НОД по рисованию в средней группе "Филимоновская свистулька"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Поздяева Светлана Анатольевна

Цель: Ознакомление с предметами декоративно - прикладного искусства страны

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с промыслом – «Филимоновская» свистулька. Знакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

Развивающие:

  • Освоить простейшие элементы Филимоновской росписи – полоски, «ёлочки», правильно использовать основные цвета промысла. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно – прикладного искусства страны. Дать детям возможность почувствовать себя народным мастером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimonovskaya_igrushka.docx675.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №112»

Модуль

непосредственно образовательной деятельности

по рисованию

в средней группе №12

на тему: «Филимоновские свистульки»

Подготовила: воспитатель Поздяева С.А.

Саранск, 2021-2022 учебный год

Цель: Ознакомление с предметами декоративно - прикладного искусства страны 

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с промыслом – «Филимоновская» свистулька. Знакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

Развивающие:

  • Освоить простейшие элементы Филимоновской росписи – полоски, «ёлочки», правильно использовать основные цвета промысла. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно – прикладного искусства страны. Дать детям возможность почувствовать себя народным мастером.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное», «Физическое развитие».

Оборудование: проектор для презентации, карусель.

Демонстрационный материал: филимоновские игрушки, свистульки

Раздаточный материал: гуашь, кисти, фломастеры, баночки с водой, бумага по количеству детей.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: оформление выставки народных игрушек, оформление стенда с иллюстрациями филимоновских игрушек.

Предварительная работа: рассматривание альбома с филимоновскими, дымковскими игрушками, чтение стихов о народной игрушке

Индивидуальная работа: создание композиции с детьми, которые затрудняются

Структура занятия: групповая

Методические приемы: наглядные, игровые

Словарная работа: с маленькой буквы: филимоновская, синика, обжиг.

Ход модуля:

1. Вводная часть.

                            Эй, дружок, да подойди же,

На игрушку погляди же:

Наш козлик из Филимоново

Раскрашен ярко, здорово.

2. Организационная часть.

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы познакомимся еще с одной народной игрушкой – «филимоновской» свистулькой.

Рассказ воспитателя (с показом картинок, либо презентация):

Филимоновская игрушка — старейший  народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига используются муфельные электрические печи.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» — создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.

Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым — глаза-точки.

Свистульки в деревне Филимоново и сейчас лепят вручную. Правда, обжигают их не в горнах, как в старину, а в электрических муфельных печах: температура в них достигает 950 градусов. На смену анилиновым красителям и ацетону пришел яркий, стойкий и безвредный акрил. Его наносят кистями разной толщины из натурального меха, хотя некоторые мастера по старинке пользуются для росписи куриным перышком.

А после работы все мастера любили прокатиться на карусели. Покатаемся на карусели?

Подвижная игра: « Карусель» (русские народные мелодии в обработке Е. Тиличеевой)

Дети встают в кружок вокруг «карусели», держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу по музыку приставным шагом правое плечо вперед, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели.

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Игра проводится два раза.

3. Практическая часть

Воспитатель: Делу время, а потехе час. Давайте же и мы с вами распишем наши игрушки. Побудем игрушечных дел мастерами. Конечно, мы не будем расписывать наши игрушки перышком, для этого у нас есть кисти. Вспомним, как расписывали мастерицы свои свистульки.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится всегда одинаково:

  • сначала накладывают желтые полосы и пятна;
  • потом их обводят красным;
  • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Как называют мастерицы ласково свои краски? (лимонка, малинка, зеленка).

Какие используют элементы росписи используют? (полоски, елочки).

Приступаем к работе.

3. Рефлексия.

Итак, дети, давайте вспомним с какой игрушкой мы сегодня познакомились?

Какие у нее отличительные черты? (вытянутые шеи, 3 цвета)

Из чего изготавливают филимоновские свистульки? (из глины, которую называют «синика»)

Какие используют цвета в росписи? (желтый, красный, зеленый. Лимонка, малинка, зеленка).

Давайте посмотрим на наши работы (выставка рисунков), все ли удалось нам выполнить правильно? Какие были трудности? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в средней группе. Тема: «Лиса». (рисование тычком)

формировать умения рисовать гуашью, используя тычок:  развивать воображение и восприятие окружающего мира...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования (печатками из ластика) «Волшебница осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в  средней группе с использованием нетрадиционной те...

Рисование в средней группе "Осенний ковер". Нетрадиционная техника рисования "Печать листьями".

Рисование в средней группе «Осенний ковёр»Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»Программное содержание:- познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями»;- разви...

Занятие по рисованию (изодеятельности). Средняя группа. Нетрадиционные техники рисования

Занятие в средней группе по рисованию (изодеятельность). Нетрадиционные техники рисования (отпечаток ладони).Тема: "Динозаврик и кактус"...

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию в средней группе, с использованием нетрадиционных техник (рисование поролоном). «Мишутка»

Непосредственно образовательная деятельность  по рисованию в средней группе,с использованием нетрадиционных техник(рисование поролоном).«Мишутка»...

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию в средней группе, с использованием нетрадиционных техник (рисование поролоном). «Плюшевый медвежонок»

Непосредственно образовательная деятельность  по рисованию в средней группе, с использованием нетрадиционных техник (рисование поролоном). «Плюшевый  медвежонок»...