы. Реализуется подготовка к тому, с чем ребенок столкнется при изучении изо в начальной школе. Дошкольник знакомится с необходимыми дидактическими единицами, представленными в программе Неменского Б.М.

Моя программа адаптирована для детей дошкольного - старшего и подготовительного возраста. Поэтому я широко использовала нетрадиционные техники рисования, а также потешки, загадки, сказки, физ-минутки, стихи - все то, что сензетивно дошкольному возрасту. Так как ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая, то каждое мое занятие - это игра-путешествие. Изобразительная деятельность коррелируется с деятельностью игровой.

В программе Б.М. Неменского меня так же восхитил симбиоз музыки и художественного творчества. Поэтому практически на каждом занятии мы прослушиваем бессмертные произведения русских и зарубежных классиков, если это соответствует теме. С помощью интерактивной доски дети знакомятся с картинами известных художников, которые, восхищались явлениями окружающего мира, и передавали свои впечатления. Метапредметность частично реализуется на занятиях, о чем более подробно сказано ниже.

Удивительно, насколько тонко, легко, непосредственно и глубоко дети чувствуют величественность бессмертных произведений. Внимательно слушают творения Чайковского, Дебюсси, Баха и прочих классиков. Замечают цвета, которые использовали художники в своих работах. Например, при просмотре картин весеннего неба, дети замечали даже оттенки зеленого, которые, признаться, я сама не заметила, готовясь к занятиям.

Таким образом, раскрывается и поддерживается самоценность детства, амплификация развития.

Сказочный фольклор, широко использующийся на занятиях, максимально близок к детям этого возраста. Например, при рисовании героев сказочной страны, детская фантазия создавала и удивительный мир вокруг этих героев. Розовое небо, диковинные птицы, ручьи среди цветов...

Знакомясь с доступными возрасту тонкостями передачи объема, перспективы, света и тени, дети так же знакомятся геометрией, логикой, физическими законами. Что очень важно для детей этого возраста, помимо целесообразного художественно-эстетического развития - мои занятия решают некоторые проблемы речевого развития. Во-первых, развитие мелкой моторики, во-вторых, занятия наши строятся на живом диалоге. Исключая моменты сосредоточенной работы над самим рисунком, дети постоянно общаются между собой и с преподавателем, рассуждая о своих и чужих работах; соотносят с тем, с чем они уже сталкивались в своей жизни. Будь то бытовые ситуации, или непосредственно их опыт художественного творчества. Также мы совместно решаем воспитательные задачи. Например, мы вывели формулу того, что художник - необычный человек. Но в первую очередь художник должен быть добрым. Пусть звучит это именно «по-детски», но это их собственная формулировка. И как же приятно слушать, когда дети с жаром доказывают ребенку, что нельзя смеяться, если у кого-то упал стул, или разлилась вода. Развивается эмпатия. Я не успеваю предложить ребенку карандаш, как меня опережают другие дети. Таким образом, на занятиях создается благоприятная социальная ситуация развития.

На занятиях мы движемся от частного к общему - на основе наблюдения за картинами в заданной теме и последующего собственного творчества, выходим к общим понятиям. Я это называю «секретами художника». Кстати, деткам очень нравится, когда я говорю, что сейчас раскрою очередной секрет. И одним из показателей удачности выбранного метода являются вопросы и собственные детские открытия. Я не говорю о само собой разумеющемся - наводящих вопросах со стороны преподавателя. Речь идет о вопросах от детей: «Почему у меня получается так?», и последующих попытках самостоятельно объяснить причины.

На моих занятиях дети создают проект на каждом занятии. В этом я ориентировалась на потребности моих воспитанников. Мы пробовали создавать работы, растянутые на несколько занятий, но в виду временных ограничений, сталкивались с определенными трудностями. Им больше нравится, когда у каждого занятия есть итог и готовый «продукт». К тому же форма и, если можно так выразиться, настроение занятия - отличаются один от другого. Рисование осеннего парка и создание забавных зверюшек - совершенно разные - и по форме, и по настроению. Неизменной остается только структура занятия. Детям необходим элемент сюрприза. То, что каждое занятие не похоже одно на другое. Если говорить о проекте - то тут скорее проект «Времена года». Тематика занятий в целом соответствует природным явлениям, которые происходят в данное время года. В завершении кружка, планируется мини-выставка по временам года.

Развивающая предметно-пространственная среда  на моих занятиях представлена отдельным учебным классом. Наличие удобной мебели, интерактивной и меловой доски, ноутбука, больших окон, дополнительной подсветки позволяют наиболее удачно организовать проведение занятий по рисованию.

Занятия проходят с небольшими группами детей, каждый ребенок является субъектом образовательного процесса, реализуется индивидуализация образования.

Все вышесказанное говорит о том, что на занятиях развиваются все группы учебных универсальных действий - личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные. Конечно, в первую очередь я обращаюсь к личностным действиям (нравственно-этическая ориентация), но без применения остальных групп невозможно дальнейшее построение занятия. Программа «Волшебные краски» так же реализует принцип вариативности и разнообразия организационных форм дошкольного образования.

Подводя итог моим рассуждениям, я надеюсь, что мой опыт построения  и реализации парциальной программы по изо «Волшебные краски» поможет педагогам при создании собственной рабочей программы, соответствующей требованиям к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, представленным в ФГОС. «Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально- нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса».

Содержание программы позволяет развивать каждого ребенка во всех образовательных областях. В чуть меньшей степени она направлена на физическое развитие, но это является естественным следствием специфики занятий по изобразительному искусству.

Шакирова О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"...

Методические рекомендации для воспитателей"Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО"

Методические рекомендации для воспитателей"Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО"...

Методическая рекомендация для воспитателей. Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО

Методическая рекомендация для воспитателей. Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО...

Методические рекомендации по составлению презентаций в программе Microsoft PowerPoint.

Презентация дает возможность наглядно представить инновационные идеи, разработки и планы. Учебная презентация представляет собой результат  работы , с помощью которой они...