Главные вкладки

    Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Чудо филимоновской свистульки"
    план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

    Предлагаю вам конспект НОД на тему «Чудо филимоновских свистулек» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Этот конспект НОД, направленный на знакомство дошкольников с  народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nod_chudo_filimonovskih_svistulek.doc100.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Чудо филимоновских свистулек»

    Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

    Цель

    Знакомство с  народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

    Задачи

    Образовательные:

    Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

    Учить раскрашивать готовые игрушки-свистульки элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

    Развивающие:

    Развивать у детей чувство цвета, формы.

    Развивать воображение и творчество.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

    Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

    Словарная работа: народные промыслы, декоративно-прикладное искусство,  филимоновская игрушка, элементы росписи.

    Методы и приемы: игровой, наглядный, использование художественной литературы, рассказ воспитателя,  вопросы к детям, показ ребенком, практическая деятельность детей.

    Материалы и оборудование:

    Игрушки-свистульки (курочки, петушки, птички, барыни, солдат, козел, баран, медведь, свинка и др.); дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; фигурки игрушек, сделанные из соленого теста; краски гуашевые, кисти, баночки с водой.

    Предварительная работа:

    Лепка декоративная из соленого теста по мотивам народной пластики «Игрушки-свистульки». Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

    Ход        

    Организационный момент

    Воспитатель обращает внимание детей на выставку филимоновских игрушек-свистулек, читает стихотворение Н.В. Денисова «Филимоновская игрушка»

    Ты откуда пришла к нам такая?
    Вся простая, без хитрых затей.
    С длинной шеей и расписная,
    Для игры и забавы детей.

    Я тебя полюбил в раннем детстве –
    Мастерицею бабка была.
    Ты ко мне перешла по наследству
    От красивых людей из села.

    Для тебя не страшны расстоянья.
    Ты – от предков далеких времен.
    Эти глиняные изваянья –
    Колокольной Руси перезвон.

    Дети рассматривают экспонаты, делятся впечатлениями.

    Рассказ воспитателя

    По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

    Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

    Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

    Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины. (ответы детей)

    Какие эти игрушки?  (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные и др.)

    Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

    Дыхательная гимнастика «Свистульки»

    Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

    Воспитатель: Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

    Обратите внимание на форму игрушек. Какая она? (вытянутая)

    Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

    После обжига игрушки расписывают. Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)

    Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги) Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Кофты у барынь и рубахи у солдат окрашены одним цветом, в основном красным. Но сколько выдумки появляется у мастеров, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

    Делали игрушки к весеннему празднику, который называется «Свистунья». Весенние народные праздники и гулянья проходили на большой площади. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торговали веселым товаром. Охотно разбирали его взрослые и дети. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гулянье, но громче всего слышался заливистый свист. И, конечно, играли в веселые народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Карусель»

    Физкультминутка: игра «Карусель»        

    Дети встают в хоровод и идут по кругу, читая стихотворение «Карусель» В.Берестова.

    Нас за тридевять земель

    Не укатит карусель.

    Но куда же без оглядки

    Мчатся зайцы и лошадки?

    Едем мы на карусели

    От веселья и к веселью.

    Дети начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп стихотворения, и одновременно неспешно бегут друг за другом.

    Воспитатель: Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую.

    Работа в творческой мастерской

    Дети выбирают игрушки-свистульки, сделанные из соленого теста.

    Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. Используется показ ребенком рисования на листе бумаги отдельных элементов филимоновской росписи. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

    Анализ детских работ

    Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Дети устанавливают игрушки-свистульки на специальную подставку. Воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ.

    О том немало сказано
    И нынче говорят:
    Они свистульки разные
    Из глины той творят –
    Все пастухов да конников,
    Ребят да молодух;
    В ряду медведь с гармоникой,
    Собака и петух.
    Стоят – горят по полочкам,
    От красок горячи:
    В рисунке солнце с елочкой,
    Да грабли и грачи.
    Ах, эти грабли-грабельки
    Да елочки мои,
    Свистулечницы – бабоньки,
    Игрушки-соловьи!

    (Владимир Лазарев)

    Итог.

    Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали?

    Какие моменты вам больше понравились и почему?

    Кто такие народные умельцы?

    Список использованной литературы

    Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Филимоновская свистулька

    Художественное слово, беседа с детьми...

    Конспект беседы «Филимоновская свистулька»

    Знакомство  с Филимоновской игрушкой. Рассказать детям о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы....

    Филимоновские свистульки

    Старшая группа «Филимоновские свистульки»«Знакомство с творчеством филимоновских мастеров»Цель. Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров, историей промысла.Задачи:развивающие  ...

    КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

    Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

    Конспект совместной организованной деятельности с детьми подготовительной группы по изобразительной деятельности (лепка рельефная декоративная по мотивам народной сказки) «Филимоновские игрушки-свистульки»

    Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать начальное представление о ремесле...

    Конспект организованной деятельности по декоративной лепке в средней группе на тему: «Филимоновская игрушка-свистулька».

    Конспект организованной деятельности по декоративной лепке в средней группе на тему:«Филимоновская игрушка-свистулька».  Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно...

    Художественно-эстетическое развитие. План-конспект занятия для подготовительной к школе возрастной группы «Звездочки» Тема: «Игрушки-свистульки»

    Цель:Продолжать знакомство  с дымковской игрушкой – свистулькой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющую свою специфику и образную выразительность. Задачи:-...